- Краткая информация о цепи ГРМ
- Причины растяжения цепи ГРМ
- Шесть признаков растяжения цепи ГРМ
- Увеличился уровень шума при работе мотора на холостом ходу
- Двигатель неровно работает на холостом ходу
- Двигатель работает неровно, и при трогании с места заметны провалы
- После того как водитель заглушил мотор, коленвал вал может крутануться в обратном направлении
- Падение мощности двигателя и снижение приемистости в момент разгона с малой скорости
- Увеличение расхода топлива
- Как проверить цепь ГРМ на растяжение
- Последствия растяжения цепи ГРМ
- Уход за цепью ГРМ
- Часто задаваемые вопросы о растяжении цепи ГРМ
- С какого момента начинаются неисправности при растяжении цепи ГРМ?
- Как часто должна проводиться проверка растяжения цепи ГРМ в идеале?
- Возможны ли пропуски зажигания в результате растяжения цепи ГРМ?
О чем речь? Растяжение цепи ГРМ можно заподозрить в необычном поведении автомобиля: шумная работа двигателя на холостом ходу, посторонние звуки (лязг, стук, дребезжание), повышенный расход топлива, рывки в начале или во время движения. Любой из этих признаков требует незамедлительной диагностики.
На что обратить внимание? Причиной растяжения цепи ГРМ часто становится использование некачественного моторного масла и плохого масляного фильтра, а также большие промежутки между их заменой. Влияет и стиль вождения. Однако главный фактор — запас прочности, заложенный конструкторами. Поэтому в идеале проверять цепь каждые 10 тысяч километров пробега.
Краткая информация о цепи ГРМ
Цепь газораспределительного механизма (ГРМ) обеспечивает синхронную работу валов распредвала и коленвала двигателя. В зависимости от конструкции силового агрегата такую задачу решает ремень или цепь ГРМ.
Особенность цепного привода заключается в том, что его основная деталь выполнена из прочных металлических звеньев. Такое решение существенно увеличивает срок эксплуатации ДВС и защищает от неожиданного обрыва, который случается с ремнем. Тем не менее в процессе работы мотора может возникнуть и такая неисправность, как растяжение цепи ГРМ.
Преимущество цепного привода:
- Увеличенный срок службы.
- Гарантированная защита от внешних факторов.
- Высокая точность установки фаз газораспределения.
- Повышенная устойчивость к перегрузкам
Как и любые другие детали, со временем цепь ГРМ изнашивается. В процессе работы она занимает изогнутое положение и испытывает постоянное нагревание. Из-за воздействия этих факторов происходит провисание и растяжение цепи ГРМ. Это связано с изнашиванием шарнирных соединений между звеньями. В результате цепь перескакивает на один или несколько зубьев, а в более критичных случаях может и оборваться.
В данном материале мы рассмотрим, как влияет растяжение цепи ГРМ на работу двигателя, и уточним основные симптомы такой неисправности.
Причины растяжения цепи ГРМ
В процессе растяжения цепи ГРМ уменьшается ее давление на башмак. При этом под влиянием давления масла происходит постепенное перемещение плунжера. В результате смещается и шток натяжителя. Так обеспечивается компенсация растяжения цепи.
Поскольку шток гидронатяжителя имеет фиксированный вылет, то процесс растяжения не может компенсироваться бесконечно. Увеличение длины цепи ГРМ, как было отмечено, происходит в результате выработки в шарнирных соединениях между ее звеньями. Поскольку таких элементов много, то даже минимальные изменения в сумме приводят к существенному удлинению цепи.
От чего зависит ресурс цепи ГРМ? На этот момент в основном влияет конструкция деталей ГРМ и качество материалов, из которых они изготовлены.
Здесь в качестве иллюстрации можно привести цепные ДВС, выпускавшихся в 1990-е годы. Их ресурс, как правило, составлял несколько сотен тысяч километров.
На фоне более строгих требований к экономичному потреблению топлива и в ходе изменения компоновки современных моторов производители все чаще предусматривают установку однорядных цепей ГРМ. В таком случае ресурс сокращается уже до 60–100 тыс. км.
Регламенты техобслуживания, стиль езды водителя и качество зубчатых шестеренок остаются важными факторами, влияющими на растяжение цепи. При этом решающую роль в этом контексте играет запас прочности, который заложен конструкторами конкретного ДВС.
Шесть признаков растяжения цепи ГРМ
Увеличился уровень шума при работе мотора на холостом ходу
Когда растягивается цепь ГРМ, двигатель будет более шумно работать на холостых оборотах. Мотор начинает тарахтеть. Это связано с тем, что растянутая цепь на холостых оборотах может касаться крышки.
