Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Бесплатная диагностика автомобиля по 41 параметру
Оставить заявку
Только до
Бесплатная диагностика автомобиля по 41 параметру
Оставить заявку

За что отвечают предохранители в современных автомобилях

20.03.2024
1056
Время чтения: 15 минут
Обновлено: 20.03.2024
Сохранить статью:
За что отвечают предохранители в современных автомобилях

Но если это все-таки случится – плавкий предохранитель (автомобильные бортовые сети оснащаются преимущественно ими) погибнет, как самурай в бою – сгорит, защищая вверенную ему электрическую цепь. Не зря в английском языке для этого типа деталей существует термин sacrificial fuse – «жертвенный предохранитель».

Преимущество плавких одноразовых предохранителей – налицо. Во-первых, разрушаясь, они разрывают цепь гарантированно. А во-вторых – делают это быстро, не давая возникнуть перегреву проводов, и, как следствие, пожару.

От чего защищают предохранители

Как вы, наверное, уже поняли, задача предохранителя – разомкнуть цепь в критической ситуации, то есть такой, когда существует риск нагрева проводов, их оплавления и возгорания, что очень опасно, поскольку автомобиль насыщен горючими жидкостями и материалами. Ситуациями такими являются:

  • короткое замыкание;
  • повышение силы тока в цепи на величину выше номинала предохранителя;
  • подключение потребителя, мощность которого превышает расчетную для данного участка сети.

Предохранители в авто

Последнее особенно касается цепи прикуривателя и аналогичных бортовых розеток автомобиля (расположенных в багажниках, бардачках). Ведь согласно закону Ома, для того, чтобы запитать прибор, мощность (а значит, и сопротивление) которого велико, при фиксированном напряжении нужно повысить силу тока. А провода могут быть на это не рассчитаны – не иметь нужного сечения, соответственно, начнут нагреваться. Это можно заметить и в штатном режиме, потрогав, например, после работы вилку особо производительного компрессора для шин или автопылесоса.

Но пока сила тока не превышает ту, на которую рассчитан предохранитель, ситуация у него под контролем, и ограничивается легким нагревом изоляции, не переходя к ее оплавлению. Как только сила тока переходит критическую отметку (в том числе, и из-за того, что сопротивление нагревшегося потребителя увеличивается), тонкий металлический проводник, сердечник предохранителя, перегорает.

История и разновидности предохранителей

Считается, что плавкий предохранитель придумал Луи Франсуа Клеман Бреге, французский электротехник… и часовщик – внук того самого Абрахама-Луи Бреге, который основал компанию Breguet. Семья вообще дала миру много изобретателей: внук самого электротехника, Луи Шарль, в начале ХХ века создаст первый в мире цельнометаллический самолет. А пока, в 1847-м, Луи Франсуа Клеман в ходе ряда экспериментов выяснил, что вставки из проволоки определенной толщины способны перегорать при увеличении силы тока в цепи на величину, пропорциональную сечению.

Собственно, долгое время автомобильные «sacrificial fuses» были не такими уж и жертвенными, поскольку представляли собой пластинку с пружинными контактами, между которыми была протянута проволочка длиной 1-2 см… и еще 15-20 сантиметров были намотаны выше, на специальное маленькое мотовило. При перегорании такого предохранителя водитель просто отматывал новый кусок проволоки, устанавливал его между контактами, и можно было ехать дальше.

Так продолжалось аж до 60-70-х годов прошлого века. Потом в автомобилестроение пришли стеклянные плавкие вставки (или аналогичные им по размерам керамические) с проволокой внутри, знакомые многим по бытовой аппаратуре, но широкого распространения не получили по причине своей хрупкости. В настоящее время они устанавливаются разве что на дополнительные цепи – чаще для музыкальной аппаратуры или сигнализаций, а также присутствуют в автомобильных аксессуарах.

Следующий довольно продолжительный этап (вплоть до конца 90-х годов) – цилиндрические предохранители («торпеды»). Их у нас часто еще называли керамическими, из-за материала изготовления цилиндра, хотя распространены были и пластмассовые вставки – например, иностранного производства. Выглядели они как маленькие пальчиковые батарейки, и в гнезда вставлялись тоже примерно так же. Контакты располагались на торцах цилиндра, их соединяла плавкая вставка. Именно с цилиндрических предохранителей пошла традиция маркировать предохранители цветом согласно номиналу.

Сегодня наиболее широкое распространение имеют ножевые предохранители (Blade type fuses, они же штыревые или флажковые). Представляют собой деталь П-образной формы, внутри полупрозрачного пластмассового корпуса которой расположен плавкий элемент, а наружу выступают два контакта, вставляющиеся в гнездо. Монтируются и демонтируются ножевые предохранители при помощи пластикового пинцета, идущего в комплекте с автомобилем или запасным набором.

Окончательно закрепилась цветовая иерархия плавких вставок, благодаря которой номинал предохранителя теперь безошибочно могут определить даже люди со слабым зрением.

