Автосервисы
Wilgood в Москве
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 101-05-13
Только до
Черная пятница в Wilgood - контрольный осмотр бесплатно!
Узнать подробнее
Только до
Черная пятница в Wilgood - контрольный осмотр бесплатно!
Узнать подробнее

Когда нужно менять ремень ГРМ: регламенты, признаки, правила замены

11.11.2025
1025
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 11.11.2025
Сохранить статью:
Когда нужно менять ремень ГРМ: регламенты, признаки, правила замены

Когда нужно менять ремень ГРМ? Обновление требуется при достижении пробега или срока службы, указанных производителем (обычно 60–100 тысяч километров или каждые 5–7 лет). Также поводом служат видимые повреждения: трещины, расслоение или следы масла.

Чем грозит игнорирование? Обрыв ремня приведет к встрече клапанов с поршнями, что вызовет серьезные повреждения двигателя и дорогостоящий ремонт. Регулярная диагностика предотвратит катастрофические последствия.

Что собой представляет ремень ГРМ

Он служит связующим элементом между коленчатым и распределительным валами, гарантируя точное согласование движения поршней и открытия клапанов. Вообще же он является частью газораспределительного механизма (ГРМ). Это то, что контролирует работу клапанов, отвечающих за подачу топлива и воздуха в цилиндры. Также он отвечает за выпуск отработанных газов.

В современных четырехтактных двигателях клапаны расположены в головке блока цилиндров и управляются одним или двумя распределительными валами.

Этот ремень является достаточно важной деталью. Ведь любое его смещение или проскальзывание может привести к сбою работы двигателя, поэтому он выполнен зубчатым, а не клиновым.

Что собой представляет ремень ГРМ
Источник: zr.ru

Кроме основной функции, ремень вращает насос системы охлаждения. Для поддержания правильного натяжения используется ролик.

Современные ремни изготавливаются из прочного кордового материала. Это обеспечивает высокую устойчивость к растяжению и воздействию моторного масла и технических жидкостей. Чтобы избежать поломки, водителю важно контролировать его состояние и понимать, когда нужно менять ремень ГРМ, учитывая износ и рекомендации производителя.

В некоторых двигателях привод газораспределительного механизма реализован через цепь и звездочки на валах. Этот способ надежнее, но имеет свои минусы. Такой привод требует смазки и сложнее в обслуживании; со временем цепь растягивается и начинает шуметь.

Разрыв ремня ГРМ приводит к немедленной остановке газораспределительного механизма — двигатель глохнет, и дальнейший его запуск становится невозможным. Однако это еще не самое страшное. Автомобиль всегда можно доставить в сервис на эвакуаторе, а сама процедура замены ремня не относится к чрезмерно дорогим или длительным.

Гораздо серьезнее последствия. В результате обрыва ремня поршни могут встретиться с открытыми клапанами из-за полной потери синхронизации между валами. В этом случае вам грозит ремонт или замена головки блока. И это может оказаться наименее затратным исходом. Не исключен и капитальный ремонт двигателя с заменой поршней.

Как же узнать, когда нужно менять ремень ГРМ? Рассмотрим этот вопрос, критически важный для каждого автовладельца.

Как понять, когда нужно менять ремень ГРМ

Большинство автопроизводителей указывают нормативный пробег до этой операции в 60–120 тысяч километров. Но эти данные можно считать лишь условными. На практике реальный ресурс напрямую зависит от манеры вождения, технического состояния двигателя, качества самого ремня, а также условий, в которых эксплуатируется автомобиль.

Например, при регулярных перегревах или в регионах с повышенной запыленностью деталь может износиться почти вдвое быстрее заводских рекомендаций.

Понять, когда нужно менять ремень ГРМ, можно по внешнему виду, но этот способ подходит не всегда. Признаками приближающегося конца службы становятся трещины на поверхности, следы расслоения, изношенные края или появление бахромы.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Однако существует и более опасный вариант: внешне ремень выглядит целым, но при этом уже потерял прочность. В таких случаях разрыв происходит неожиданно, без предварительных признаков — особенно при использовании дешевой копии вместо оригинальной запчасти. Поэтому важно не откладывать замену, особенно если история обслуживания автомобиля неизвестна.

Опытные мастера советуют учитывать не только пробег, но и возраст ремня. Даже если машина почти не используется, спустя 5-6 лет материал постепенно теряет эластичность и становится хрупким. В морозы при запуске двигателя такой ремень способен треснуть буквально в первые минуты работы.

Поэтому если возникает вопрос: как узнать, когда его нужно менять, стоит ориентироваться не только на пробег и срок его службы, но и на условия эксплуатации. Предупредительное его обновление обойдется дешевле, чем дорогостоящий ремонт двигателя.

