Замена тормозных колодок своими руками

Принцип работы автомобильных тормозов довольно прост: под действием тормозного усилия, передающегося от педали тормоза по герметичной магистрали (на легковых автомобилях чаще гидравлической), поршни тормозных цилиндров придвигают неподвижные колодки к вращающимся дискам или барабанам, за счет силы трения они замедляются. При этом колодки выполнены из относительно мягких композитных материалов, стойких к перегреву, но довольно быстро стирающегося.

СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ КОЛОДОК

Как самому поменять тормозные колодки

В отличие от многих других составляющих тормозной системы, тормозные колодки – расходные элементы, причем изнашивающиеся довольно быстро. Инструкции по эксплуатации автомобилей рекомендуют проверять износ колодок (дисков, и вообще состояние системы) при каждом ТО, то есть, через 10-15 тысяч км пробега. Передние колодки практически всегда изнашиваются быстрее задних – из-за того, что основная нагрузка при торможении приходится на переднюю ось.

Срок службы тормозных колодок зависит от нескольких факторов:

  1. Манера езды. Агрессивная, с частыми торможениями приводит к ускоренному износу колодок и дисков. В этом случае есть смысл проверять колодки чаще.

  2. Условия эксплуатации. Высокие температуры, неровные, пыльные, загрязненные дороги изнашивают колодки намного быстрее.

  3. Исправность тормозной системы. В случае закисания тормозных цилиндров, суппортов и их направляющих колодки стираются быстрее.

  4. Материал колодок

По типу фрикционных смесей колодки делятся на три типа:

  • органические («мягкие», на основе графита);

  • полуметаллические («жесткие», с высоким коэффициентом трения при высоких температурах);

  • металлокерамические, соединяющие свойства двух первых типов.

Мягкие колодки быстрее стираются, но при этом наносят меньше вреда дискам. Использовать такой тип колодок рекомендуется водителям с плавной манерой торможения, а также тем, кто не прочь поменять колодки самостоятельно.

ПРИЗНАКИ ИЗНОСА КОЛОДОК

13 ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ ИЗНОСА ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК

Несмотря на то, что некоторые автомобили оснащены электронным датчиком контроля толщины тормозных колодок, полностью полагаться на него нельзя. Во-первых, зачастую индикаторы стоят не на каждом колесе, а по одному на ось. Во-вторых, индикация может возникнуть из-за обрыва в цепи. Ну и наконец, корректно система работает только, когда тормозные диски относительно новые. В случае, когда используется 3-4-й комплект колодок, и диски уже тонкие, возможно неправильное срабатывание.

Механический индикатор (т.н. «скрипун») более адекватен, но и он может дезинформировать: причиной скрипа бывают перегрев или намокание колодок, попадание грязи и камешков между ними и дисками.

Косвенно износ колодок можно определить по изменению положения педали тормоза и уровня тормозной жидкости в бачке – они спустятся вниз. Опять же, ситуация может свидетельствовать и о других неисправностях.

Лучший способ проверить остаточную толщину колодки – визуальный осмотр. Но далеко не на всех автомобилях он эффективен без ямы или подъемника, а иногда – и без снятия колеса. На барабанных тормозах невозможен осмотр без снятия барабана, да и на дисковых колодки могут скрываться как за колесными дисками, так и за широкими скобами суппортов. К тому же, легче увидеть состояние наружных тормозных колодок, а изнашиваются сильнее на дисковых механизмах, как правило, внутренние. Если осмотр колодок затруднен и сопряжен со снятием колеса, на всякий случай нужно приготовиться заменить их, чтобы не производить лишнюю работу.

ЗАМЕНА КОЛОДОК

Замена тормозных колодок в Колесо Tyre Plus. Колодки TRW в наличии.

Тормозные механизмы автомобилей бывают двух типов: дисковые и барабанные. На передних осях современных автомобилей почти в 100% используются диски, они же превалируют и на задних осях легковых автомобилей, барабанами оснащаются бюджетные или коммерческие версии.

