- Понятие и виды техобслуживания автомобилей
- Организация техобслуживания автомобилей
- Учет технического обслуживания автомобилей
- Часто задаваемые вопросы об организации техобслуживания автомобилей
- С какими трудностями можно столкнуться при техобслуживании?
- Как происходит процесс выдачи автомобилей?
- Что будет, если не проходить техобслуживание?
О чем речь? Организация техобслуживания автомобилей — необходимый процесс на предприятии. Пренебрежение им приведет к ситуации, когда на бумаге машины есть, а на деле не на чем ездить.
На что обратить внимание? Проведение ТО возможно своими силами, но для этого нужно либо иметь небольшой автопарк легковых авто, либо организовать полноценную рембазу. Поэтому более рационально воспользоваться услугами дилеров или профильных СТО.
Понятие и виды техобслуживания автомобилей
Организация техобслуживания автомобилей представляет собой комплекс запланированных мероприятий, которые выполняются регулярно, в отличие от ремонта, проводимого в случае поломки машины или ее отдельных частей. Как правило, ТО включает в себя ряд работ, которые можно классифицировать на несколько этапов или категорий:
- Обнаружение и устранение неисправностей в автомобиле, включая проверку отдельных компонентов.
- Настройка и регулировка систем машины для оптимальной работы.
- Проведение планового технического обслуживания, включающего замену необходимых деталей и жидкостей.
Диагностика варьируется в зависимости от цели, сложности и тщательности. Наиболее простой метод — визуальный осмотр, который является стандартной процедурой при посещении станции технического обслуживания. Его основная задача — обнаружение явных неисправностей, таких как утечки или видимые повреждения.
Во время визуального осмотра автомобиля можно выявить ряд дефектов, таких как поврежденный пыльник ШРУСа, проржавевший глушитель, погнутый рычаг подвески, ржавчина и другие заметные неисправности. Также легко оценить состояние быстроизнашивающихся деталей, например тормозных колодок и дисков, и проверить уровень технических жидкостей.
Когда требуется более детальная диагностика, используются различные измерительные инструменты и оборудование: от базового манометра для контроля давления в шинах до динамометрического ключа для обеспечения правильного момента затяжки болтов и гаек. В сложных случаях применяются специализированные стенды для точной регулировки углов установки колес.
Чтобы узнать, какие проблемы обнаружила система самодиагностики автомобиля, используют компьютер. Он позволяет увидеть все ошибки, которые записала бортовая электроника. Современный автомобиль и его блок управления запоминает практически любые отклонения от нормы — от слабого заряда батарейки в ключе до проблем с зажиганием или временных сбоев в датчиках.
Анализ записанных ошибок помогает оценить состояние машины и выявить поломки.
В процессе эксплуатации авто неизбежно происходит износ и изменение параметров его узлов и агрегатов. Организация техобслуживания автомобилей позволяет восстановить оптимальные характеристики, компенсируя естественные отклонения, такие как люфты, изменение зазоров и ослабление креплений.
Благодаря регулировке (например, подтяжке ремней, регулировке клапанов и корректировке развал-схождения) удается продлить срок службы деталей и обеспечить надежную работу автомобиля.
Регламентные работы — это профилактическая замена расходных материалов и деталей с ограниченным сроком службы: смазок, фильтров и тормозных колодок. Вместо того чтобы ждать поломки или ухудшения характеристик, эти компоненты заменяют заранее, что позволяет избежать более серьезных проблем в будущем.
В соответствии с пунктом 2.3 Правил дорожного движения водитель обязан перед каждой поездкой убедиться в исправности своего транспортного средства. Это подразумевает проверку основных систем, таких как тормозная система, колеса, световые приборы, а также отсутствие видимых утечек жидкостей.

Данный осмотр, по сути являющийся элементарной диагностикой, можно рассматривать как ежедневную организацию техобслуживания автомобилей.
Плановое ТО включает в себя все необходимые работы, выполняемые регулярно согласно установленному графику для каждой модели автомобиля. Это делается независимо от состояния машины на данный момент. Для каждой модели существует свой регламент ТО, определяющий перечень работ и частоту их проведения.
Хотя сезонное техническое обслуживание авто не является обязательным, оно значительно увеличивает срок его службы, повышает комфорт и безопасность вождения. Помимо замены шин, в него входят такие важные процедуры, как обработка уплотнителей, смазка замков, чистка радиатора и проверка систем кондиционирования и отопления.