Предохранители в авто

Цвета предохранителей в современном стандарте

  • черный – 1А;
  • серый – 2А;
  • фиолетовый – 3А;
  • коричнево-желтый (песочный) – 5А;
  • коричневый – 7,5А;
  • красный – 10А;
  • голубой – 15А;
  • желтый – 20А;
  • белый – 25А;
  • зеленый – 30А;
  • оранжевый – 40А;
  • синий – 60А.

Применение предохранителей большего номинала в современных автомобилях, как правило, редкость, да и малые номиналы (меньше 5 ампер) встречаются достаточно редко.  В сменных наборах, поступающих в торговую сеть, обычно превалируют предохранители на 10, 15, 20 и 30 ампер, защищающие наиболее уязвимые электрические цепи.

При покупке запасных предохранителей необходимо также обратить внимание на размер, используемый в конкретной модели автомобиля (обычно он одинаков для всех блоков, но бывают исключения, особенно, если автомобиль подвергался модернизации или тюнингу).

Стандарты плавких вставок ножевого типа

  • Micro2 /APT /ATR, размеры 9,1 × 3,8 × 15,3 мм, номиналы от 5 до 30А;
  • Micro3 /ATL, размеры 14,4 × 4,2 × 18,1 мм, номиналы от 5 до 15 А;
  • Mini / ATM / APM, размеры 10,9 × 3,6 × 16,3 мм, номинал от 2 до 30 А;
  • Regular / ATC / ATO / APR / ATS, размеры 19,1 × 5,1 × 18,5 мм, номинал от 0,5 до 40 А;
  • Maxi / APX, самые большие предохранители по размерам (29,2 × 8,5 × 34,3 мм) и номиналу (от 20 до 120 ампер).

Дополнительно к ножевым предохранителям иногда используются ленточные плавкие вставки – две клеммы, связанные тонкой лентой, часто заключенной в корпус. Такие предохранители, как правило, имеют большой номинал, поэтому устанавливаются в качестве общего предохранителя либо в коробке над плюсовой клеммой, либо в непосредственной близости от аккумулятора.

Для защиты силовых устройств, потребляющих большие токи (как правило, также в подкапотных блоках) последнее время все чаще используются предохранители картриджного типа (FJ12), состоящие из контактов из специальных сплавов, помещенных в диэлектрическую оболочку (картридж).

Что защищают предохранители

В современных автомобилях нет электрических цепей, не защищенных предохранителями. Обычно их размещают в двух блоках: подкапотном, расположенном вверху моторного отсека, и салонном – как правило, размещенном рядом с рабочим местом водителя в нижней части торпедо.

Предохранители в авто

Рассмотрим распределение плавких вставок на примере одного популярного кроссовера. Блоков здесь два, первый находится в моторном отсеке рядом с ЭБУ, второй – под рулем, закрыт ящичком для монет. В подкапотном находятся предохранители более мощных цепей: вентиляторов охлаждения двигателя (2 по 30А), электродвигателей системы курсовой устойчивости (50А) и АБС (30А), обогревателей заднего и переднего стекол (по 20А), обоих фар по отдельности, указателей поворота (по 15А), генератора (10А), датчика коленвала (30А) и несколько других важных цепей.

В салонном блоке, в основном, предохранители номиналом 10-15 А (цепи габаритов, прикуривателя, управления зеркал, вентиляторов отопителя и кондиционера и т.д.), кроме стеклоочистителя (30А) и стоп-сигналов (20А). Чтобы добраться до предохранителей, монетный ящичек нужно демонтировать, не применяя инструментов.

Как поменять предохранители

Чтобы найти перегоревший предохранитель, воспользуйтесь инструкцией к автомобилю или схемой, нанесенной на крышку блока предохранителей.

Некоторые предохранители оснащены световыми индикаторами неисправности.

Если предохранитель отвечает за два прибора (например, омыватель и очиститель стекла), обратите внимание, оба ли из них не работают. Если один не поломан – видимо, проблема не в плавкой вставке.

Не вынимайте ножевые предохранители руками, отвертками, ножом, воспользуйтесь штатным пинцетом.

Устанавливайте предохранители строго в соответствии с номиналом (в крайнем случае допускается использование меньшего номинала, но не большего).

В крайнем случае замените предохранитель на исправный из маловажной цепи: обогрева сидений, задних ПТФ и т.п, но тоже строго с номиналом.

Не делайте «жучков», «козу» из проволоки или фольги, не вставляйте вместо предохранителя болт или монету – это может привести к пожару. Лучше двигаться без горящей фары, чем на пылающем автомобиле!

Вам также может понравиться
Екатерина Баранукова
менеджер
🔥 В автосервис бесплатно!
Екатерина Баранукова печатает …
3 документа, необходимых автовладельцу в 2024 году
Сергей Анатольевич Селевич
Эксперт в области обслуживания автомобилей

Каждый день количество автомобилей на дорогах увеличивается. С целью обеспечения безопасности движения меняются и законы. Для рядовых водителей важно своевременно узнавать о всех изменениях, чтобы избежать ненужных штрафов.

Мы подготовили подборку полезных документов, которые помогут вам не только быть в курсе всех нововведений, а также избежать лишних трат и даже сэкономить на ремонте. И да, это абсолютно бесплатно!

Скачивайте и используйте уже сегодня: