- Последствия перегрева двигателя автомобиля
- Причины перегрева двигателя
- Признаки перегрева двигателя
- Действия водителя в случае перегрева двигателя
- Запрещенные манипуляции при перегреве двигателя
- Меры профилактики перегрева двигателя
- Часто задаваемые вопросы о перегреве двигателя
- Какая температура двигателя считается приемлемой?
- Как следить за температурой мотора?
- Как понизить вероятность перегрева двигателя в жару?
- Как часто нужно менять антифриз, чтобы избежать перегрева мотора?
- Можно ли ехать дальше, когда двигатель остынет?
Почему случается? Перегрев двигателя возможен по многим причинам. Иногда дело в низком уровне охлаждающей жидкости или засорении радиатора. Порой источники проблемы более серьезны, например, отказ помпы или заклинивание термостата.
Что делать? Если вдруг двигатель «закипел», необходимо сразу же уменьшить тепловую нагрузку на него. Далее нужно провести диагностику и в зависимости от ее результатов предпринять определенные действия. В некоторых случаях не обойтись без визита на СТО.
Последствия перегрева двигателя автомобиля
Перегрев двигателя — это момент, когда температура антифриза или масла выходит за установленные границы. Подобное может стать причиной значительных повреждений в агрегате и потребовать затратного восстановления.
Обычно при перегреве подвергаются риску две ключевые части двигателя. Во-первых, это уплотнение между головкой блока цилиндров и блоком двигателя. Из-за деформации ее и в меньшей степени самого блока происходит утрата герметичности уплотнения.
Особенно чувствительны к этому длинные двигатели, такие как шестицилиндровые рядные — в отличие от более коротких, у которых головка охватывает всего два цилиндра.
Вторая область представляет собой группу цилиндров с поршнями.
При умеренном избыточном нагреве могут возникнуть незначительные повреждения и потеря эластичности у поршневых колец, особенно если они изготовлены из чугуна. Однако при значительном перегреве ситуация может ухудшиться, и поршни фактически «намазывает» на стенки цилиндра, а кольца застревают в пазах поршня.
В конце концов ситуация может привести к продолжительному, трудоемкому и дорогому восстановлению, включающему разбор агрегата, замену ряда компонентов и запчастей.
Причины перегрева двигателя
Фраза «кипит двигатель» не совсем корректна. В действительности нагревается не сам двигатель, а антифриз, достигая в итоге кипения. При этом и температура двигателя значительно повышается. Достигнуть его кипения непросто — это требует температуры около 130 °C, так как система охлаждения работает под давлением, если радиаторная крышка в порядке.
Источник появления пара из-под капота легко объяснить: когда температура возрастает, антифриз расширяется и заполняет расширительный бачок радиатора, вытесняясь наружу, и попадает на горячие элементы двигателя и трансмиссии.
В результате этого антифриз теряет давление, которое предотвращало его кипение в системе охлаждения. Когда он попадает в пространство под капотом, то закипает подобно воде при температуре около 100 градусов и начинает активно испаряться, что и приводит к появлению пара.
Эти факторы являются ключевыми причинами перегрева двигателя:
- Недостаток антифриза. Возможно, в системе не хватает охлаждающей жидкости для эффективного снижения температуры двигателя. Обычно его уровень снижается из-за наличия утечек.
- Проблема с термостатом. Когда он не полностью открывается, в радиатор поступает только небольшая часть охлаждающей жидкости, что мешает ему эффективно снижать температуру.
- Засор радиатора. Жуки, листья, пух тополя — все эти элементы засоряют его решетку, мешая оттоку тепла.
- Неисправность вентилятора охлаждения. Электрические часто выходят из строя из-за перегрева, в то время как механические, приводимые от мотора, могут продолжать вращаться без должного эффекта в случае поломки вискомуфты.
- Износ или отказ помпы. Некачественный или устаревший антифриз может стать причиной повреждения крыльчатки насоса, что негативно сказывается на эффективности циркуляции охлаждающей жидкости. В случае поломки ремня, который заставляет насос работать, последний перестанет функционировать.
- Проблема с утечкой в системе охлаждения. Простейшая причина — повреждение крышки радиатора. Сложнейшая проблема — разрыв прокладки ГБЦ и попадание газов картера в систему.
- Охлаждающая система не выдерживает нагрузок. У некоторых моделей авто есть тенденция к перегреву при усиленной работе, даже если система охлаждения функционирует без сбоев, — проблема заключается в ее невысокой эффективности, вызванной ограниченным пространством под капотом, техническими ошибками в конструкции или стремлением к экономии.
Очевидно, что факторов, способных привести к перегреву мотора, множество. Однако в большинстве случаев можно без опасностей добраться до дома или автосервиса, избежав при этом неприятностей вроде облака пара и вызова эвакуатора. Важно лишь своевременно обнаружить признаки перегрева, контролируя показания термометра.
Признаки перегрева двигателя
Ключевым сигналом, указывающим на то, что двигатель перегревается, служит превышение нормативных температур охлаждающей жидкости. Если она превышает 80–105 °С, это указывает на то, что процесс перегрева уже начался.