При этом появляются лязгающие звуки или дребезжание. Чаще всего такой звук возникает в районе крышки привода газораспределительного механизма. Особенно сильным при растяжении цепи ГРМ будет шум холодного мотора. Когда двигатель прогревается, его уровень снижается.
Иногда дребезжание цепи может быть отчетливо слышно в момент, когда на холостом ходу сбрасываются обороты после их увеличения.
Вначале лязгающие звуки хорошо слышны только при открытом капоте, но при сильном растяжении цепи ГРМ шум можно услышать даже на небольшом удалении от авто.
Двигатель неровно работает на холостом ходу
«Подтраивание» мотора в режиме холостого хода связано со смещением фаз газораспределения. Это является следствием растяжения цепи. Фазы распределения при этом не просто смещаются, но и могут колебаться в одну или другую сторону.
В результате топливная смесь поджигается раньше или позже необходимого момента. Это зависит от стороны смещения фаз газораспределения.
Таким образом, в результате нарушения нормального горения топливно-воздушной смеси двигатель начинает «троить». При этом вырабатывается недостаточно энергии для вращения коленчатого вала с пониженными оборотами.
Если происходит более существенное смещение установочных меток коленвала и распредвала относительно друг друга, усложняется и запуск мотора.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Двигатель работает неровно, и при трогании с места заметны провалы
При растяжении цепи ГРМ в результате смещения фаз могут появляться провалы в работе мотора при нажатии на акселератор в момент трогания с места и в процессе движения авто на малых скоростях. Когда обороты двигателя увеличены, к примеру если машина едет на большой скорости, такие эффекты менее ощутимы.
После того как водитель заглушил мотор, коленвал вал может крутануться в обратном направлении
После неудачного запуска или остановки коленвал может дернуться в направлении, противоположном обычному вращению.
Падение мощности двигателя и снижение приемистости в момент разгона с малой скорости
К симптомам растяжения цепи ГРМ следует отнести падение мощности мотора и слабая приемистость в момент, когда нужно ускорить движение машины, которая едет на низкой скорости.
Увеличение расхода топлива
Поскольку нарушается нормальный процесс сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах ДВС, происходит существенное увеличение расхода топлива двигателем. Это связано с тем, что для обеспечения нормальной работы мотора приходится сжигать больше воздушно-топливной смеси.
Что еще нужно знать о неисправностях цепи ГРМ?
- Указанные выше симптомы могут проявляться при растяжении или ослабленном натяжении цепи газораспределения, а также в случае повреждения механизма натяжителя или износа звездочек.
- Использование некачественного моторного масла или масляного фильтра, а также несоблюдение регламента по их замене приводит к существенному сокращению срока службы цепи ГРМ. Кроме того, важным моментом, влияющим на ее ресурс, является своевременная и грамотная регулировка натяжения.
Если, разбираясь, как определить растяжение цепи ГРМ, владелец автомобиля заметил один из перечисленных выше симптомов, необходимо посетить автосервис для проведения диагностики. Эта процедура не отнимет много времени, но позволит получить точную информацию о состоянии цепного механизма и предупредить потенциальные поломки.
Как проверить цепь ГРМ на растяжение
Специалисты применяют следующие методы диагностики износа цепи ГРМ:
- Замер вылета штока натяжителя. Для такой диагностики в защитном кожухе механизма газораспределения многих моделей авто предусмотрен ревизионный лючок. Натяжитель имеет специальные насечки, по которым можно измерить, насколько сильно вышел шток. При отсутствии указанного лючка приходится демонтировать защитную крышку газораспределительного механизма или клапанную крышку. Данные о максимально допустимом вылете штока натяжителя представлены в сервисных документах по обслуживанию и эксплуатации конкретной модели авто.
- Проведение визуального осмотра на предмет оценки провисания цепи между звездочками валов и наличия ее люфта на зубьях шестерен. Данный метод не может считаться очень точным, но опытный специалист может в процессе осмотра выявить сильное растяжение цепи ГРМ.
- Измерение рассинхронизации привода механизма газораспределения на основании показаний датчиков положения коленвала и скорости его вращения. При одновременной фиксации таких сигналов можно получить представление о реальном расположение валов между собой. Минус этой методики состоит в том, что для диагностики понадобится двухканальный осциллограф и эталонный образец показаний, снятых с исправного мотора. В свою очередь, преимущество методики заключается в возможности ее применения без разборки, позволяющей добраться до привода ГРМ. Опытный специалист при наличии указанных факторов способен провести диагностику растяжения цепи таким способом за 30–50 минут.
