- Принцип работы и устройство автомобильного генератора
- Основные неисправности автомобильного генератора
- Механические неисправности
- Электрические неисправности
- Как проверить генератор на машине, не демонтируя его
- Как проверить генератор после снятия с машины
- Как проверить щетки и контактные кольца
- Как проверить диодный мост (выпрямитель)
- Как проверить регулятор напряжения
- Как проверить статор
- Как проверить ротор генератора
- Часто задаваемые вопросы о проверке генератора на машине
- Какие мультиметры использовать для проверки генератора на машине?
- Какие звуки издает неисправный генератор в автомобиле?
- Что будет, если перегорит регулятор напряжения генератора?
Как проверить генератор на машине? Это ключевой элемент электросистемы автомобиля, и его неисправность может привести к разряду АКБ или отказу электрооборудования. Проверка включает диагностику выходного напряжения, состояния ремня и целостности компонентов.
Что делать? Начинают с измерения напряжения на клеммах АКБ при работающем двигателе (норма 13,8–14,4 В). Далее проверяют натяжение и износ ремня генератора, а также отсутствие посторонних шумов (писка, скрежета). Для углубленной диагностики потребуется тестер или визит в сервис.
Принцип работы и устройство автомобильного генератора
Генератор в электрической системе автомобиля отвечает за преобразование механической энергии из двигателя в электрическую энергию. Он работает в паре с регулятором напряжения, образуя комплексное устройство, известное как генераторная установка.

Современные транспортные средства оснащены генераторами переменного тока, которые оптимально удовлетворяют некоторым задачам:
- Элементарные указатели выработки тока изделия должны быть на должном уровне, чтобы предотвратить постепенное увеличение заряда аккумулятора при использовании автомобиля.
- Даже при значительных колебаниях частоты вращения ротора и нагрузки необходимо обеспечить постоянное напряжение в электрической сети автомобиля.
Из-за высокой чувствительности аккумуляторной батареи к стабильному напряжению необходимость его уровня очевидна. Если вольтаж оказывается недостаточным, тогда возникают проблемы с полным зарядом аккумулятора и запуском двигателя. Повышенное напряжение, напротив, увеличивает скорость износа батареи и сокращает ее срок службы. Далее мы расскажем, как проверить зарядку генератора на машине.
Все модели генератора работают по одним и тем же основным принципам, но отличаются друг от друга по качеству сборки, габаритам компонентов и местоположению различных элементов.
Перечислим основные узлы генератора:
- Шкив. Для передачи механической энергии от мотора к валу генератора используется шкив, который работает при помощи ремня.
- Корпус генератора. Он имеет две крышки – заднюю и переднюю. Статор устанавливается в корпус за счет использования этих крышек. Передняя крышка расположена возле шкива, а задняя – около контактных колец. Кроме того, крышка сзади имеет встроенные выпрямитель напряжения, щетки, регулятор напряжения и выходы для электрических устройств. Эти элементы служат для крепления генератора к основной установке и подшипников ротора.
- Ротор. На металлическом валу установлены две втулки в форме клюва, между которыми помещена обмотка возбуждения. Выводы обмотки подключены к контактным кольцам. Чаще всего используют цилиндрические контактные кольца из сплава меди.
- Статор. Мощность генератора формируется трехфазной обмоткой, находящейся в полостях нескольких стальных листов трубчатой формы.
- Выпрямительные диоды. Три диода высокой мощности, запаянные в тепловые подложки с противоположным зарядом.
- Регулятор напряжения. Прибор, управляющий напряжением, который обеспечивает постоянство напряжения при изменениях частоты вращения ротора, температуры окружающей среды и нагрузки.
- Щеточный узел. Это пластмассовый корпус, внутри которого установлены щетки, которые взаимодействуют с кольцами ротора.
- Кожух, защищающий диодный блок.
Источник переменного электрического тока и катушка для формирования напряжения обеспечивают получение магнитного поля в генераторе. Для проверки работы генератора можно использовать мультиметр.
Пропускание электрического тока через катушку приводит к образованию магнитного потока. Электрическое напряжение возникает на концах катушки из медного проводника. Таким образом, принцип работы генератора основывается на электромагнитной индукции.
Основные неисправности автомобильного генератора
Электрооборудование машины питается от генератора, который заряжает аккумулятор. Когда генератор неисправен, первым нарушается функционирование АКБ, что приводит к невозможности запуска автомобиля. Если вы решили проверить, работает ли генератор на машине, вы можете определить и вид поломки. Она может быть механическая или электрическая.
Механические неисправности
К ним относятся:
- Генератор может выйти из строя из-за неполадок в приводном ремне, которые могут быть вызваны различными факторами, такими как ослабление натяжения, износ или проскальзывание.