Автомобили без термометров должны предупреждать водителя о чрезвычайных ситуациях с помощью сигнализации на панели приборов. Она включается, когда температура достигает опасных пределов.
В случае неисправности термометра или если водитель не придает значения показаниям температуры, о готовящемся перегреве двигателя он узнает по симптомам:
- по облаку пара из-под капота;
- из-за кипения антифриза наблюдаются вибрации;
- снижение тяговой силы и уменьшение мощности;
- когда двигатель внезапно заглох.
Действия водителя в случае перегрева двигателя
При подозрении на превышение нормы температуры в двигателе важно немедленно снизить его тепловые нагрузки. Рекомендуется существенно уменьшить количество топлива, поступающего в места сгорания, и усилить систему охлаждения. Для достижения этого:
- Прекратите работать газом, двигаясь на минимальной скорости или даже на холостом ходу. Необходимо приостановить движение.
- Отключите электроприборы. Прекратите работу кондиционера, а печку включите на максимальный режим и не забудьте распахнуть окна. Хотя это может показаться не самым комфортным решением в жаркую погоду, это позволит наиболее эффективно рассеять тепло от двигателя.
- Отключите аудиоаппаратуру и уберите все зарядные устройства от прикуривателя.
- Вы можете выключить двигатель, если остановитесь у края дороги.
В наше время автомашины не прекращают работу системы охлаждения и продолжают вращать вентилятор радиатора, в то время как у более устаревших моделей эти компоненты отключаются. Чтобы помочь процессу охлаждения двигателя, рекомендуется открыть капот.
Все экстренные меры при перегреве двигателя завершены, что делать дальше? Теперь пришло время для спокойной, но оперативной диагностической процедуры.
Проанализируйте внешний вид радиатора, он может быть загрязнен листьями или пухом тополя. Часто мусор накапливается в узком пространстве между радиатором и кондиционером. В условиях отсутствия инструментов его можно извлечь, используя тонкую ветку. Однако действуйте аккуратно: избегайте повреждения мягких сот и не подвергайте себя риску ожога.
Когда из автомобиля вырывается пар с запахом антифриза, это свидетельствует о наличии утечки.
Несмотря на отсутствие белого пара, не забывайте проверять количество антифриза. Оно должно находиться в пределах отметки min до max. Если уровень жидкости ниже нормы, подождите, пока двигатель остынет, и только после этого добавляйте антифриз. Также внимательно осмотрите систему охлаждения на наличие утечек.
Проведите осмотр масла, используя масляный щуп. Если вы обнаружите признаки пены, это может свидетельствовать о негерметичности системы охлаждения, что приводит к смешиванию масла с антифризом. Такой случай очень важен, и двигаться без должного ремонта не рекомендуется.
Кроме того, по возможности осмотрите маслозаливное отверстие, однако не забудьте подождать, пока двигатель остынет, чтобы избежать ожогов. Здесь также следует проверить наличие пены.
Кроме того, не забывайте продиагностировать свечи зажигания. Если они влажные и пахнут антифризом, возможно, потребуется помощь эвакуатора.
Когда причина перегрева неясна, стоит обратиться в сервисный центр. Там специалисты проведут тщательный осмотр всех компонентов системы охлаждения.
Запрещенные манипуляции при перегреве двигателя
Не следует пытаться ускорить процесс охлаждения двигателя, открывая крышку расширительного бачка охлаждающей системы. При попытке открутить ее пар под высоким давлением может внезапно вырваться наружу, может даже вытолкнуть крышку, что приведет к риску получения ожогов.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
К тому же если уровень давления антифриза упадет, он перегреется в самых жарких точках мотора, что снизит его охлаждающие качества и может привести к повреждениям. Таким образом, результат ваших усилий будет прямо противоположным желаемому.
Использование воды для охлаждения мотора крайне нежелательно. Это может привести к ситуации, аналогичной тому, что происходит с горячими камнями, на которые брызгают воду: внутреннее напряжение может привести к разлому самого блока двигателя.
Не следует добавлять холодную жидкость в двигатель, который еще не остыл. Основа для этого запрета не изменилась: сочетание горячего и холодного может стать причиной повреждений.
Меры профилактики перегрева двигателя
Чтобы защитить двигатель от перегрева, необходимо придерживаться ряда рекомендаций.
Нужно тщательно следить за состоянием и объемом охлаждающего раствора, проводя его регулярное пополнение или замену. Уровень жидкости в бачке должен соответствовать установленным нижней и верхней границам.
Оценка качества раствора осуществляется по его цвету, аромату и плотности. Раствор не должен быть загрязнен темными оттенками, обладать неприятным запахом, напоминающим ржавчину, или содержать в себе масляные или топливные включения.
Необходимо наблюдать за функционированием термостата, вентилятора охлаждения и термодатчика, осуществляя их замену или ремонт в случае необходимости. Термостат должен нормально переключаться в зависимости от температуры, которая должна находиться в пределах 80–90 градусов.
Вентилятор охлаждения должен автоматически включаться и выключаться либо по команде электронного блока управления мотором. Термодатчик обязан точно отображать температуру на приборной панели или дисплее мультимедийной системы. Неисправность термостата, вентилятора или термодатчика может стать причиной неправильного мониторинга температуры двигателя и его возможного перегрева.
Важно регулярно проверять состояние радиатора и системы охлаждения. Обеспечьте их чистоту, удаляя грязь и засорения.
Радиатор может накапливать пыль, грязь, насекомых или листву, что снижает его способность отводить тепло и ухудшает работу системы охлаждения.
В системе охлаждения могут образовываться засорения из-за ржавчины, известняка или других соединений, возникающих вследствие химических реакций между охлаждающей жидкостью и металлическими элементами. Это может привести к уменьшению объема и скорости циркуляции жидкости, а также к увеличению давления в системе.
Оптимизируйте использование двигателя, отключайте кондиционер при первых сигналах перегрева и подбирайте наилучший режим его функционирования. Напряжение на мотор может усилиться при восхождении в горы, перевозке тяжелых грузов или прицепов, при высокой скорости движения или применении низких передач. Это создает дополнительную тепловую нагрузку и повышает потребность в эффективном охлаждении.
Использование кондиционера также повышает нагрузку на двигатель и расход топлива, поэтому его следует отключать, когда на приборной панели загорится значок перегрева двигателя или температура охлаждающей жидкости превысит установленные значения. Идеальный режим работы двигателя определяется его конструкцией и характеристиками, а также условиями дорожного движения.
Необходимо тщательно осмотреть автомобиль перед каждым путешествием. Это не требует усилий: просто проведите осмотр под днищем машины, изучите место стоянки, особенно если вы планируете съехать назад. Вас должны насторожить какие-либо пятна или потеки под транспортным средством.
Обратите внимание на подкапотное пространство при заполнении жидкости для стеклоомывателя, замене реле или предохранителей, а также подзарядке аккумулятора. При появлении черных и влажных пятен стоит быть настороже.
Простым, но эффективным советом является: избегать перегрева двигателя можно, соблюдая регулярное техническое обслуживание. Лучше всего обращаться в сервисную станцию, где специалисты знакомы с типичными проблемами вашего автомобиля. Они уделяют особое внимание контролю системы охлаждения, особенно если она обычно подвержена сбоям.
Часто задаваемые вопросы о перегреве двигателя
Какая температура двигателя считается приемлемой?
Нормативные значения температуры работы мотора определяются его конструкцией, условиями использования и атмосферными факторами. Обычно они варьируются в пределах 80–110 градусов. В случае повышения температуры выше 120 градусов уже можно говорить о перегреве двигателя.
Как следить за температурой мотора?
Чтобы избежать перегрева двигателя, важно контролировать температуру охлаждающей жидкости. На панели приборов автомобиля установлен специальный термометр или цветной сигнал. В случае, когда термометр пересекает красную зону или включается красная сигнальная лампочка, это говорит о том, что двигатель перегревается, и необходимо остановить машину.
Когда термометр указывает на синий диапазон или включается синяя лампочка, это говорит о том, что двигатель еще не достиг рабочей температуры и следует подождать, пока он нагреется до нужной степени.
Как понизить вероятность перегрева двигателя в жару?
В жаркие дни опасность перегрева двигателя значительно выше, чем в холодные. Следовательно, когда погода очень теплая, важно бережно относиться к двигателю, избегая резких разгонов и остановок. Не стоит забывать о применении двигателя для торможения: в таких условиях топливовоздушная смесь не горит, а охлаждающая жидкость активно циркулирует по системе, что способствует его охлаждению.
Как часто нужно менять антифриз, чтобы избежать перегрева мотора?
Качество антифриза влияет на температурные показатели и на продолжительность службы ключевых элементов системы охлаждения. Рекомендуется проводить полную замену охлаждающей жидкости каждые 60–80 тысяч километров.
Обычно в процессе такого пробега антифриз начинает утрачивать свои защитные качества.
Можно ли ехать дальше, когда двигатель остынет?
В зависимости от обстоятельств действия могут различаться. В случае обычного перегрева двигателя достаточно остановить его работу и подождать, пока он остынет. Чтобы ускорить процесс, некоторые водители рекомендуют включить обогрев салона на максимальную мощность.
После того как температура двигателя снизится и индикатор перегрева погаснет, можно продолжать движение. Однако если под автомобилем образовалась лужа от утечки антифриза, продолжать поездку не рекомендуется, и следует ждать прибытия эвакуатора.
Перегрев двигателя — это угроза, способная привести к выходу его из строя. Важно бережно следить за показателями температуры мотора. Регулярное обслуживание системы охлаждения, предосторожности при вождении и тщательное изучение причин перегрева в случае появления соответствующих признаков — ключевые меры для предотвращения проблемы.
Важно также понимать, какие действия помогут устранить проблему, а какие — ее усугубить. Надеемся, что наш материал окажется полезным в освоении этой важной темы.