- Что такое гололед и где его ожидать
- Природа и особенности зимней дороги
- Наиболее опасные участки дороги
- Подготовка автомобиля к гололеду
- Выбор правильной резины
- Проверка технического состояния
- Основные правила движения в гололед
- Выбор безопасной скорости
- Соблюдение дистанции
- Особенности работы с педалями
- Техника торможения на скользкой дороге
- Особенности торможения с ABS
- Торможение без ABS
- Торможение двигателем
- Особенности управления разными типами привода
- Техника вождения на переднем приводе
- Техника вождения на заднем приводе
- Особенности полного привода
- Что делать при заносе автомобиля
- Первая реакция водителя
- Техника выхода из заноса
- Типичные ошибки при заносе автомабиля
- Сложные ситуации при движении в гололед
- Преодоление подъемов и спусков
- Движение в колее
- Проезд перекрестков
- Заключение
- Часто задаваемые вопросы
- В какое время нужно менять резину на машину?
- Какую машину лучше выбрать для зимней езды?
- Сколько времени нужно прогревать машину зимой?
- Что нужно возить с собой в машине зимой?
- Какие новости о дорожной обстановке критически важны для водителей зимой?
- Почему машину начинает заносить даже на небольшой скорости?
Что такое гололед и где его ожидать
Гололед на дороге – это тонкий слой льда, образующийся при замерзании воды или уплотненного снега на поверхности асфальта. В отличие от обычного снежного покрова, гололед создает особо опасные условия для движения из-за минимального коэффициента сцепления с дорогой.
Природа и особенности зимней дороги
Выделяют три основных типа зимней скользкости:
- Собственно гололед – образуется при выпадении переохлажденного дождя или замерзании влаги на холодной поверхности дороги
- Накат – уплотненный автомобилями снег, превратившийся в ледяную корку
- Стекловидный лед – возникает при резком понижении температуры после оттепели
Гололед чаще всего формируется при температуре воздуха от +1 до -3 градусов. Особенно опасен период, когда температура колеблется около нуля – мокрый снег или дождь быстро превращаются в ледяную корку.
Наиболее опасные участки дороги
Повышенного внимания требуют:
- Мосты и эстакады – охлаждаются быстрее обычной дороги из-за продуваемости снизу
- Затененные участки под путепроводами и в лесных зонах – здесь лед сохраняется дольше даже при общем потеплении
- Перекрестки и повороты – накапливают влагу из-за частого торможения автомобилей
- Спуски и подъемы – сочетание уклона и скользкой поверхности многократно повышает риск потери управления
- Места выезда грузового транспорта – возможен вынос грязи и снежной каши на дорогу

Распознать опасный участок можно по характерному блеску дорожного покрытия, темным пятнам на асфальте в мороз или изменению цвета поверхности. Особую бдительность следует проявлять ранним утром и в вечерние часы, когда вероятность образования гололеда максимальна.
Подготовка автомобиля к гололеду
Безопасное вождение в гололед начинается с правильной подготовки автомобиля к зимнему сезону. Комплекс подготовительных мер поможет значительно снизить риск аварийных ситуаций и повысить управляемость автомобиля на скользкой дороге.
Выбор правильной резины
Зимние шины – основа безопасности в холодный сезон. При выборе учитывайте:
Фрикционные (липучки) шины:
- Оптимальны для городских условий
- Эффективны при температурах до -25 °C
- Обеспечивают лучшую курсовую устойчивость
Шипованные шины:
- Максимальное сцепление на льду
- Необходимы для загородных трасс
- Увеличенный тормозной путь на чистом асфальте
Замену на зимнюю резину производят при устойчивых температурах ниже +7 °C. Глубина протектора должна составлять не менее 4 мм для эффективного отвода воды и снежной каши.
Проверка технического состояния
Особое внимание уделите проверке:
- Тормозной системы:
- Состояние тормозных колодок и дисков
- Уровень и качество тормозной жидкости
- Равномерность торможения всех колес
- Систем активной безопасности:
- Работоспособность ABS
- Исправность ESP/ESC
- Калибровка датчиков
- Световых приборов:
- Регулировка фар
- Чистота и прозрачность стекол
- Работа противотуманных фонарей
Дополнительно проверьте работу стеклоочистителей, замените щетки на зимние модели и заправьте бачок омывателя незамерзающей жидкостью с температурой замерзания не менее -25 °C.