Процесс замены колодок дискового механизма довольно прост. Из инструментов понадобятся:

  • «баллонный» ключ для гаек колеса;

  • домкрат;

  • груша (спринцовка);

  • широкая плоская отвертка (или ломик-монтажка);

  • смазка 3 типов: для колодок, направляющих и против прикипания;

  • жидкость WD-40.

Порядок выполнения работ для дискового механизма:

  1. Ослабить гайки необходимого колеса, поднять автомобиль на домкрате, установив 2 противооткатных упора под диаметрально противоположное колесо.

  2. Если колодки меняются на передней оси, вытянуть ручной тормоз. Дополнительно, если на ту ось, где меняете колодки, не поступает привод, можно поставить МКПП на передачу: 1-ю или заднюю.

  3. Поверните руль в сторону снимаемого колеса, открутите гайки, снимите колесо.

  4. Откройте капот и крышку бачка тормозной жидкости.

  5. Грушею откачайте тормозную жидкость до минимума (но не осушайте бачок полностью).

  6. Открутите направляющие суппорта (при закисании используйте WD-40). На некоторых а/м необходимо снять их обе, на других – достаточно ослабить вторую, чтобы откинуть суппорт. Это зависит от длины тормозного шланга.

  7. Важно! По возможности, не откручивайте тормозной шланг и не трогайте перепускной штуцер – это позволит избежать процедуры прокачки.

  8. Снимите/откиньте суппорт, выньте колодки. Внимание! Ни в коем случае не оставляйте суппорт висеть на шланге, закрепите его на элементах подвески или привяжите к пружине или другому узлу.

  9. Проверьте толщину колодок и тормозного диска. Минимальное значение для колодок узнавайте в руководстве, для дисков можно прочитать на торце детали.

  10. Проверьте целостность уплотнений тормозного цилиндра, отсутствие трещин на шланге и сколов на поршне. В случае наличия проблем детали нужно заменить.

  11. Максимально вдавите поршень в суппорт, используя специальный съемник. Имейте ввиду, что в большинстве случаев на задней оси поршень не вдавливается, а вкручивается. При этом следите за уровнем жидкости в бачке, при необходимости откачивайте.

  12. Смажьте перед установкой заднюю часть колодок перед установкой противоскрипных пластин.

  13. Смажьте направляющие и, желательно, поверхность ступицы против прикипания. Во всех трех случаях используйте разную смазку.

  14. Соберите колесо, обязательно повторите операцию на другом колесе оси (колодки меняются вместе).

  15. По завершению операции на обоих колесах, после затяжки болтов проверьте усилие на педали тормоза неоднократным нажатием.

Заменить колодки барабанной системы несколько сложнее. Общие процедуры (вроде снятия колеса) совпадают, но есть различия:

  1. Кроме колеса, необходимо также демонтировать барабан. Для этого нужно либо открутить два фиксирующих винта и постучать по барабану сзади древком молотка, либо вкрутить болты в другие, резервные отверстия, чтобы выдавить их.

  2. Сняв барабан, запомните, а лучше – сфотографируйте положение колодок и пружин.

  3. Снимите рычаг стояночного тормоза.

  4. Установите колодки и пружины строго в том же порядке – в противном случае тормоза работать не будут.

  5. Соберите узел в обратном порядке.

РЕКОМЕНДАЦИИ

При всей видимой простоте, замена колодок может таить «подводные камни». 

Главные опасности:

  • закисание резьбовых соединений;

  • обнаружение дополнительных неисправностей;

  • нарушение техники безопасности при подъеме автомобиля и проведении работ под ним.

Если вы не уверены в своих силах, не рискуйте – даже в лучшем случае машина будет обездвижена. Обратитесь к профессионалам – например, на любую из СТО сети умных автосервисов Wilgood, где работы выполнят быстро, грамотно – и недорого.



Оставить заявку
Ваше имя:
Ваш телефон
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Оставить заявку