- Выявление рассинхронизации привода механизма газораспределения с помощью диагностического сканера, подключенного через OBD-II. Такой метод может применяться далеко не на всех моделях авто. Подобная проверка возможна лишь на моторах с фазовращателями. Оценка степени растяжения цепи ГРМ производится на основании показателя угла поворота фазовращателя на холостых оборотах.
Метод диагностики с помощью диагностического сканера может применяться для многих моделей авто, выпускаемых VAG-Group. Используя недорогой аналог дилерского прибора VCDS в 093 группе блока «01-Электроника двигателя», специалист может проанализировать параметр Phase Position Bank 1 Intake. На необходимость замены цепи указывает показание в окошке, близкое к -3.00 °.
Последствия растяжения цепи ГРМ
- Увеличенный износ башмаков, успокоителей и зубчатых шестеренок. При растяжении цепь ГРМ сильнее подвержена колебательным воздействиям. В результате все детали привода будут испытывать чрезмерные механические нагрузки. Откалывающиеся частички материала перечисленных выше деталей могут попадать в поддон двигателя, забивая сеточку маслоприемника, что приводит к неправильной работе системы смазки. Если растяжение цепи будет особенно сильным, она начнет соприкасаться с защитным кожухом газораспределительного механизма.
- Нарушение газообмена в цилиндрах двигателя. В результате неправильного соотношения фаз детали шатунно-поршневой группы испытывают ударные нагрузки, а элементы ГБЦ перегреваются, что в дальнейшем приводит к прогоранию клапанов и поршней двигателя.
- Растянутая цепь ГРМ может перескочить на несколько зубьев. Даже при ее смещении на 1 зуб могут возникать такие проблемы, как затрудненный пуск двигателя, потеря динамики разгона и повышенный расход топлива. Если же цепь ГРМ перескакивает на два и более зубьев, то в большинстве случаев это приведет к встрече поршней с клапанами. Это ведет к повреждению указанных деталей двигателя и дорогостоящему капитальному ремонту силового агрегата. Отметим также, что автомобиль, у которого растянута цепь ГРМ, нежелательно оставлять на спусках и подъемах с включенной передачей.
Особую угрозу несут ситуации, когда авто стоит на задней передаче, но до «упора» в коробку еще преодолевает расстояние в несколько сантиметров.
Такой же риск возникает, когда автомобиль ставится на другие передачи, но при этом успевает немного откатиться назад. В этих ситуациях происходит обратное вращение мотора, что способствует более существенному ослаблению натяжения растянувшейся цепи ГРМ. В результате появляется высокая вероятность, что она будет перекошена при следующем пуске двигателя.
Уход за цепью ГРМ
Чаще всего цепи ГРМ не нуждаются в дополнительном смазывании, поскольку работают в моторном масле. Но их состояние при этом сильно зависит от того, насколько чистое и качественное масло в двигателе. Важно также исключить масляное голодание (недостаточный уровень масла), так как любые трущиеся детали требуют надежной смазки.
Следующий момент ухода за цепью ГРМ связан с систематической проверкой состояния натяжителя. В случае неправильной работы этого механизма цепь постоянно находится в ослабленном положении. В результате возникают ударные нагрузки (особенно в момент запуска или остановки мотора).
Чтобы продлить срок службы цепи ГРМ, необходимо избегать резких разгонов и торможений во время езды на автомобиле.
Часто задаваемые вопросы о растяжении цепи ГРМ
С какого момента начинаются неисправности при растяжении цепи ГРМ?
Растяжение цепи ГРМ более чем на 4 мм оказывает негативное влияние на работу ДВС.
Как часто должна проводиться проверка растяжения цепи ГРМ в идеале?
По рекомендации специалистов диагностика растяжения цепи ГРМ и ее регулировка должны проводиться каждые 10 тыс. км пробега.
Возможны ли пропуски зажигания в результате растяжения цепи ГРМ?
Причиной пропусков зажигания могут быть изношенные детали клапанного механизма, включая кулачки распредвала, а также растянутая цепь механизма газораспределения. В некоторых случаях к такой неисправности приводит дефект зубьев на шестерне датчика коленчатого или распределительного валов.
Еще раз отметим, что растяжение цепи ГРМ связано с увеличением ее шага в результате изнашивания шарнирных соединений между звеньями. При появлении симптомов, указывающих на такую неисправность, не стоит затягивать с заменой этой детали, чтобы не допустить ускоренного износа других комплектующих ДВС.
Современные моторы — сложные и дорогостоящие агрегаты. Их обслуживание и ремонт должны выполнять квалифицированные специалисты, имеющие соответствующий опыт, специальный инструмент и профессиональное оборудование.