Основные правила движения в гололед
Вождение в гололед требует особого подхода и повышенной концентрации. Базовые принципы безопасного управления автомобилем в таких условиях основаны на плавности действий и прогнозировании ситуации.
Выбор безопасной скорости
Расчет безопасной скорости движения зависит от нескольких факторов:
Состояние дорожного покрытия:
- На чистом асфальте – не более 70 % от разрешенной
- На укатанном снегу – не более 50 %
- На явном гололеде – не более 30 %
Корректировка скорости с учетом:
- Интенсивности осадков
- Видимости на дороге
- Плотности транспортного потока
- Состояния шин автомобиля
Соблюдение дистанции
Безопасная дистанция в гололед рассчитывается по формуле:
В городе: удвоенная скорость в метрах (60 км/ч = 120 метров)
На трассе: утроенная скорость в метрах (90 км/ч = 270 метров)
Боковой интервал также требует увеличения:
- Минимум 2 метра до движущегося транспорта
- Увеличение до 3-4 метров при обгоне
- Дополнительный запас при движении рядом с грузовиками
Особенности работы с педалями
Правильная техника управления педалями:
- Газ
- Плавное нажатие без резких ускорений
- Контроль пробуксовки ведущих колес
- Минимальное ускорение на поворотах
- Тормоз
- Заблаговременное начало торможения
- Плавное нарастание усилия
- Отказ от резких нажатий

- Сцепление (для МКПП)
- Мягкое включение передач
- Исключение резких переключений
- Выжим при первых признаках увода автомобиля
Любые манипуляции с педалями должны быть максимально постепенными – резкие нажатия могут спровоцировать потерю сцепления с дорогой и начало неконтролируемого скольжения.
Техника торможения на скользкой дороге
Правильное замедление в гололед – ключевой навык безопасного вождения. Основной принцип – плавность и предсказуемость действий. Тормозной путь на льду увеличивается в 4-7 раз по сравнению с сухим асфальтом.
Типичные ошибки при торможении:
- Резкое нажатие на педаль тормоза
- Сброс скорости в повороте
- Попытка полной остановки на скользком участке
- Пренебрежение остановкой двигателем
Особенности торможения с ABS
Принцип работы ABS (антиблокировочной системы):
- Предотвращает блокировку колес
- Сохраняет управляемость при замедлении
- Обеспечивает прерывистое остановку автоматически
Правильная техника торможения с ABS:
- Сильное и уверенное нажатие на педаль
- Удержание педали в нажатом состоянии
- Сохранение возможности руления
- Контроль вибрации педали – признак работы системы
Торможение без ABS
Техника прерывистого сброса скорости:
- Короткие нажатия на педаль (0,2-0,3 секунды)
- Частота нажатий 2-3 раза в секунду
- Контроль блокировки колес по звуку
- Сброс усилия при блокировке
Работа с педалью тормоза:
- Начало с легкого нажатия
- Постепенное увеличение усилия
- Готовность к мгновенному отпусканию
- Координация с рулевым управлением
Торможение двигателем
Эффективное использование трансмиссии:
- Заблаговременное переключение на пониженную передачу
- Постепенное замедление без включения нейтральной передачи
- Использование последовательного понижения передач
Выбор оптимальной передачи:
- На прямых участках – снижение на 1-2 передачи
- На затяжных спусках – включение 2-й или 3-й передачи
- При остановке – последовательное понижение до первой
Комбинированное торможение:
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
- Начало с остановки двигателем
- Добавление плавного притормаживания
- Контроль оборотов двигателя
- Избегание резкого сброса газа
Особенности управления разными типами привода
Каждый тип привода имеет свои особенности поведения на скользкой дороге. Понимание этих различий помогает выбрать правильную технику управления и избежать аварийных ситуаций.
