- Признаки троения машины
- Машина начала троить из-за низкой компрессии
- Неочевидные причины, почему машина начала троить
- Неисправность бронепровода
- Изношенная свеча зажигания
- Неисправный трамблер
- Неисправность катушки зажигания или одного из контактов
- Неисправная топливная форсунка
- Проверка регулировки клапанов, если машина начала троить
- Часто задаваемые вопросы о троении двигателя машины
- Может ли неисправный регулятор холостого хода стать причиной троения двигателя машины?
- Может ли начать троить двигатель из-за попадания масла в камеру сгорания?
- Поломка каких датчиков может стать причиной троения двигателя?
О чем речь? Если машина начала троить, это означает, что появилась проблема, мешающая нормальной работе мотора. Подобное проявляется в виде неровной работы двигателя, потери мощности, появления вибраций и повышенного расхода топлива.
Что делать? При первых признаках троения двигателя важно как можно быстрее провести диагностику. Игнорирование этой неисправности может привести к серьезным повреждениям двигателя и дорогостоящему ремонту.
Признаки троения машины
«Машина начала троить» — так говорят, когда в силу определенных факторов в одном из цилиндров двигателя нарушено нормальное сгорание топлива. Такая проблема возникает на разных моторах.
Троение двигателя сложно не заметить. Когда машина начала троить и дергаться, происходит изменение звука и ритма работы мотора. Могут появляться и ощутимые хлопки из выхлопной трубы. Это происходит, когда несгоревшее в цилиндре топливо накапливается в системе выпуска, и его пары воспламеняются от сильно нагретых деталей.

Ярче всего проблема проявляется на холостых оборотах, когда начинает моргать «чек», и машина троит. При открытой крышке капота можно увидеть, как мотор «трясется» на крепежных подушках.
Бывают случаи, что симптомы не так очевидны. Тем не менее водитель с опытом всегда определит, что машина начала троить. Чаще всего на это указывают следующие признаки:
- Плавают обороты двигателя (определить такую проблему можно по стрелке тахометра).
- При равномерной езде ощущаются рывки, которые становятся более отчетливыми в момент ускорения.
- Ухудшается динамика разгона на любой передаче, независимо от количества оборотов мотора.
- Растет расход топлива.
- На одной из свечей зажигания появляется копоть (при этом сама свеча может оказаться рабочей).
Обратите внимание: индикатор ошибки в указанных ситуациях может светиться постоянно или мигать периодически.
Машина начала троить из-за низкой компрессии
Для изготовления камер сгорания всегда используется одинаковый материал, поэтому компрессия падает в равных пропорциях. Даже в ситуации, связанной с залеганием поршневых колец, давление в цилиндрах не будет отличаться более чем на 1–2 атм. Следовательно, мотор не будет троить и глохнуть (чтобы двигатель начал дергаться, компрессия должна упасть намного ниже).
Когда давление снижается до 6 атм. для бензиновых или 20 атм. для дизельных ДВС, мотор работает несколько хуже, но равномерно. Нижним пределом компрессии, после которого он будет глохнуть, для бензиновых и дизельных двигателей будет 5 и 18 атм. соответственно.
Чаще всего причины, когда машина начала троить из-за низкого давления в цилиндрах, бывают следующими:
- пробита прокладка ГБЦ;
- прогорел клапан;
- прогорел поршень.
Важно! Только проблема с пробитой прокладкой появляется без предварительных симптомов. Прогорание клапана и поршня происходит постепенно. Все три поломки являются результатом нарушения эксплуатационных требований или регламента технического обслуживания двигателя.
Почему машина начинает троить на газу (или другом топливе)?
- Бак заправлен некачественным горючим.
- Автомобиль долго эксплуатировался с перегретым мотором.
- Транспортное средство часто используется в режиме максимальной нагрузки на двигатель.
Чтобы не столкнуться с проблемой, когда машина на ходу начинает троить, важно правильно эксплуатировать мотор: своевременно выбирать оптимальную передачу, по возможности чаще переставлять рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, не увлекаться агрессивным вождением.
Нужно бережно относиться к своему автомобилю. Аккуратность и своевременное техническое обслуживание позволят защитить мотор от существенного снижения компрессии в одном из цилиндров, при котором машина начинает троить и глохнет.
Перечислим технические неисправности двигателя, которые приводят к рассматриваемой проблеме:
- нарушение угла опережения зажигания;
- длительная работа мотора на переобогащенной или обедненной топливной смеси (забитый воздушный фильтр и т. д.);
- низкий уровень охлаждающей жидкости.
Чтобы избежать ситуаций, когда машина начинает троить на горячую, следует не реже двух раз в год проводить диагностику двигателя. С увеличением пробега и возраста авто интервал между обслуживанием мотора сокращается.
Неочевидные причины, почему машина начала троить
Неисправность бронепровода
В большинстве случаев неисправностью бронепровода, из-за которой машина начинает троить на холостых оборотах, является нарушение контакта с клеммой катушки или свечой зажигания. Чтобы устранить проблему, можно разжать контакты (со стороны катушки). Поскольку бронепровод вставляется в нее, то есть еще вариант со сжатием наконечника со стороны свечи.
Что делать, если указанные действия не принесли результат? Поможет только замена бронепровода. Как убедиться в его неисправности? Нужно переставить соседние провода и снять тот, который точно исправен. Если работа мотора ухудшится, значит, поломку установили правильно. В противном случае нужно продолжить диагностику.
Изношенная свеча зажигания

Если и после установки нового бронепровода машина вновь начинает троить, нужно выкрутить свечу зажигания и осмотреть ее. Видимые дефекты могут быть вызваны заводским браком, неисправностью двигателя или топливной системы (к примеру, неправильно работает форсунка).
Для дальнейшей диагностики следует установить новую свечу, проехать пару сотен километров и проверить ее состояние. Если следов нагара нет, значит, старая имела заводской брак. В противном случае (если и новая свеча обгорела или имеет другие видимые дефекты) причиной является плохое техническое состояние мотора.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Нужно учесть особенности видимых дефектов. Так, признаком пропусков зажигания будут белые полосы на внутренней стороне свечи (она не участвует в работе силового агрегата, поэтому он троит).
Неисправный трамблер
Данная причина свойственна только карбюраторным двигателям. В этом случае высоковольтные импульсы напряжения на свечи зажигания распределяет трамблер с бегунком.
Если подгорели, окислились или загрязнились контакты этого устройства, то в одном из цилиндров интенсивность искры будет меньшей. Поэтому после прогрева машина начинает троить и может глохнуть при нажатии на акселератор.
Случается, что визуальный осмотр трамблера не позволяет выявить нарушенный контакт. Поскольку стоит эта деталь недорого, лучше сразу заменить ее на новую.
Неисправность катушки зажигания или одного из контактов
Вместо архаичного трамблера в инжекторных моторах предусмотрено несколько катушек зажигания. Вместе с электронным блоком управления (ЭБУ) они управляют распределением высоковольтных импульсов по свечам.
Если машина начала троить и загорелся «чек» из-за неисправности катушек, для диагностики поломки используется тестер. Этот прибор нужно установить в режим замера сопротивления. Первичная обмотка катушек должна иметь сопротивление от 0,5 до 2 Ом, а вторичная — 5–10 кОм (более точные показатели можно найти в технической документации на конкретную модель авто).

На неисправность указывает отличие измеренных показателей от нормативных, указанных производителем. В этом случае катушка подлежит обязательной замене.
Отметим, что слишком низкое сопротивление свидетельствует от замыкании между витками в одной из обмоток. Такая неисправность влечет за собой риски поломки ЭБУ. Замкнутые витки могут сжечь важные транзисторы электронного блока.
Завышенные показатели сопротивления обмотки могут иметь место при некачественном контакте между клеммой и намотанным проводом (к примеру, не пропаян контакт). Такая неисправность не несет риска для ЭБУ, но ее нужно устранить.
Если машина начинает троить при разгоне (появляются ощутимые провалы), либо выявлены «дорожки» пробоя электрического тока при осмотре катушки, она и является причиной поломки.
Неисправная топливная форсунка
В ситуации, когда при нажатии газа машина с инжекторным или дизельным мотором начала троить и дергаться, а иногда и глохнуть, нужно проверить исправность форсунок. Инжекторы могут иметь следующие дефекты:
- смолянистые отложения привели к сужению выходного отверстия форсунки;
- клапаны имеют дефекты или неправильно отрегулированы;
- в обмотке присутствует обрыв или замыкание;
- поврежден пьезоэлемент либо его привод.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
Своими силами проверить форсунки не получится. Такая диагностика проводится на специальном стенде. Если машина начала троить на ходу, следует обратиться к специалистам по обслуживанию топливной аппаратуры.
Проверка регулировки клапанов, если машина начала троить
Важно, чтобы газораспределительный механизм работал очень точно. Любые отклонения от заданных параметров приводят к нарушению функционирования мотора, и он начинает троить на холостом ходу.
Неисправность связана с характеристиками металлов, которые расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении. Для компенсации теплового расширения необходим соответствующий зазор.

Более старые модели авто имеют простой механизм, где регулировка клапанов выполняется с помощью гайки и контргайки. В новых автомобилях предусмотрена автоматическая компенсация теплового зазора. Эта задача решается с помощью гидрокомпенсаторов.
При увеличенном тепловом зазоре в процессе работы двигателя появляются громкие щелчки в районе головки блока. Это связано с плохим прилеганием клапанов к седлам. Когда мотор прогревается, шум может исчезать.
Основные причины неисправности:
- Нарушена регулировка зазоров клапанов. В процессе длительной работы контргайка регулировочного механизма откручивается, появляется выработка на рычагах привода (коромысла). В некоторых случаях происходит столкновение тарелок пружины.
- Неисправность гидрокомпенсатора. Заклинивание клапана могут вызвать различные загрязнения. На больших пробегах теряет упругость возвратная пружина и не справляется со своими функциями.
