- Что собой представляет ремень ГРМ
- Основные признаки предстоящей замены ремня ГРМ
- При выявлении износа и повреждений
- По пробегу и возрасту
- На слух
- Как понять, что скоро придется менять ремень ГРМ
- Смещение ремня
- Провалы при ускорении, необычные вибрации, трудности с запуском
- Наличие следов жидкости на ремне
- Темный дым из выхлопной трубы
- Неясная история подержанного автомобиля
- Порядок замены ремня ГРМ
- Часто задаваемые вопросы о замене ремня ГРМ
- Каковы риски, связанные с несвоевременной заменой ремня ГРМ?
- Какова стоимость замены ремня ГРМ и сколько времени это занимает?
- Что нужно для замены ремня ГРМ?
Через сколько менять ремень ГРМ? Замена чаще всего производится по достижении определенного пробега. Рекомендованный километраж прописан заводом-изготовителем и у разных моделей автомобилей не совпадает. Также на необходимость замены ремня ГРМ указывают другие косвенные признаки.
Как осуществить? Ее можно выполнить самостоятельно. Для этого понадобятся набор инструментов (иногда специфический для конкретных марок и моделей авто) и новые расходники. Чтобы избежать ошибок, лучше доверить работу мастерам на СТО.
Что собой представляет ремень ГРМ
Газораспределительный механизм (ГРМ) предназначен для управления процессом газообмена в цилиндрах бензиновых двигателей. В современных четырехтактных двигателях за поступление свежей смеси или воздуха, а также за выпуск отработанных газов отвечают клапаны, размещенные в головке цилиндров. Они контролируются распределительным валом (их может быть как один, так и два).
Ремень ГРМ, который соединяет коленчатый и распределительный валы, служит для привода этого распредвала. Важно, чтобы время открытия и закрытия клапанов было точно синхронизировано с движением поршней в цилиндрах. Это исключает возможность проскальзывания в механизме газораспределения. По этой причине ремень ГРМ имеет зубчатую конструкцию, а не клиновую.
Обычно ремень вращает насос системы охлаждения двигателя. Специальный ролик отвечает за его натяжение. К требованиям, предъявляемым к приводному ремню, относятся высокая прочность и минимальная податливость. Поэтому в его конструкции используется несколько слоев особо прочных кордовых нитей. Кроме того, он должен быть устойчив к воздействию моторного масла и других технических жидкостей.
Зубчатый ремень не является единственным способом передачи крутящего момента на газораспределительном механизме. На многих двигателях вместо него применяется цепь, а на валах установлены звездочки вместо шкивов. Такой тип привода зачастую считается более надежным, однако у него есть и свои недостатки.
Цепной механизм требует регулярной смазки, сложнее в производстве и весит больше. В процессе работы цепь может издавать шум и со временем подвержена растяжению.
В данной статье разберем, через сколько менять ремень ГРМ.
Основные признаки предстоящей замены ремня ГРМ
Автомобилистам с ременным приводом ГРМ следует помнить, что этот не самый дорогой элемент не является вечным. Его внезапный порыв может привести к дорогостоящему ремонту двигателя.
Когда ремень ГРМ, который синхронизирует работу распределительного и коленчатого валов, выходит из строя, это может вызвать столкновение клапанов и поршней, что ведет к их повреждению и деформации головки блока цилиндров, а также разрушению шатунов.
Чтобы избежать таких последствий, важно знать, при каком пробеге необходимо заменять ремень и как часто это нужно делать в зависимости от типа двигателя и условий эксплуатации.
При выявлении износа и повреждений
Чтобы понять, пора ли менять ремень ГРМ, важно визуально оценить его состояние. Трещины, порезы, расслоения и другие повреждения — это однозначный знак необходимости съездить на СТО.
Он обычно скрыт под защитным кожухом, поэтому его не всегда легко осмотреть. Лучше всего проверять его состояние во время планового ТО.
По пробегу и возрасту
Через сколько километров нужно менять ремень ГРМ? Рекомендации зависят от производителя автомобиля или конкретного его элемента. Некоторые могут прослужить до 120 тысяч километров, или 10 лет, в то время как другие следует менять после 60 тысяч, или 5 лет.
Точные данные можно найти в инструкции к авто. Например, Toyota, Volkswagen и Nissan рекомендуют замену после 95 тысяч километров, Hyundai — после 75, Audi и Renault — 120, Daewoo — 115, а Ford — 160.