Характеристика | Передний привод | Задний привод | Полный привод |
Основное преимущество | Хорошая управляемость на скользкой дороге | Сбалансированное распределение массы | Максимальное сцепление с дорогой |
Главный недостаток | Снос передней оси при резком газе | Избыточная поворачиваемость | Сложность определения момента потери сцепления |
Поведение в повороте | Тенденция к сносу наружу | Склонность к заносу | Нейтральная поворачиваемость |
Торможение | Эффективное с передней загрузкой | Требует особой плавности | Стабильное на любой поверхности |
Техника вождения на переднем приводе
Переднеприводный автомобиль прощает многие ошибки водителя в гололед. При сносе передней оси достаточно слегка сбросить газ, и машина восстановит траекторию движения. В случае потери сцепления с дорогой передние колеса начинают буксовать, что проявляется ростом оборотов двигателя без увеличения скорости.
Техника вождения на заднем приводе
Заднеприводный автомобиль требует особого внимания при движении по скользкой дороге. Снос задней оси происходит быстро и неожиданно. Стабилизировать автомобиль можно поворотом руля в сторону увода с одновременным плавным увеличением оборотов двигателя. Резкие движения рулем или педалью газа только усугубят ситуацию.
Особенности полного привода
Полноприводный автомобиль создает обманчивое чувство безопасности. Повышенное сцепление с дорогой позволяет уверенно разгоняться, однако при снижении скорости или в повороте физика скользкой дороги действует одинаково для всех типов привода. Важно помнить, что потеря сцепления на полном приводе происходит сразу всеми колесами, что затрудняет восстановление контроля над автомобилем.
Что делать при заносе автомобиля
Занос автомобиля – серьезная ситуация, требующая мгновенной реакции водителя. Успех выхода из сноса во многом зависит от психологической готовности и отработанных навыков.

Первая реакция водителя
Психологическая подготовка начинается задолго до возникновения критической ситуации. Водитель должен заранее знать правильный алгоритм действий и быть готовым к его применению.
При возникновении смещения категорически запрещаются:
- Резкие движения рулем
- Паническое торможение
- Попытки закрыть глаза
- Бросание руля
Правильная последовательность действий при начале заноса:
- Сохранять спокойствие
- Убрать ногу с педали газа
- Определить направление траектории
- Выполнить корректирующее действие рулем
- Контролировать положение автомобиля
Техника выхода из заноса
Действия для переднеприводного автомобиля:
- При сносе передней оси:
- Прекратить торможение
- Плавно сбросить газ
- Выровнять руль
- Дождаться восстановления сцепления
- При сносе задней оси:
- Повернуть руль в сторону заноса
- Поддержать небольшую тягу
- Плавно выровнять траекторию
- Стабилизировать движение

Действия для заднеприводного автомобиля:
- При начале заноса:
- Быстро, но плавно повернуть руль в сторону заноса
- Сохранить минимальную тягу на колесах
- Не допускать блокировки колес
- Контролировать угол
- При стабилизации:
- Постепенно выравнивать руль
- Плавно увеличивать тягу
- Восстановить прямолинейное движение
- Вернуться к нормальному режиму езды
Типичные ошибки при заносе автомабиля
Главные ошибки, усугубляющие ситуацию:
- Паническая реакция:
- Полное торможение в занос
- Выворачивание руля до упора
- Резкий газ при заносе
- Попытка перекрутить руль
- Технические ошибки:
- Противодействие естественному выравниванию
- Слишком раннее выравнивание руля
- Избыточная реакция на занос
- Потеря контроля над скоростью
- Профилактика ошибок:
- Регулярные тренировки на закрытых площадках
- Изучение поведения своего автомобиля
- Мысленная проработка аварийных ситуаций
- Поддержание навыков в актуальном состоянии
Успешный выход из заноса возможен только при сохранении хладнокровия и четком выполнении необходимых операций. После стабилизации автомобиля следует снизить скорость и быть готовым к повторению ситуации.
Сложные ситуации при движении в гололед
Управление автомобилем в гололед усложняется при возникновении дополнительных препятствий или особенностей дорожной инфраструктуры. Правильная техника прохождения таких участков поможет избежать аварийных ситуаций.
