Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 101-05-13
Только до
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽
Только до
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽

Как выявить неисправность трансмиссии

11.08.2025
1243
Время чтения: 12 минут
Обновлено: 11.08.2025
Сохранить статью:
Как выявить неисправность трансмиссии

О чем речь? Неисправности трансмиссии — проблемы в узлах, передающих мощность от двигателя к колесам (в коробке передач, сцеплении, кардане, ШРУСе). Они проявляются стуками, рывками при переключении скоростей или потерей тяги.

Какие? Для механической КПП характерны проблемы со сцеплением (пробуксовка, вибрации), для автомата — рывки при переключении и перегрев масла, в роботизированной — сбои электроники, в полноприводной — износ раздатки и межосевого дифференциала.

Признаки неисправности механической трансмиссии

Механическая коробка передач требует от водителя определенной сноровки: нужно чувствовать сцепление, знать, когда и на какую передачу переключаться. Но зато МКПП — самая надежная трансмиссия из всех благодаря своей простой конструкции, которая к тому же еще и легко обслуживается.

Конечно, и у механики могут быть свои проблемы, но их гораздо меньше, чем у других видов коробок передач.

Признаки неисправности механической трансмиссии
Источник: asmotors.ru

К наиболее возможным неисправностям механической трансмиссии относятся следующие:

  • Коробка передач шумит, когда двигатель работает, при этом рычаг переключения передач находится в нейтральном положении

Чаще всего проблема заключается в износе одного или нескольких подшипников. Их придется заменить.

Также причиной шума может быть загрязненное масло или попадание в него воды. В этом случае необходимо промыть коробку и залить свежее масло.

Если шум заметно усиливается при нажатии педали сцепления, то проблема кроется в выжимном подшипнике сцепления — его тоже придется заменить.

  • Шум (скрежет) в момент переключения передачи

Эта проблема с коробкой передач однозначно указывает на неполное выключение сцепления или поломку муфт синхронизаторов. Если неисправность трансмиссии связана с неправильной работой этой системы, проблему может решить регулировка привода сцепления. В противном случае необходим ремонт коробки передач.

Затягивание с решением проблемы приведет к ускоренному износу деталей и сделает переключение передач затруднительным, а в худшем случае — невозможным.

  • Коробка передач функционирует без видимых проблем, однако после стоянки под автомобилем образуется лужа из трансмиссионного масла

Данная явная причина неисправности трансмиссии кроется в протекающих сальниках или прокладках коробки передач. Игнорировать ее опасно: уровень масла быстро упадет до критического, что приведет к серьезным последствиям. Из-за недостатка смазки выйдут из строя подшипники и муфты переключения. Необходимо немедленно устранить течь и пополнить уровень масла.

  • Передача включена, двигатель работает на повышенных оборотах, но автомобиль не разгоняется

Это несомненный признак критического износа диска сцепления. Не только езда становится неудобной, но и откладывать ремонт опасно. Изношенный диск может привести к серьезным повреждениям маховика двигателя, что значительно увеличит стоимость исправления неисправности.

  • Коробка передач самопроизвольно отключает одну или несколько скоростей

Такая неисправность трансмиссии автомобиля требует немедленного вмешательства квалифицированного механика.

«Выбивание скорости» может быть вызвано дефектами привода переключения — механизма, который соединяет коробку передач с рычагом в салоне. Однако причина может быть и глубже: износ вилок переключения или шестерен внутри коробки передач. В этом случае ремонт обойдется дороже.

  • Двигатель работает, но велика вибрация кузова

Помимо проблем в самом моторе, причиной может быть и неисправность КПП — в этом могут быть виноваты ослабшие болты крепления коробки передач к двигателю или ее изношенные опоры.

Основные признаки неисправности автоматической трансмиссии

Автоматическая коробка передач (АКП) автомобиля выходит из строя, если наблюдаются следующие явления.

  • Рывки, толчки и вибрация при переключении передач

Могут возникать как при переходе на высшую передачу, так и при понижении. АКП должна работать плавно, поэтому это явный признак неисправности трансмиссии, который к тому же со временем только усугубляется.

Первоначально толчки могут быть едва заметны, но впоследствии станут серьезной проблемой. Не откладывайте визит к специалисту — своевременное устранение неисправности сэкономит ваши деньги и нервы.

  • Полный отказ коробки передач

В случае возникновения неисправности, приводящей к переходу трансмиссии в аварийный режим, становится невозможным переключение передач. Это в свою очередь влечет за собой полную остановку автомобиля и невозможность его дальнейшего движения.

  • Течь трансмиссионной жидкости
Основные признаки неисправности автоматической трансмиссии
Источник: a.d-cd.net

Любая утечка — это тревожный сигнал, что требует немедленного внимания. Если после стоянки под вашим автомобилем с автоматической коробкой передач видны красные следы ATF, это указывает на эту неисправность трансмиссии.

  • При разгоне из коробки передач доносятся хрустящие или шуршащие звуки, иногда стук

Посторонние звуки (скрип, гул, стук) из коробки передач могут свидетельствовать о серьезных повреждениях внутри АКП.

  • При разгоне автомобиля ухудшаются его динамические показатели

Это могут быть проблемы с гидротрансформатором (для АКПП), износ или повреждение шестеренок в коробке передач, неисправность соленоидов или проблемы с редуктором или дифференциалом.

Кроме того, этот признак может свидетельствовать о других проблемах, например неполадках двигателя.

  • Большое количество стружки на магнитах или самом поддоне

Такой признак неисправности трансмиссии можно заметить лишь при замене масла и снятии поддона. Рассмотрим причины этой тревожной ситуации:

  • Недостаток смазки: низкий уровень масла, использование неподходящего или его загрязнение, которые приводят к усиленному трению и износу.
  • Перегрузки: например, буксировка тяжелых грузов, агрессивное вождение могут ускорить износ трансмиссии.
  • Естественный износ: с течением времени и пробега компоненты трансмиссии изнашиваются.
  • Неисправности в системе охлаждения (для АКПП): перегрев трансмиссии также приводит к ускоренному износу.

Обнаружение большого количества стружки — серьезный сигнал о неисправности трансмиссии, требующий немедленного обращения к специалистам.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

  • На панели управления или панели приборов зафиксирована системная ошибка

Она может быть вызвана множеством причин. Для точной диагностики необходима проверка электронного блока управления (ЭБУ) с помощью диагностического оборудования. Сканирование и расшифровка кодов — ответ о причине неисправности трансмиссии. Например, код P0705 указывает на проблему в цепи датчика положения селектора АКПП.

  • Коробка передач систематически пробуксовывает на всех режимах работы независимо от температуры двигателя

Пробуксовка коробки передач автомобиля во всех режимах, в том числе «на холодную», означает, что, скорее всего, изношенный диск сцепления не обеспечивает достаточного трения, что приводит к проскальзыванию и потере мощности.

После достижения рабочей температуры двигатель, как правило, возвращается к штатному режиму работы.

  • Затруднения при наборе скорости после использования педали тормоза

Разгон с первой передачи заметно затруднен. Только после переключения на вторую передачу автомобиль начинает нормально разгоняться и ехать. Это указывает на проблемы с гидравликой или сцеплением АКП.

  • Задержки при переключении

Автомобиль имеет явные неисправности агрегатов трансмиссии.

Переключение режимов при стоянке замедленное, а во время движения машина дергается, передачи переключаются с задержкой в 1–2 секунды.

При разгоне до 50–60 км/ч коробка должна переключиться минимум два раза. Если этого не происходит, это указывает на серьезные неполадки в работе коробки передач.

Основные признаки неисправности автоматической трансмиссии
Источник: avtomotospec.ru

Кроме того, неисправность трансмиссии также подтверждают следующие признаки:

  • Передачи включаются с задержкой, двигатель раскручивается до 3500–5000 оборотов в минуту. Сцепление при этом не пробуксовывает.
  • Давление масла в трансмиссии критически низкое. Об этом свидетельствует индикатор на панели приборов.
  • Из коробки передач слышен металлический шум даже на холостом ходу.
  • Запуск двигателя невозможен ни в режиме «P», ни в режиме «N».
  • Рычаг переключения передач застревает и не фиксируется в положении «P».
  • Автомобиль продолжает движение в нейтральной передаче, как будто включена первая скорость.
  • При переключении из «P» или «N» на любую другую передачу ощущается сильный толчок, но машина не едет, буксует.
  • На длительном подъеме автомобиль пробуксовывает и преждевременно переключается на пониженную передачу, даже если двигатель работает нормально.
  • Картер гидротрансформатора замаслен.

Рассматривая основные признаки неисправности автоматической трансмиссии, отдельно стоит остановиться на показателях поломки гидротрансформатора.

Это сердце автоматической коробки передач, и его поломка чревата серьезными проблемами.

Вот на что следует обратить внимание:

  • Машина не едет ни вперед, ни назад. Это явный признак отказа АКПП.
  • При переключении из нейтрали или «P» на любую передачу машина либо не едет вовсе, либо разгоняется с трудом, при этом коробка буксует.
  • При включении любой передачи нет привычного ощутимого толчка, характерного для исправной АКПП.
  • Давление трансмиссионного масла в системе существенно снижено или полностью отсутствует.

Главные признаки неисправности трансмиссии с вариатором

Вариатор, безусловно, проще по конструкции, чем классический автомат. Он имеет меньше деталей: шестерен, подшипников и фрикционов. Однако электроника и гидравлические контуры управления все равно присутствуют, а сцепление выполняет гидротрансформатор.

Важно понимать, что сам принцип работы вариатора делает его уязвимым к высоким нагрузкам. Конусы и ремень могут страдать от ударных воздействий. Но, к счастью, современные вариаторы оснащены защитной электроникой, которая минимизирует риски поломок КПП.

Главные признаки неисправности трансмиссии с вариатором
Источник: avtomotospec.ru

Каковы же основные признаки неисправности трансмиссии автомобиля с вариатором?

  • Слабая динамика

Автомобиль не разгоняется должным образом и не достигает максимальной скорости из-за серьезных неполадок в коробке передач. Блок управления переводит агрегат в аварийный режим, что сопровождается предупреждением на панели приборов.

  • Пробуксовка

Вариатор буксует подобно механической коробке с изношенным сцеплением. Причинами могут быть износ ремня (или цепи), проблемы с механизмом сжатия конусов или недостаточное давление в гидросистеме.

  • Рывки при разгоне

Неправильная работа модуля управления или электромагнитных клапанов вызывает рывки во время набора скорости.

  • Дерганье при движении

Дерганье автомобиля не только при разгоне, но и при равномерном движении указывает на износ ремня (или цепи) и конусов вариатора.

Не нашли решение своей
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!

Перезвоним в течение 1 минуты

    Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных
    • Отсутствие переключения передач

    Проблемы с электроникой — модулем управления, датчиками, электропроводкой или соединительными разъемами — приводят к отказу трансмиссии менять передаточное отношение.

    • Гул и вибрация

    Износ подшипников, требующих замены, обычно вызывает гул и вибрацию при работе коробки.

    • Течь рабочей жидкости

    Течь масла через негерметичные сальники и прокладки может привести к падению уровня масла до критического значения, что приведет к переходу в аварийный режим и потере работоспособности вариатора.

    Типичные симптомы неисправности роботизированной трансмиссии

    Роботизированная коробка — это гибрид механики и автомата, поэтому у «робота» могут проявляться симптомы неисправности трансмиссии, характерные для обоих агрегатов.

    Причины поломки могут быть различными. К счастью, как и в других автоматических коробках, здесь предусмотрена система самодиагностики с возможностью перехода в аварийный режим, о чем водитель будет оповещен сигналом на приборной панели.

    Рассмотрим проблемы роботизированной коробки.

    • Рывки при переключениях и подергивания при старте

    Это явный признак изношенных сцеплений или неисправности их актуаторов. Необходимо срочно провести диагностику и ремонт или замену этих компонентов.

    • Двигатель набирает обороты, а автомобиль разгоняется медленно

    Это типичный симптом пробуксовки изношенного сцепления. Требуется его замена.

    • Задержки при переключении передач или зависание на одной ступени

    Проблема в мехатронике. Этот блок управления, отвечающий за электронное и гидравлическое или электромеханическое взаимодействие, сложен в ремонте. Чаще всего его необходимо менять целиком.

    Типичные симптомы неисправности роботизированной трансмиссии
    Источник: dzen.ru
    • Утечка масла

    Роботизированные коробки могут иметь два контура смазки с разными типами масла. Снижение уровня в одном из них ведет к повышенному износу деталей, а утечка из второго — к нарушениям работы системы управления коробкой.

    • Повышенный шум при работе

    Это говорит о необходимости замены изношенных подшипников или шестерен.

    • Вибрации при движении

    Проверьте крепление коробки к двигателю и состояние ее опор. Ослабленное крепление или износ опор — причина вибраций.

    Диагностика неисправностей трансмиссии автомобиля

    Проблемы с коробкой передач и другими компонентами трансмиссии проявляются ярко: рывки при переключении передач, потеря контроля над автомобилем, невозможность переключения или самопроизвольное выключение передачи на нейтральную.

    Дополнительными признаками неисправности трансмиссии выступают: посторонние звуки при переключении, запах горелого масла, утечки трансмиссионной жидкости, вибрация. Все это указывает на необходимость немедленного ремонта. Не игнорируйте эти сигналы. Проведите диагностику и устраните неполадки, чтобы избежать серьезных последствий.

    Для эффективной диагностики и устранения неисправности трансмиссии обязательно поднимите автомобиль на эстакаду или смотровую яму. Это обеспечит удобный доступ к ключевым элементам. Однако помните, что некоторые неполадки проявляются исключительно в движении. Выбирайте для тест-драйва участок дороги с минимальным трафиком.

    Не забывайте также, что правильная балансировка — залог адекватной работы трансмиссии, поэтому перед диагностикой посетите шиномонтаж.

    Этапы диагностики:

    1. В первую очередь убедитесь, что коробка передач сухая, без малейших следов масла.
    2. При работающем двигателе и выжатом сцеплении обратите внимание на звук. Тихое шипение — явный признак износа или разрушения выжимного подшипника. Шум и скрежет при переключении передач говорят о том, что сцепление не справляется со своей задачей — полным отсоединением трансмиссии от двигателя.
    3. При исправном сцеплении автомобиль тронется с места при легком отпускании педали. Если же вам приходится отпускать ее почти до упора, это указывает на сильный износ сцепления.
    4. Проедьте несколько метров задним ходом, а затем, выжав сцепление, начните движение вперед на первой передаче. Щелчок при этом маневре сигнализирует об износе деталей сцепления.
    5. ШРУСы — гарантия плавных поворотов. Сильный люфт при вращении полуосей взад-вперед и хруст на поворотах указывают на неисправность ШРУСов.
    6. Дифференциал — основа устойчивости. Выраженный металлический стук на поворотах и при движении по неровной дороге — тревожный сигнал, свидетельствующий о сильном износе дифференциала, а также о проблемах с ходовой частью.

    Кроме того, для выявления неисправностей трансмиссии автомобиля выполните довольно простой тест. Он информативен и позволяет надежно определить состояние коробки передач.

    Проезжая по спуску, выполните следующие действия:

    1. Переключите автомобиль на нейтральную передачу.
    2. Кратковременно отключите зажигание.
    3. Включите зажигание и установите передачу, соответствующую текущей скорости.

    Если машина без труда заводится на ходу, это означает, что коробка передач функционирует исправно.

    Если же при исследовании неисправности трансмиссии блок самодиагностики автомобиля выдал ошибки, расшифруйте их, используя руководство пользователя авто вашей модели.

    Часто задаваемые вопросы о неисправностях трансмиссии

    Как устроена трансмиссия?

    Расположение мотора и модель автомобиля определяют конструкцию трансмиссии. Эта система состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

    • Сцепление. Передает энергию от маховика на вал колес (в автомобилях с МКПП), или эту функцию выполняет гидротрансформатор (в автоматах).
    • Карданный вал. Это механическая группа, отвечающая за передачу вращения.
    • Коробка передач. Изменяет крутящий момент для адаптации двигателя к различным скоростям движения.
    • Дифференциал. Обеспечивает разворот ведущих колес с разной скоростью, предотвращая пробуксовку автомобиля.
    • ШРУСы. Передают крутящий момент под углом до 70 °. Используются в автомобилях с полным или передним приводом.
    • Раздаточная коробка (преимущественно встречается на внедорожниках). Позволяет включить пониженную передачу или передать крутящий момент на все колеса одновременно.

    Все компоненты трансмиссии тесно связаны и постоянно взаимодействуют друг с другом.

    Как устранить неисправности трансмиссии?

    Для успешного ремонта трансмиссии необходимо:

    • Снять КПП и связанные компоненты. Используйте подъемник или смотровую яму для удобного доступа.
    • Тщательно разобрать, очистить и проинспектировать все детали. Визуально оцените состояние деталей, а также проведите тактильное исследование для выявления скрытых дефектов.
    • Заменить изношенные элементы и не подлежащие ремонту детали. При серьезных повреждениях замена всего узла может оказаться более выгодной, чем дорогостоящий ремонт. Не забудьте о возможности найти контрактную КПП на разборке — это сэкономит ваши средства.
    • Собрать и установить отремонтированные компоненты на автомобиль.
    • Провести тщательную проверку работы трансмиссии.

    Как предотвратить появление неисправностей трансмиссии?

    Чтобы продлить срок службы коробки передач, следуйте этим простым правилам:

    • Меняйте трансмиссионную жидкость регулярно. Делайте это согласно регламенту обслуживания вашего автомобиля и немедленно, если жидкость потемнела или стала мутной. Нормальная жидкость — ярко-красная и прозрачная.
    • Используйте только рекомендованную производителем трансмиссионную жидкость. Поддерживайте ее уровень в пределах нормы, но не переливайте.
    • Всегда выжимайте педаль тормоза при переключении между режимами «Парковка», «Движение» и «Задний ход».
    • Не спешите включать «Парковку» или «Задний ход», пока автомобиль полностью не остановится.
    • Категорически запрещается буксировать другие автомобили, если у вас автоматическая коробка передач. Это может привести к серьезным неисправностям трансмиссии.

    Своевременное и качественное техническое обслуживание авто — это залог долгой службы всех его узлов, включая трансмиссию. Хотя экономия на мелочах вроде запчастей или масла может показаться привлекательной сейчас, помните, что это может обернуться большими тратами в будущем. Ранняя диагностика и своевременный ремонт помогут избежать дорогостоящих проблем.

    Таким образом, в этой статье рассмотрены признаки неисправности основных агрегатов и узлов трансмиссии, которые можно устранить самостоятельно. Однако для более точной диагностики рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту в авторизованный сервисный центр.

    Изображение в шапке статьи: Kirill Prikhodko / unsplash.com

    Вам также может понравиться
    Позвонить
    бесплатно
    Екатерина Баранукова
    менеджер
    🔥Подарок от Вилгуд для случайного посетителя!
    Екатерина Баранукова печатает …
    7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
    Шабанов Олег Вячеславович
    Эксперт в области обслуживания автомобилей

    За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

    Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

    Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня:

    Узнайте, как открыть автосервис
    по франшизе и зарабатывать
    от 750 235 ₽ в месяц
    Вилгуд дарит 100.000 ₽
    на открытие!
    Узнать подробнее Посмотреть отзывы франчайзи