Признаки скорой замены ремня ГРМ

Иногда такая необходимость возникает раньше рекомендованного пробега. Существует ряд признаков, которые позволяют заподозрить, что срок службы детали подходит к концу:

  • Посторонние звуки в моторе. Непривычные щелчки или шум могут быть связаны с износом ремня, его растяжением либо с некорректной работой натяжного ролика.
  • Проблемы с запуском. Двигатель может заводиться с трудом, работать неровно или «троить». Такое поведение часто указывает на растянутый или проскальзывающий ремень.
  • Наличие подтеков под защитным кожухом. Попадание масла или охлаждающей жидкости на ремень разрушает его материал и значительно ускоряет износ.
  • Изменения в выхлопе. Нарушение синхронности фаз газораспределения приводит к неправильному составу рабочей смеси. Выхлоп становится чрезмерно густым и приобретает резкий запах топлива.
Признаки скорой замены ремня ГРМ
Источник: avtoservice-ufa.ru

Самым очевидным критерием, как узнать, когда нужно менять ремень ГРМ, остаются его физические повреждения. Трещины, надрывы, расслоение или изменение формы делают дальнейшую эксплуатацию крайне рискованной. Игнорирование таких признаков может закончиться его обрывом и серьезным повреждением двигателя.

Порядок действий при замене ремня ГРМ

Общая схема работ выглядит следующим образом:

  1. Первым делом необходимо обесточить автомобиль, сняв минусовую клемму аккумулятора, чтобы исключить подачу напряжения на систему.
  2. Снять ремень привода генератора.
  3. Демонтировать элементы, мешающие доступу к механизму.
  4. Убрать защитный кожух, закрывающий ремень.
  5. Открыть доступ к шкиву коленчатого вала. При отсутствии опыта в ремонте автомобилей рекомендуется обратиться к специалисту.
  6. Совместить установочные метки на распределительном и коленчатом валах. Если заводских рисок нет, используются фиксирующие приспособления.
  7. Ослабить натяжитель ремня. Если он механический, то его вместе с роликом всегда меняют при такой замене, вне зависимости от состояния.
  8. Снять старый ремень ГРМ.
  9. Проверить двигатель: обратить внимание на возможные течи масла или охлаждающей жидкости, а также оценить состояние соседних узлов.
  10. Установить новый ремень ГРМ. Вернуть на место снятые элементы.
  11. Отрегулировать натяжение так, чтобы ремень сидел плотно и не провисал.
  12. Провернуть коленвал на два оборота, убедившись в правильности установки и совпадении меток.
Порядок действий при замене ремня ГРМ
Источник: tilda.com

После завершения этих операций возвращаются на место остальные узлы и агрегаты. Специалисты рекомендуют вместе с ремнем заменять натяжные и обводные ролики, а также обновлять охлаждающую жидкость. Важно помнить, что даже небольшая ошибка при установке может обернуться серьезной поломкой двигателя.

Поэтому, если есть сомнения в собственных навыках или возникает вопрос, как узнать, когда нужно менять ремень ГРМ и правильно ли он установлен, лучше доверить эту работу квалифицированным мастерам на сервисной станции. Это одна из тех операций, где высокая точность играет ключевую роль.

Частые ошибки при замене ремня ГРМ

Это нередко воспринимается как простая операция. Снять старый ремень, установить новый и собрать узел обратно. На практике любая неточность может привести к серьезным последствиям, поскольку от точного положения валов зависит работа всего двигателя.

Первая ошибка

Вращение валов после снятия ремня. Без него теряется синхронизация. Даже незначительное смещение коленчатого и распределительного валов способно привести к тому, что клапаны окажутся на пути движения поршней. Если это не учесть при установке нового ремня, мотор может либо не запуститься, либо работать с перебоями, сопровождаясь посторонними звуками и детонацией.

Не нашли решение своей
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!

Перезвоним в течение 1 минуты

    Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных

    Вторая ошибка

    Неточное позиционирование меток синхронизации. Заводские риски на шкивах и корпусе часто покрываются грязью или бывают плохо читаемы. Неопытные мастера, полагаясь на память или следы от старого ремня, устанавливают новый привод без точной проверки по технической документации.

    Результат — нарушение фаз газораспределения. Двигатель может запуститься, но будет работать с детонацией, значительной потерей мощности и перерасходом топлива.

    Третья ошибка

    Нарушение натяжения ремня. Оно должно быть оптимальным. Чрезмерное усилие ускоряет износ роликов и подшипников, слабое натяжение ведет к перескоку зубьев и проскальзыванию.

    На двигателях с фазорегуляторами последствия особенно критичны: любое отклонение от правильной синхронизации может вывести из строя весь механизм. Поэтому вместе с новым ремнем рекомендуется менять ролики. Также проверяется гидронатяжитель, если он установлен.

    Следуя этим рекомендациям, владелец автомобиля может вовремя определить, когда нужно менять ремень ГРМ. Это минимизирует риск аварийного разрыва и продлевает ресурс двигателя.