- Износ подшипников. Это может объяснить возникновение шума и вибрации при работе генератора, что, в свою очередь, приводит к неполадкам в его функционировании, когда подшипники уже сильно изношены.
- Проблемы с ремнем. Падение напряжения на генераторе может быть вызвано различными факторами, такими как износ приводного ремня, ослабление его натяжения или проскальзывание.
- Повреждение шкива. Деформированный шкив может препятствовать эффективной передаче крутящего момента от двигателя.
- Разболтанный или поврежденный корпус. При возникновении люфта и посторонних звуков следует обратить внимание на состояние корпуса, который может быть искорежен или поврежден.
- Проблемы с вентилятором. Генератор часто нагревается из-за проблем с вентилятором. Неисправные лопасти создают препятствие для нормального охлаждения, и это особенно заметно во время работы под нагрузкой.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Электрические неисправности
К этим проблемам можно отнести:
- Износ щеток. Они теряют контакт с кольцами ротора. Генератор работает нестабильно или не выдает ток совсем.
- Повреждение контактных колец. Износ или обгорание кольца нарушают контакт с щетками.
- Неисправность регулятора напряжения. Напряжение на выходе скачет, может быть слишком низким или опасно высоким.
- Пробой или обрыв обмотки. Из-за обрыва или короткого замыкания в обмотках генератор перестает вырабатывать ток.
- Сбой в диодном мосте. Диоды преобразуют переменный ток в постоянный, и если они сгорают, это приводит к нарушению работы цепи и выходу из строя электрооборудования автомобиля.
Для диагностики многих поломок нужно знать, как проверить генератор на машине, не снимая его.
Как проверить генератор на машине, не демонтируя его
Есть три способа, как проверить работу генератора на машине, которые мы с уверенностью можем вам предложить.
Первый метод, известный как дедовский, не рекомендуется для использования на современных автомобилях с обилием электроники из-за риска повреждения, потому как проверять генератор придется на заведенной машине. Нужно отсоединить клемму аккумулятора на работающей машине и наблюдать за изменениями в электросистеме.

Второй способ. Для проведения этого вида проверки требуется использовать мультиметр, который способен измерять напряжение в цепи любого транспортного средства. Этот метод считается более профессиональным.
Итак, как проверить генератор на машине мультиметром? Для начала следует подсоединить черный щуп к отрицательной клемме батареи и красный – к положительной на машине, где выключен двигатель. Современные автомобили имеют специальные места для подключения, что делает процесс диагностики и зарядки более удобным.
После этого при заглушенном двигателе батарея должна показывать примерно 12,5–12,8 вольт. Далее можно запустить двигатель, не отсоединяя щупы. Значения на мультиметре должны резко подскочить до 14–14,5 вольт. Если этого не случилось и напряжение ниже 13,5 вольт, то генератор точно поврежден.
Когда устройство получает правильные сигналы, оно работает эффективно и стабильно. Для повышения надежности активируйте все функции – подогрев, звук, освещение и другие электрические устройства, затем проверьте индикацию прибора на минимальные колебания. Изменения напряжения в пределах от 0 до 0,5 вольт не играют значительной роли.
Существует еще третий способ, как проверить генератор на машине без мультиметра. Для этого лучше обратиться в специализированный центр. Там проведут комплексную диагностику и, при необходимости, заменят подшипник и нанесут смазку. Сделать все это без специальных инструментов будет сложно.
Как проверить генератор после снятия с машины
После обнаружения неисправности необходимо демонтировать генератор. Далее следует провести проверку каждого элемента отдельно при помощи мультиметра, лампы и визуального осмотра.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
Для начала нужно проверить, что ремень генератора натянут правильно и что подшипники целые. Признаками износа подшипников могут служить необычные звуки и высокая температура генератора.
Как проверить щетки и контактные кольца
Сначала необходимо провести визуальный осмотр кольца и щетки, чтобы оценить их текущее состояние. Например, нужно измерить минимальный остаток (толщина токосъемных щеток не должна быть меньше 4,5 мм, а диаметр колец – менее 12,8 мм). Также следует проверить наличие износа и борозд на деталях.
Как проверить диодный мост (выпрямитель)
При выполнении проверки диодов используется метод измерения проводимости и сопротивления. Поскольку диодный мост имеет две пластины, проводится последовательная проверка каждой. Важно, чтобы прибор для проверки показывал проводимость только в одном направлении.
Для этого один из щупов прибора подключается к клемме «+», а затем проводят проверки выводов диодов поочередно, меняя после каждой проверки местами щупы, чтобы один раз выявить большое сопротивление, а другой раз – его отсутствие. По завершении этой процедуры аналогично проводится проверка другой части моста.

В случае отсутствия сопротивления в цепи следует предположить, что диод неисправен. Выход из строя диодного моста обусловлен хотя бы одним диодом, который является непригодным и не обеспечивает достаточного заряда аккумуляторной батареи. Когда в обеих сторонах отсутствует сопротивление, это также свидетельствует о проблеме с диодом.
Как проверить регулятор напряжения
Это тот случай, когда можно проверить генератор на машине тестером. Проверка регулятора выполняется в случае, если аккумулятор недозаряжен или перезаряжен.
Для определения напряжения требуется измерять на вращениях, идеальное значение находится в диапазоне 14,4–15 В. Также рекомендуется проверить сопротивление конденсатора регулятора, которое должно снижаться до стремления к бесконечности при подключении тестера.
При проверке состояния щеток на регуляторе напряжения генератора используют лампочку 12 В и постоянное напряжение. Для этого необходимо подключить лампочку к щеткам, а затем подать 12 В на плюсовую клемму и массу регулятора. Лампочка должна гореть, и если напряжение превысит 15 В, она погаснет.
Как проверить статор
Проверка сопротивления обмотки статора производится без использования диодного моста. Нормальное значение сопротивления между выводами составляет около 0,2 Ом, а между нулевым проводом и обмоткой – до 0,3 Ом.
Если генератор издает сильное гудение в процессе работы, это может указывать на наличие замыкания в обмотке статора или мосте. Важно также осмотреть статор и ротор на предмет наличия износов.
Как проверить ротор генератора
Для начала необходимо проверить обмотку возбуждения, сделав прозвонку. Для этой процедуры устанавливаем на мультиметре режим измерения сопротивления и проводим измерение между контактными кольцами.
Желательно, чтобы сопротивление обмотки находилось в пределах от 2,3 до 5,1 Ом. Если значение превышает указанный диапазон, это может быть признаком обрыва или плохого контакта между кольцами и выводами обмотки. Низкое сопротивление, напротив, может свидетельствовать о замыкании между витками.
Для того чтобы узнать текущий ток, потребляемый обмоткой, можно использовать режим амперметра на мультиметре. Подайте напряжение 12 В на контактные кольца и замерьте разрыв цепи – обмотка возбуждения не должна превышать 3–4,5 A.
Для дополнительной проверки изоляции ротора расскажем вам о том, как проверить генератор на машине лампочкой. Это специальный метод с использованием 40-ваттной лампочки и проводов.
В этом случае один провод подключается от розетки ко кольцу, а второй провод идет через лампочку на корпус. Если лампочка не загорается, значит, все в норме, но если нить начинает едва накаливаться, то имеется утечка тока на массу.
Часто задаваемые вопросы о проверке генератора на машине
Какие мультиметры использовать для проверки генератора на машине?
Существует два типа мультиметров:
- Аналоговый. При помощи стрелок показываются данные в аналоговом формате, позволяющем определить разные значения на шкале. Хотя такое устройство обходится дешевле, оно часто имеет высокую погрешность, что может быть критичным для обнаружения неполадок в автомобильных системах.
- Цифровой. Дисплей мультиметра напоминает табло калькулятора и показывает данные в цифровом формате, что обеспечивает высокую точность, но увеличивает стоимость прибора.
Данные можно передавать на ноутбук или ПК с помощью цифровых мультиметров, доступных для приобретения.
Какие звуки издает неисправный генератор в автомобиле?
Признаки неисправности генератора могут быть разнообразны. Возможны следующие звуки: хруст, звон и шуршание, которые свидетельствуют о проблемах с подшипником или муфтой. Также может появиться неприятный свист из-за недостаточного натяжения ремня.
Если слышен вой, как у троллейбуса, это может указывать на проблемы с обмоткой статора. Важно обращать внимание на звуковые сигналы, чтобы быстро определить неисправность генератора.
Что будет, если перегорит регулятор напряжения генератора?
Если автомобиль заглохнет, трудно будет его завести снова, поскольку он просто не запустится. Это произойдет, как только машина исчерпает всю энергию в батарее. Единственный способ в такой ситуации – заменить реле. Это можно осуществить самостоятельно или же отбуксировать транспорт до сервисного центра. Для этого придется воспользоваться тросом или вызвать эвакуатор.
Для того чтобы продлить срок службы генератора автомобиля и осуществить его самостоятельную проверку, необходимо следовать рекомендациям и выполнять процедуру в строгом порядке. Используя лишь один мультиметр, вы сможете без всяких проблем осмотреть генератор и убедиться в его исправности. Надо только знать, как проверить работоспособность генератора на машине.
Если же возникла необходимость в ремонте, то важно найти неисправный узел и заменить поврежденную деталь. Осуществляйте контроль за натяжением ремня, состоянием контактов и отслеживайте индикатор генератора на панели приборов. Таким образом можно обеспечить продолжительную и безотказную работу генератора.
Источник изображения в шапке статьи: peoplecreations / freepik.com