Преодоление подъемов и спусков
Техника подъема на скользкой дороге:
- Подготовка перед подъемом:
- Исключение остановок на подъеме
- Поддержание постоянной скорости
- Выбор оптимальной траектории
- Оценка крутизны склона
- Действия при подъеме:
- — Движение на пониженной передаче
- — Равномерная подача газа
- — Избегание переключений
- — Сохранение прямолинейного движения
Техника спуска по скользкой дороге:
- Начало спуска:
- Включение пониженной передачи
- Минимальное использование тормозов
- Увеличение дистанции
- Прогнозирование ситуации внизу
- Контроль скорости:
- Торможение двигателем
- Плавное подтормаживание
- Избегание выключения сцепления
- Готовность к экстренным маневрам
Движение в колее
- Правильная траектория:
- Выбор наименее глубокой колеи
- Движение строго по колее
- Контроль положения колес
- Минимизация поперечных смещений
- Техника выезда из колеи:
- Выбор пологого участка
- Увеличение скорости перед выездом
- Поворот руля под острым углом
- Готовность к боковому смещению

Проезд перекрестков
- Подготовка к маневру:
- Снижение скорости заранее
- Оценка состояния покрытия
- Увеличение бокового интервала
- Готовность к маневрам других водителей
- Особенности маневрирования:
- Плавность поворотов
- Исключение перестроений
- Поддержание безопасной дистанции
- Контроль скорости движения
- Прогнозирование ситуации:
- Наблюдение за другими участниками
- Оценка возможных помех
- Подготовка путей отхода
- Выбор безопасной траектории
Ключевой принцип преодоления сложных участков в гололед – предварительная подготовка и плавность всех действий. Резкие маневры и экстренные решения многократно повышают риск потери управления.
Заключение
Безопасное вождение в гололед требует комплексного подхода, включающего техническую подготовку автомобиля, правильную технику управления и психологическую готовность водителя. Важнейшим принципом становится предусмотрительность – способность прогнозировать развитие дорожной ситуации и заранее готовиться к возможным сложностям.
Плавность всех действий при управлении автомобилем в гололед играет определяющую роль в обеспечении безопасности. Резкие маневры, торможения или ускорения могут мгновенно привести к потере контроля над автомобилем. Постоянный контроль скорости и увеличенная дистанция позволяют своевременно среагировать на изменение дорожной обстановки.
Повышенное внимание к состоянию дорожного покрытия и поведению других участников движения помогает вовремя заметить опасность и принять правильное решение. При этом даже опытные водители должны помнить, что гололед не прощает самоуверенности и пренебрежения базовыми правилами безопасности.
Грамотное применение изложенных в этой статье рекомендаций поможет сохранить контроль над автомобилем в сложных зимних условиях и обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. Главное – помнить, что лучше потратить несколько дополнительных минут на дорогу, чем рисковать жизнью и здоровьем своим и окружающих.
Часто задаваемые вопросы
В какое время нужно менять резину на машину?
Переобувать машину на зимнюю резину нужно при устойчивых температурах ниже +7 °C. Обычно это время приходится на конец октября – начало ноября, в зависимости от региона. Важно не затягивать с заменой, чтобы успеть подготовить машину к первым заморозкам.
Какую машину лучше выбрать для зимней езды?
Для зимы хорошо подходит полноприводная машина с высоким клиренсом. Однако любой автомобиль можно адаптировать к зимним условиям. Главное – своевременное техническое обслуживание и правильная подготовка машины к холодному сезону.
Сколько времени нужно прогревать машину зимой?
В современных машинах достаточно 2-3 минут работы двигателя перед началом движения. За это время успеет прогреться масло и основные узлы. Более длительное время прогрева не требуется – машина быстрее достигнет рабочей температуры в движении.
Что нужно возить с собой в машине зимой?
Зимой в машине необходимо иметь: лопату, трос, провода для «прикуривания», незамерзающую жидкость, скребок и щетку для снега. Также рекомендуется держать в багажнике машины цепи противоскольжения и комплект теплой одежды.
Какие новости о дорожной обстановке критически важны для водителей зимой?
При ухудшении погоды нужно чаще проверять новости о состоянии дорог. Особенно важно следить за новостями о гололеде во время оттепели и при резких перепадах температур. Актуальная информация поможет выбрать безопасный маршрут.
Почему машину начинает заносить даже на небольшой скорости?
Занос машины на низкой скорости часто связан с неравномерным сцеплением колес с дорогой. Это может происходить из-за частично растаявшего снега, который превратился в лед, или «черного льда» – почти невидимой ледяной пленки на асфальте.
Изображение в шапке статьи: Matt Collamer / unsplash.com