    Как не допустить преждевременного износа и обрыва ремня ГРМ

    Чтобы исключить это, важно соблюдать несколько простых, но эффективных правил обслуживания автомобиля:

    • Используйте качественные детали. Предпочтение стоит отдавать оригинальным комплектующим или проверенным аналогам от известных производителей. Дешевые или сомнительные ремни изнашиваются быстрее и могут выйти из строя внезапно.
    • Соблюдайте рекомендованный интервал замены. Производители указывают сроки службы ремня ГРМ по пробегу и возрасту автомобиля. Даже если он выглядит исправным внешне, лучше не отклоняться от этих рекомендаций.
    • Регулярно проверяйте состояние ремня. Его осмотр на наличие трещин, потертостей, бахромы по краям или масляных пятен помогает вовремя выявить износ. Особенно актуально это после долгого простоя автомобиля или при приближении половины срока службы ремня.
    • Контролируйте правильное натяжение. Следите, чтобы ремень не был перетянут или ослаблен. Натяжение должно строго соответствовать спецификациям производителя.
    • Меняйте весь комплект системы ГРМ одновременно. При замене ремня обязательно устанавливайте новые ролики (натяжной и обводной) и натяжитель. Изношенные компоненты сведут на нет ресурс новой детали.
    • Защищайте ремень от масла и загрязнений. Их попадание на ремень резко сокращает его ресурс. Следите за герметичностью двигателя. Предотвращайте контакт ремня с посторонними веществами.
    • Используйте качественное моторное масло. Правильно подобранное и своевременно заменяемое поддерживают чистоту двигателя и помогают всем его компонентам, включая ремень ГРМ, работать исправно.

    Как видите, всё достаточно просто. Но соблюдение этих рекомендаций позволяет вовремя определить, когда нужно менять ремень ГРМ. Следуя им, вы предупредите его неожиданный разрыв и увеличите срок службы двигателя.

    Часто задаваемые вопросы о замене ремня ГРМ

    Что необходимо подготовить для этой операции?

    Перед началом работ внимательно изучите инструкцию по эксплуатации автомобиля. Разные модели имеют свои особенности установки и регулировки ремня.

    Также подготовьте инструменты и комплектующие:

    • Ключи и головки разных размеров.
    • Домкрат и подпорки.
    • Рожковые ключи.
    • Фиксаторы для коленчатого и распределительного валов (если требуется).
    • Новый ремень, натяжные и направляющие ролики. В зависимости от модели машины другие комплектующие (при необходимости).

    Как выбрать ремень ГРМ для замены?

    Наиболее надежный вариант — использовать оригинальные детали. Если они недоступны или слишком дорогие, допустимо приобретать проверенные аналоги от известных производителей.

    Главное — ориентироваться на точные геометрические параметры: длину, ширину, размеры и форму зубьев, а также на зазоры между ними. Любое несоответствие может привести к неправильной установке, проскальзыванию ремня и преждевременному износу.

    Качество изделия играет не менее важную роль. Детали от неизвестных брендов или чрезмерно дешевые ремни могут быстро выйти из строя. Хорошее изделие отличается аккуратно обработанными краями и точной геометрией зубьев.

    Что еще поменять при замене ремня ГРМ?

    Рекомендуется проверить и при необходимости заменить следующие детали:

    • Натяжные ролики. Они удерживают ремень в правильном положении. Со временем ролики изнашиваются, могут шуметь или плохо вращаться. Это напрямую влияет на работу ремня.
    • Направляющие ролики. Эти элементы также подвержены износу и при проблемах нарушают траекторию ремня.
    • Водяной насос (помпа). Если он приводится в движение ремнем ГРМ, его неисправность (утечки, шумы) способна повредить эту важную деталь. Замена помпы предотвращает возможные проблемы.

    Газораспределительный механизм — это точный «хронометр» двигателя, и от корректной работы ремня ГРМ зависит его синхронизация. Любые ошибки в замене, спешка или использование некачественных деталей могут привести к серьезным повреждениям мотора.

    Правильная замена ремня восстанавливает точное положение валов и обеспечивает стабильную тягу. Это существенно продлевает срок службы двигателя. Вовремя проведенная профилактика позволяет быть уверенным, что ремень не подведет в критический момент, а мотор будет работать надежно и без сбоев.

    Источник изображения в шапке статьи: senivpetro / freepik.com

    Вам также может понравиться
    Позвонить
    бесплатно
    В «Счастливые часы»
    СКИДКА
    В «Счастливые часы» СКИДКА
    блогнг
    7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
    Шабанов Олег Вячеславович
    Эксперт в области обслуживания автомобилей

    За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

    Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

    Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня:

    Узнайте, как открыть автосервис
    по франшизе и зарабатывать
    от 750 235 ₽ в месяц
    Вилгуд дарит 100.000 ₽
    на открытие!
    Узнать подробнее Посмотреть отзывы франчайзи