Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 301-72-18
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон
Только до
Дарим купон на бесплатную проверку автомобиля по 41 параметру
Забрать купон

Как отрегулировать педаль сцепления

05.04.2024
1867
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 28.10.2024
Сохранить статью:
Как отрегулировать педаль сцепления

Виды сцепления

Для передачи мощности и крутящего момента от ДВС к коробке передач и далее к другим элементам трансмиссии и, в итоге, к ведущим колесам, в зависимости от типа транспортного средства, существует несколько видов механизмов:

  1. Сухое однодисковое сцепление. Используется на большинстве легковых и легких коммерческих автомобилей, оснащенных механической коробкой передач (МКПП).
  2. Сухое двухдисковое сцепление. Применяется на некоторых тяжелых грузовиках и внедорожниках вместе с МКПП, а также вместе с некоторыми типами автоматических коробок (роботизированными механическими, РКПП).
  3. Мокрое сцепление. Используется в основном с преселективными РКПП трехвального типа, а также в мотоциклах.
  4. Электромагнитное порошковое сцепление. Использовалось в автомобилях с ручным управлением.
  5. Коническое сцепление. Использовалось в прошлом, в современных автомобилях его принцип используют синхронизаторы КПП.
  6. Гидротрансформатор. Немеханический способ передачи крутящего момента, используется в автоматических трансмиссиях вместе с классической АКПП или вариатором (CVT).

Подавляющее большинство легковых автомобилей, оснащенных механической коробкой передач с ручным переключением скоростей, использует первый тип – сухое, то есть работающее без масла, сцепление, использующее фрикционные диски.

Строение сцепления

Классическая муфта сцепления состоит из корзины (комплекта нажимного диска и диафрагменной пружины), закрепленной на маховике двигателя, ведомого диска (находящегося между маховиком и корзиной, но укрепленного при помощи шлицев на первичном валу КПП), выжимного подшипника и вилки.

Строение сцепления

Ведомый диск, оснащенный фрикционными накладками и пружинами для смягчения крутильных колебаний, все основное время работы прижат нажимным диском к маховику. Но когда водитель нажимает на педаль, усилие передается вилке сцепления, которая посредством перемещения выжимного подшипника прекращает давление диафрагменной пружины на нажимной диск, а он освобождает ведомый, таким образом рассоединяя двигатель и трансмиссию.

В некоторых моментах конструкция муфты может отличаться: использовать как нажимной, так и вытяжной принцип работы пружины корзины, а также двухмассовый маховик. Общий принцип работы узла при этом не меняется. Муфта сцепления управляет трансмиссией: жестко соединяет и полностью разъединяет ДВС и КПП.

Для чего нужна регулировка сцепления

У муфты сцепления есть только два правильных рабочих положения. При выжатой педали диски должны быть полностью разъединены, при отпущенной – плотно соединены. Неполное включение или выключение сцепления приводит к пробуксовкам дисков, как следствие – к перегреву и износу трущихся поверхностей. Избежать этого поможет правильная регулировка рабочего хода педали.

Кроме рабочего, у педали должен быть еще отрегулирован и свободный ход. Он необходим для того, чтобы снять нагрузку с выжимного подшипника тогда, когда сцепление полностью включено, ведомый и нажимной диски соединены. В противном случае подшипник будет постоянно вращаться вместе с трансмиссией, что приведет к его ускоренному износу: перегреву, старению и разрушению смазки.

Сцепление невозможно отрегулировать раз и навсегда. В процессе эксплуатации фрикционные накладки стираются, соответственно, увеличивается расстояния между дисками. В отдельных случаях, если на автомобиле применяется саморегулирующееся сцепление, корзина автоматически компенсирует износ дисков. Но на большинстве автомобилей необходима периодическая проверка и регулировка рабочего и свободного хода педали сцепления.

Когда и как проводить регулировку

Регулировать ход педали сцепления нужно либо в интервалы, указанные изготовителем в руководстве по эксплуатации (мануале), либо, если возникли следующие симптомы, говорящие о некорректной работе узла:

  • треск и/или затрудненное включение передач, особенно первой и задней;
  • пробуксовка двигателя при резком наборе мощности;
  • движение рывками;
  • запах горелых накладок;
  • неправильное положение педали сцепления относительно тормоза (выше или ниже);
  • слишком большой или слишком малый свободный ход;
  • сцепление схватывает слишком «рано» или «поздно».

Следует отметить, что не все из указанных признаков являются следствием лишь сбоя регулировки, во многих случаях нужно устранить более серьезные неисправности: например, заменить диски или подшипник. Кстати, после замены элементов или муфты сцепления в сборе регулировка также обязательна.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Процедура регулировки зависит, в первую очередь от типа привода сцепления.

Когда и как проводить регулировку

Основных – два:

  • Механический. Вилка сцепления приводится в движение посредством гибкого троса.
  • Гидравлический. Педаль выжимается поршень в главном цилиндре сцепления, после чего по контуру жидкость передает усилие на рабочий цилиндр.

В механическом типе необходимо сначала при помощи регулировочной гайки устанавливается оптимальная величина расстояния троса (в моторном отсеке), после чего отдельными гайками на педали регулируются и рабочий ход сцепления, и свободный.

В гидравлическом сцеплении сначала необходимо проверить наличие жидкости и отсутствие ее течи. Это может быть как отдельный контур, так и общий с тормозной системой. В зависмости от конструкции регулировка может производится либо на рабочем цилиндре сцепления, непосредственно на вилке (тогда она производится снизу, из ямы или на подъемнике), либо шток толкателя регулируется между педалью и главным цилиндром. Конкретную информацию нужно искать в руководствах по ремонту.

Рекомендации

При регулировке расположите педаль сцепления вровень с педалью тормоза – так будет легче управлять автомобилем.

Регулировочные данные различны для разных моделей, но в среднем на современных автомобилях рабочий ход должен составлять около 160 мм, а свободный – 5-15 мм. Для измерения этих параметров воспользуйтесь линейкой или рулеткой, установленными перпендикулярно полу, параллельно движению педали.

Если по каким-то причинам вам трудно провести регулировку самостоятельно, или вы подозреваете более серьезные проблемы со сцеплением – не тратьте время и силы, обращайтесь к профессионалам. Например, на любую из СТО сети умных автосервисов Wilgood – мы с удовольствием вам поможем!

Вам также может понравиться
Gift icon
Забрать подарок
Открыть
прибыльный
автосервис
7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
Шабанов Олег Вячеславович
Эксперт в области обслуживания автомобилей

За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: