Замена тормозных колодок своими руками
Принцип работы автомобильных тормозов довольно прост: под действием тормозного усилия, передающегося от педали тормоза по герметичной магистрали (на легковых автомобилях чаще гидравлической), поршни тормозных цилиндров придвигают неподвижные колодки к вращающимся дискам или барабанам, за счет силы трения они замедляются. При этом колодки выполнены из относительно мягких композитных материалов, стойких к перегреву, но довольно быстро стирающегося.
СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ КОЛОДОК
В отличие от многих других составляющих тормозной системы, тормозные колодки – расходные элементы, причем изнашивающиеся довольно быстро. Инструкции по эксплуатации автомобилей рекомендуют проверять износ колодок (дисков, и вообще состояние системы) при каждом ТО, то есть, через 10-15 тысяч км пробега. Передние колодки практически всегда изнашиваются быстрее задних – из-за того, что основная нагрузка при торможении приходится на переднюю ось.
Срок службы тормозных колодок зависит от нескольких факторов:
-
Манера езды. Агрессивная, с частыми торможениями приводит к ускоренному износу колодок и дисков. В этом случае есть смысл проверять колодки чаще.
-
Условия эксплуатации. Высокие температуры, неровные, пыльные, загрязненные дороги изнашивают колодки намного быстрее.
-
Исправность тормозной системы. В случае закисания тормозных цилиндров, суппортов и их направляющих колодки стираются быстрее.
-
Материал колодок
По типу фрикционных смесей колодки делятся на три типа:
-
органические («мягкие», на основе графита);
-
полуметаллические («жесткие», с высоким коэффициентом трения при высоких температурах);
-
металлокерамические, соединяющие свойства двух первых типов.
Мягкие колодки быстрее стираются, но при этом наносят меньше вреда дискам. Использовать такой тип колодок рекомендуется водителям с плавной манерой торможения, а также тем, кто не прочь поменять колодки самостоятельно.
ПРИЗНАКИ ИЗНОСА КОЛОДОК
Несмотря на то, что некоторые автомобили оснащены электронным датчиком контроля толщины тормозных колодок, полностью полагаться на него нельзя. Во-первых, зачастую индикаторы стоят не на каждом колесе, а по одному на ось. Во-вторых, индикация может возникнуть из-за обрыва в цепи. Ну и наконец, корректно система работает только, когда тормозные диски относительно новые. В случае, когда используется 3-4-й комплект колодок, и диски уже тонкие, возможно неправильное срабатывание.
Механический индикатор (т.н. «скрипун») более адекватен, но и он может дезинформировать: причиной скрипа бывают перегрев или намокание колодок, попадание грязи и камешков между ними и дисками.
Косвенно износ колодок можно определить по изменению положения педали тормоза и уровня тормозной жидкости в бачке – они спустятся вниз. Опять же, ситуация может свидетельствовать и о других неисправностях.
Лучший способ проверить остаточную толщину колодки – визуальный осмотр. Но далеко не на всех автомобилях он эффективен без ямы или подъемника, а иногда – и без снятия колеса. На барабанных тормозах невозможен осмотр без снятия барабана, да и на дисковых колодки могут скрываться как за колесными дисками, так и за широкими скобами суппортов. К тому же, легче увидеть состояние наружных тормозных колодок, а изнашиваются сильнее на дисковых механизмах, как правило, внутренние. Если осмотр колодок затруднен и сопряжен со снятием колеса, на всякий случай нужно приготовиться заменить их, чтобы не производить лишнюю работу.
ЗАМЕНА КОЛОДОК
Тормозные механизмы автомобилей бывают двух типов: дисковые и барабанные. На передних осях современных автомобилей почти в 100% используются диски, они же превалируют и на задних осях легковых автомобилей, барабанами оснащаются бюджетные или коммерческие версии.
Процесс замены колодок дискового механизма довольно прост. Из инструментов понадобятся:
-
«баллонный» ключ для гаек колеса;
-
домкрат;
-
груша (спринцовка);
-
широкая плоская отвертка (или ломик-монтажка);
-
смазка 3 типов: для колодок, направляющих и против прикипания;
-
жидкость WD-40.
Порядок выполнения работ для дискового механизма:
-
Ослабить гайки необходимого колеса, поднять автомобиль на домкрате, установив 2 противооткатных упора под диаметрально противоположное колесо.
-
Если колодки меняются на передней оси, вытянуть ручной тормоз. Дополнительно, если на ту ось, где меняете колодки, не поступает привод, можно поставить МКПП на передачу: 1-ю или заднюю.
-
Поверните руль в сторону снимаемого колеса, открутите гайки, снимите колесо.
-
Откройте капот и крышку бачка тормозной жидкости.
-
Грушею откачайте тормозную жидкость до минимума (но не осушайте бачок полностью).
-
Открутите направляющие суппорта (при закисании используйте WD-40). На некоторых а/м необходимо снять их обе, на других – достаточно ослабить вторую, чтобы откинуть суппорт. Это зависит от длины тормозного шланга.
-
Важно! По возможности, не откручивайте тормозной шланг и не трогайте перепускной штуцер – это позволит избежать процедуры прокачки.
-
Снимите/откиньте суппорт, выньте колодки. Внимание! Ни в коем случае не оставляйте суппорт висеть на шланге, закрепите его на элементах подвески или привяжите к пружине или другому узлу.
-
Проверьте толщину колодок и тормозного диска. Минимальное значение для колодок узнавайте в руководстве, для дисков можно прочитать на торце детали.
-
Проверьте целостность уплотнений тормозного цилиндра, отсутствие трещин на шланге и сколов на поршне. В случае наличия проблем детали нужно заменить.
-
Максимально вдавите поршень в суппорт, используя специальный съемник. Имейте ввиду, что в большинстве случаев на задней оси поршень не вдавливается, а вкручивается. При этом следите за уровнем жидкости в бачке, при необходимости откачивайте.
-
Смажьте перед установкой заднюю часть колодок перед установкой противоскрипных пластин.
-
Смажьте направляющие и, желательно, поверхность ступицы против прикипания. Во всех трех случаях используйте разную смазку.
-
Соберите колесо, обязательно повторите операцию на другом колесе оси (колодки меняются вместе).
-
По завершению операции на обоих колесах, после затяжки болтов проверьте усилие на педали тормоза неоднократным нажатием.
Заменить колодки барабанной системы несколько сложнее. Общие процедуры (вроде снятия колеса) совпадают, но есть различия:
-
Кроме колеса, необходимо также демонтировать барабан. Для этого нужно либо открутить два фиксирующих винта и постучать по барабану сзади древком молотка, либо вкрутить болты в другие, резервные отверстия, чтобы выдавить их.
-
Сняв барабан, запомните, а лучше – сфотографируйте положение колодок и пружин.
-
Снимите рычаг стояночного тормоза.
-
Установите колодки и пружины строго в том же порядке – в противном случае тормоза работать не будут.
-
Соберите узел в обратном порядке.
РЕКОМЕНДАЦИИ
При всей видимой простоте, замена колодок может таить «подводные камни».
Главные опасности:
-
закисание резьбовых соединений;
-
обнаружение дополнительных неисправностей;
-
нарушение техники безопасности при подъеме автомобиля и проведении работ под ним.
Если вы не уверены в своих силах, не рискуйте – даже в лучшем случае машина будет обездвижена. Обратитесь к профессионалам – например, на любую из СТО сети умных автосервисов Wilgood, где работы выполнят быстро, грамотно – и недорого.