Важно понимать, что чем мощнее и сложнее мотор и чем интенсивнее его использование, тем быстрее он износится.
Ремень ГРМ также имеет срок службы, по истечении которого материалы теряют свои свойства. Поэтому может возникнуть вопрос, через сколько лет его менять. В результате потери эластичности он становится хрупким и может порваться раньше положенного времени. Обычно этот срок составляет 5–6 лет, и при правильном хранении с ним ничего не должно произойти за этот период.
Однако некоторые специалисты советуют не устанавливать на автомобиль ремень, который хранился на складе более 2 лет. Дату его производства можно найти как на самом изделии, так и на его упаковке.
На слух
Автомобиль иногда подает владельцу сигналы о потенциальных неполадках. Но как понять, через сколько надо менять ремень ГРМ? Внимательно прислушивайтесь к работе двигателя вашего автомобиля.
Если вы замечаете необычные звуки в области защитного кожуха, который закрывает ремень, и при этом они меняют частоту вместе с оборотами двигателя, это серьезный сигнал тревоги. Возможно, вы услышите шаркающие, щелкающие или клацающие звуки.
Вероятно, их причиной становятся изношенные или поврежденные компоненты ремня ГРМ, которые при движении взаимодействуют с другими деталями. Тем не менее такие посторонние шумы могут также указывать на наличие проблем с подшипниками натяжных роликов или насосом, которые находятся поблизости.
Даже если источником звука не является ремень ГРМ, вскоре может потребоваться ремонт автомобиля. При замене роликов или помпы разумно также заранее поменять ремень, даже если он еще не исчерпал свой ресурс.
Как понять, что скоро придется менять ремень ГРМ
Через сколько времени менять ремень ГРМ? Давайте разбираться.
Смещение ремня
Еще один признак износа — ремень сместился с натяжного ролика и наклонился. Его краевые части начинают касаться кожуха, вызывая его утончение. Это может произойти, если в автосервисе натяжной ролик был чрезмерно затянут или, наоборот, недостаточно.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Кроме того, причиной могут быть низкое качество ремня или ролика.
Провалы при ускорении, необычные вибрации, трудности с запуском
Если ремень сдвинется на один зубец, это нарушит настройку зажигания. В результате могут появиться провалы при ускорении, вибрации и проблемы при запуске мотора.
Наличие следов жидкости на ремне
На многих автомобилях ремень ГРМ управляет насосом охлаждения. Если на нем появятся следы масла или антифриза, его необходимо срочно заменить. Он всегда должен оставаться сухим, так как технические жидкости могут его повредить.
Темный дым из выхлопной трубы
При неправильной регулировке зажигания из-за проскальзывания ремня смесь бензина и воздуха становится чрезмерно концентрированной, что приводит к неполному сгоранию. Это вызывает повышение температуры в выхлопной системе и создает дополнительную нагрузку на каталитический нейтрализатор. В результате выхлопные газы становятся темнее, чем обычно.
Неясная история подержанного автомобиля
Поиск автомобиля с ясной историей обслуживания может оказаться сложной задачей. Поэтому, если транспортное средство является старым, будет разумно заменить ремень ГРМ на всякий случай — даже если он на вид в хорошем состоянии.
Порядок замены ремня ГРМ
Перед тем как приступить к работе, необходимо выяснить местонахождение меток ГРМ в автомобиле. Эту информацию можно найти в инструкции по ремонту.
Этапы подготовки к замене:
- Поместите автомобиль на ровную поверхность и подложите упор под колеса.
- Обесточьте систему. Убедитесь, что ваш автомобиль позволяет это сделать, так как некоторые бортовые компьютеры могут потерять настройки. В таких случаях можно обойтись без отключения клеммы.
- Снимите привод ГРМ, который обычно закрыт защитным кожухом.
- Уберите препятствующие детали.
- Если потребуется, открутите бачки с техническими жидкостями, абсорбер и другие связанные компоненты.
Приступаем к процессу замены:
- Снимаем защитный кожух, который прикреплен с помощью болтов с шестигранной головкой (иногда используются звездочки или иные типы креплений).
- На некоторых моделях машин установлен датчик положения коленвала, его не нужно снимать, достаточно отключить разъем.
- Убираем ролик натяжения ремня, обычно он фиксируется одним болтом. В некоторых случаях может использоваться и направляющий ролик, который тоже демонтируем.
- Аккуратно снимаем ремень.
- Проверяем положение меток. Если распределительный вал состоит из двух частей, метки должны совпадать на обоих шкивах. При необходимости поворачиваем распредвал с помощью ключа.
- Снимаем шестерню с коленвала для проверки совмещения меток. Открутить болт (гайку) сложно, поэтому фиксируем шкив. Рекомендуется использовать пневматический инструмент для надежности.
- Если метки не совпадают, то прокручиваем коленвал, вкручивая обратно болт или приподнимая ведущее колесо на домкрате и щелкая на вторую передачу.
- Устанавливаем опорный ролик.
- Новый ГРМ ремень накидываем на коленвал, после этого размещаем его на распредвале (если их два — на оба). Заводим на помпу и генератор, проверяем метки, если не совпадают — начинаем заново.
- Устанавливаем натяжитель, не закручивая его до конца.
- Проверяем правильность захвата ремня и его зубцов.
- Натягиваем ремень, фиксируем ролик и затягиваем болт. Убедитесь, что ремень можно прокрутить на 70–90 градусов двумя пальцами. После замены натяжение необходимо проверить.
Запомните! Используйте динамометрический ключ для затяжки креплений с рекомендованным усилием во избежание ослабления болтов со временем.
Часто задаваемые вопросы о замене ремня ГРМ
Каковы риски, связанные с несвоевременной заменой ремня ГРМ?
Что произойдет, если ремень ГРМ порвется при неработающем двигателе? Это наименее опасный сценарий в случае такой поломки. Хотя завести мотор не получится, негативных последствий и дополнительных затрат, за исключением покупки новой детали, можно избежать.
Гораздо более серьезными являются последствия разрыва ремня ГРМ во время движения. Автомобиль часто теряет свою работоспособность и не может использоваться до устранения неисправности.
В большинстве случаев происходит загиб клапанов. Распределительный вал застывает в определенном положении, и они также «замирают», в то время как коленчатый вал продолжает вращаться. Это приводит к тому, что поршни сильно ударяют по клапанам, и металлические детали не выдерживают нагрузки, что приводит к необходимости дорогого и сложного ремонта.
К сожалению, могут возникнуть и более серьезные проблемы, такие как повреждение поршней. В зависимости от ситуации может потребоваться замена блока цилиндров и головки.
Какова стоимость замены ремня ГРМ и сколько времени это занимает?
Не каждый водитель знает, как правильно установить и натянуть ремень ГРМ. Даже небольшие ошибки могут обойтись дорого: система может выйти из строя. Чтобы избежать лишних проблем, лучше обратиться в специализированный сервисный центр.
Цены и длительность работы варьируются в зависимости от марки автомобиля и двигателя, но в большинстве случаев услуги не являются слишком дорогими или затратными по времени. Обычно мастера справляются за 3–4 часа, а расходы составляют несколько тысяч рублей.
Также следует учитывать, что вместе с ремнем ГРМ нужно менять и другие компоненты. Новые шкивы, ролики и натяжители необходимы для достижения оптимального результата. Установка лишь ремня часто приводит к чрезмерной нагрузке на него из-за неисправных роликов, что может привести к его преждевременному выходу из строя.
Что нужно для замены ремня ГРМ?
Перед началом работы необходимо приобрести комплект ГРМ. Лучшим вариантом станет готовый набор, который включает сам ремень и шкивы, нуждающиеся в замене.
Также потребуется следующий инструментарий:
- набор ключей (как накидных, так и рожковых, головок);
- шестигранник (для некоторых автомобилей);
- домкрат;
- баллонный ключ;
- монтажные лопатки.
Для определенных моделей (например, BMW E36 с мотором M40, Audi A6) могут понадобиться отвертки и дополнительные мелкие инструменты.
В данной статье мы рассмотрели, через сколько рекомендуется менять ремень ГРМ и как это сделать.
Несмотря на то что здесь представлен общий подход, трудоемкость процесса может варьироваться в зависимости от марки, модели авто и типа двигателя. Поэтому перед тем как приступать к замене самостоятельно, рекомендуется заранее ознакомиться с инструкцией по ремонту и подготовить новый комплект ГРМ с необходимыми инструментами.
Изображение в шапке статьи: a.d-cd.net