Организация техобслуживания автомобилей
Ответственность за организацию техобслуживания автомобилей лежит на директоре предприятия. И это не преувеличение. Приобретая транспортное средство, руководитель тем самым принимает на себя обязательства по его эксплуатации и техническому обслуживанию.
Вся полнота уголовной и административной ответственности за эксплуатацию транспорта возлагается непосредственно на него и его помощника, если таковой имеется.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Традиционно обслуживание автомобилей может осуществляться как штатными сотрудниками, так и специализированными автосервисами. Однако современные авто по сложности сравнимы с авиационной техникой, что требует профессионального подхода.
Поэтому целесообразно поручать сложные работы и техническое обслуживание автосервисам, а текущий уход и мелкий ремонт оставлять за сотрудниками предприятия. Если оно обладает значительным автопарком, целесообразно рассмотреть возможность организации собственного авторизованного сервисного центра.
Главное — понять, выгодно ли это. Если затраты на содержание своей мастерской будут меньше, чем компания тратит на ТО в обычных автосервисах за год, то это имеет смысл.
Прежде чем обращаться в автосервис, к дилеру или в другую подобную организацию, важно продумать несколько ключевых моментов и подготовить заверенные копии необходимых документов для заключения договора. Это может пригодиться в случае судебных разбирательств. Помимо стандартного перечня документов, дополнительно необходимо предусмотреть:
- официальное разрешение (сертификат) на проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей этой марки;
- лицензирование (как добровольное, так и обязательное) деятельности по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств: ходовой части и тормозов;
- сертификат (лицензия), дающий право на проведение технического осмотра транспортного средства (с 1 января 2012 года для оформления полиса ОСАГО), что упростило процедуру допуска автомобилей к страхованию;
- наличие в штате компании только действующих, высококвалифицированных автослесарей (4-го, 5-го и 6-го разрядов), обладающих актуальными знаниями и навыками, подтвержденными действующими сертификатами от производителя;
- оснащены ли они специализированным диагностическим оборудованием и программным обеспечением, регулярно обновляемым производителем;
- отзывы об организации техобслуживания автомобилей от других клиентов, особенно неформальные;
- какие гарантии распространяются на работы, выполненные ремонтным предприятием;
- какие типы запчастей используются для ремонта (оригинальные, неоригинальные и т. п.), а также другие важные сведения о них.

Сначала запросите и изучите договор. Если с чем-то не согласны, требуйте изменений. В нем должно быть прописано:
- предоставление автосервисом услуги эвакуации неисправных автомобилей с трассы или из гаража в согласованные сроки, используя собственный или партнерский эвакуатор;
- направление выездной бригады в случае, когда срочная эвакуация оборудования для ремонта невозможна;
- выполнение работ автосервисом по предварительной записи (в соответствии с графиком технического обслуживания) или в экстренном порядке при необходимости немедленного ремонта.
Автосервис обязан предоставить заказчику полный объем работ, оговоренный в соглашении, с надлежащим качеством и в установленный срок.
Приостановка сроков выполнения заказов (в рабочих днях) рассматривается индивидуально, по согласованию с заказчиком. Максимальная продолжительность приостановки не должна превышать:
- техническое обслуживание: продолжительность — 2 дня (с учетом сменного графика работы);
- текущий ремонт (за исключением кузовных работ): продолжительность — 10 дней;
- капитальный ремонт двигателя: продолжительность — 2 дня;
- для полной перекраски кузова с предварительным удалением старого покрытия — потребуется 15 дней;
- наружная покраска кузова без удаления старого покрытия — займет 10 дней;
- полная перекраска кузова с удалением старого покрытия — 20 дней;
- полная покраска автомобиля без удаления старого покрытия — 16 рабочих дней;
- кузовные и сварочные работы — 20 рабочих дней;
- комплексные кузовные и сварочные работы — 30 рабочих дней;
- кузовные и сварочные работы с последующей покраской — 35 рабочих дней;
- комплексные кузовные и сварочные работы с последующей покраской — 50 рабочих дней.
Если автосервис не выполняет работы по организации техобслуживания автомобилей или ремонту в срок, указанный в заказе-наряде, клиент имеет право расторгнуть договор и потребовать компенсацию понесенных убытков.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
Предоставляется гарантия на выполненные работы и установленные запчасти с указанием конкретных сроков.
Заказчик вправе предъявить претензии к качеству и объему работ, по организации техобслуживания автомобилей и ремонту в пределах установленных гарантийных сроков, указанных далее:
- на работы технического обслуживания — в течение 20 дней при пробеге не более 1000 км;
- техническое обслуживание: срок выполнения работ — до 20 дней при условии, что пробег автомобиля не превышает 1000 км;
- текущий ремонт: срок выполнения работ — до 30 дней при условии, что пробег автомобиля не превышает 2000 км;
- ремонт кузова и его элементов: срок выполнения работ — до 6 месяцев;
- полная или частичная окраска: срок выполнения работ — до 6 месяцев.
Минимальные гарантийные сроки, установленные производителем, могут быть увеличены автосервисом, если это позволяют его технические ресурсы.
Автосервис выполняет работы в соответствии с регламентом производителя, а стоимость и время выполнения работ рассчитываются по нормативам, установленным в человеко-часах и рублях за нормо-час.
Учет технического обслуживания автомобилей
Целью учета технического обслуживания транспортных средств является своевременное планирование и проведение необходимых сервисных работ. Для ведения учета используются различные методы: от традиционных журналов до специализированного программного обеспечения.
Все данные об организации техобслуживания автомобилей записываются от руки в специальный журнал. После осмотра и ремонта в нем ставят свои подписи руководитель СТО и владелец машины.
Автоматизированный учет техобслуживания с помощью специализированных программ значительно экономит время и ресурсы благодаря автоматическому сохранению и заполнению данных. Вы можете выбрать между разработкой собственной программы и использованием готовых решений. Выбирайте наиболее удобный вариант.
Данные, необходимые для формирования открытой ведомости (марка машины, приемщик, повреждения, запчасти, амортизация, списание), заносятся как в журнал, так и в программу. На основе этой ведомости автоматически рассчитываются затраты на ТО и итоговое сальдо.
Для оптимизации и повышения точности расчетов рекомендуется интегрировать данные с автомобильных трекеров, таких как GPS и CAN-шина.
В большинстве компаний обязанности по организации техобслуживания автомобилей разделены между двумя специалистами: механиками, занимающимися непосредственно ремонтом, и техниками, ответственными за планирование и контроль ТО.
Первые обеспечивают своевременное прохождение ТО и ведут соответствующую документацию, а вторые следят за оперативным выполнением заявок на ремонт и обслуживание.
Во избежание сбоев машинам, находящимся на ТО, не должны назначаться заказы. Проблемы возникают, когда список авто в ремонте недоступен или не обновляется вовремя. В результате машина, находящаяся на ТО, получает заказ, который не может выполнить, и приходится срочно искать замену.
Использование программного комплекса позволит предотвратить возникновение подобной ситуации.
В период организации техобслуживания автомобилей информация о доступности транспортных средств контролируется автоматизированной системой. При постановке машины на ТО система исключает ее из списка доступных ресурсов. Таким образом, авто становится недоступным для назначения в заявки, в том числе в те, которые были сформированы ранее.
Такое программное обеспечение также дает возможность собирать информацию о функционировании автопарка и использовать ее рационально:
- мониторить выполнение заказов;
- подсчитывать пробег;
- контролировать маршруты;
- сокращать их длину и сложность;
- координировать работу корпоративного автопарка.
Система определяет маршруты, прохождение которых указывает на необходимость организации техобслуживания автомобиля.
Часто задаваемые вопросы об организации техобслуживания автомобилей
С какими трудностями можно столкнуться при техобслуживании?
Дилерское ТО проводится по регламенту производителя, который не всегда учитывает реальные условия эксплуатации. Например, рекомендованный интервал замены воздушного фильтра (20 000 км) может быть недостаточным.
Однако для российских условий эксплуатации это критично, так как износ деталей происходит быстрее. Несмотря на то что некоторые производители не указывают на необходимость регулярной замены масла в АКПП, при езде по городу в России рекомендуется делать это каждые 50–60 тысяч километров.
Как происходит процесс выдачи автомобилей?
Автомобиль или мотоцикл передается клиенту только после того, как исполнитель убедится, что услуга оказана в полном объеме и качественно, работа выполнена хорошо, а транспортное средство укомплектовано и выглядит как новое.
Что будет, если не проходить техобслуживание?
Регулярная организация техобслуживания автомобилей необходима для поддержания машины в исправном состоянии. Отказ от него может обернуться крупными расходами на ремонт, аннулированием гарантии и штрафами за несоответствие требованиям.
Техническое обслуживание автопарка — сложная задача, требующая тщательного планирования и аналитического подхода. Пренебрежение этим процессом неизбежно приведет к перебоям в работе транспортных средств.
Источник изображения в шапке статьи: freepik / freepik.com