Если выявлена проблема в работе клапанов двигателя, следует произвести регулировку зазоров. В некоторых моделях такая настройка выполняется путем выкручивания/закручивания регулировочного винта с применением комплекта щупов. Следует также провести очистку гидрокомпенсаторов от скопившихся отложений.
Иногда это не приносит результата, поэтому компенсаторы придется заменить.
Часто задаваемые вопросы о троении двигателя машины
Может ли неисправный регулятор холостого хода стать причиной троения двигателя машины?
Регулятор холостого хода (РХХ) управляет объемом воздуха, который подается в камеру сгорания. Похожую функцию выполняет дроссельная заслонка. Если шток дросселя или регулятор загрязнены, нарушается подача воздуха. Его объем сильно увеличивается или уменьшается в зависимости от точки, в которой залипли подвижные элементы.
Симптомом такой неисправности выступают нестабильные (плавающие) обороты. Они то повышаются, то понижаются. В ходе визуального осмотра штока дросселя или регулятора холостого хода можно выявить плотный темный налет. Он и мешает подвижным элементам занимать нормальное положение.
Основные причины неисправности:
- Забился фильтр воздуха. Воздушный поток, поступающий в дроссельный узел, содержит частицы пыли и грязи, оседающие на подвижных элементах.
- Подсос воздуха. Принцип возникновения проблемы такой же, как и в предыдущем случае. Воздух, не очищенный фильтром, содержит пыль и грязь, которые налипают на дросселе или штоке РХХ.
Специалисты рекомендуют производить очистку дроссельной заслонки и регулятора холостого хода не менее одного раза в год.
Кроме того, при каждом техобслуживании или по мере загрязнения следует менять воздушный фильтр. Недопустимо возникновение подсоса воздуха. Последнюю проблему можно предотвратить, регулярно проверяя и поджимая хомуты, меняя прокладки в топливной системе ДВС.
Может ли начать троить двигатель из-за попадания масла в камеру сгорания?
Нормальная работа двигателя допускает поступление небольшого объема моторного масла в зону сгорания топливной смеси. Часть идет на угар. Остальная смазка испаряется или налипает на металлических деталях. Если потери масла составляют более 0,4 л на 1000 км пробега, следует найти и устранить причину этого явления.
При такой проблеме дым из выхлопной трубы становится синим или сизым. Свечи зажигания покрываются рыхлым темным налетом, который легко очищается. Почему даже на малых и холостых оборотах машина начинает троить? В данном случае происходит изменение состава топливной смеси: к воздуху и горючему присоединяется масло.
Причины такой неисправности:
- Изношены маслосъемные кольца. Со временем они истончаются и начинают пропускать смазку. При этом моторное масло попадает в камеру сгорания.
- Разрушены маслосъемные колпачки. В процессе работы может иметь место растрескивание сальников клапанов. В результате моторное масло попадает в зону горения топливной смеси.
Если выхлопные газы стали сизыми или синими, следует провести диагностику состояния маслосъемных колец и колпачков. Изношенные детали подлежат замене.
Поломка каких датчиков может стать причиной троения двигателя?
В современных моделях авто предусмотрена электронная регулировка параметров работы двигателя. Контроллеры передают данные в ЭБУ мотора. В свою очередь, блок управления отдает команды датчикам на изменение параметров воздушно-топливной смеси, повышение оборотов коленвала и т. д.
Обратная связь может пропадать в результате неисправности контроллеров. В этом случае нарушается работа ЭБУ, на приборной панели загорается «чек», и машина начинает троить.
В такой ситуации наблюдаются различные нарушения в работе двигателя. Мотор может троить и глохнуть. В памяти бортового компьютера или на диагностической шине OBD-2 появляются ошибки.
Основные причины отказа электронных датчиков:
- Механические дефекты: засорение или ударное воздействие.
- Сгоревший предохранитель: размыкается цепь питания.
Для диагностики такой неисправности понадобится сканер OBD-2. Он подключается к диагностической шине и передает данные на смартфон или планшет через Bluetooth либо Wi‐Fi. На мониторе появятся записи кодов неисправностей.
Случается, что диагностическая система не показывает наличие ошибок, поэтому приходится проверять все датчики мультиметром. Неисправные контроллеры нужно заменить.
В простом случае, когда машина начала троить после заправки, достаточно сменить АЗС. Более серьезные проблемы с датчиками, клапанным механизмом, топливной системой и т. д. своими силами устранить не получится, так как для этого необходим профессиональный инструмент, специальное оборудование, опыт и знания.
Обычный водитель, скорее всего, не сможет самостоятельно заменить детали цилиндропоршневой группы.
Если машина начала троить и не тянет, лучшее решение, не откладывая, обратиться к профессионалам, которые смогут диагностировать неисправность и провести необходимый ремонт. После этого мотор перестанет троить, а владелец автомобиля получит уверенность в надежности своего транспортного средства.
Изображение в шапке статьи: Kate Ibragimova / unsplash.com