Симптомы перегрева двигателя

Первые автомобили имели воздушную систему охлаждения – их моторы охлаждались потоками забортного воздуха – сегодня подобное можно увидеть у мопедов, бензопил и прочих подобных механизмов. Но подавляющее большинство современной техники (не только автомобилей, но и локомотивов, тракторов, комбайнов) оснащено жидкостной системой охлаждения двигателя. Присутствует она даже у электромобилей и части мотоциклов.

Плюсы жидкостного охлаждения (иногда, по старинке, называемого водяным) налицо:

  • равномерное охлаждение всех узлов двигателя и, при необходимости, прочих агрегатов;

  • низкий уровень шума (водяная рубашка выступает как шумоизоляция);

  • возможность отбора теплоносителя для обогрева салона/кабины;

  • более корректная система контроля нагрева двигателя.

Последнее качество важно особенно – как для правильной работы автомобильной электроники, так и для ресурса двигателя вообще. Но, несмотря на очевидные плюсы, жидкостная система охлаждения имеет и минусы, главные из которых – сложность и наличие множества узлов и деталей, требующих ухода и контроля.

НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ К ПЕРЕГРЕВУ

Система охлаждения двигателя - Pddtut.com

Говоря о неисправностях, приводящих к чрезмерному нагреву двигателя, нужно выделить две группы неполадок:

  • способствующие снижению уровня охлаждающей жидкости;

  • препятствующие нормальной циркуляции ОЖ по системе.

В жидкостных системах охлаждения автомобилей сегодня преимущественно используются антифризы. Эти жидкости, хотя и состоят примерно наполовину из воды, имеют более низкую температуру замерзания, и более высокую – кипения. Антифриз менее подвержен испарению, поэтому основной причиной снижения его уровня в системе являются его течи. Причинами утечки охлаждающей жидкости могут стать:

  • повреждения патрубков/шлангов, по которым протекает ОЖ;

  • незатянутые хомуты;

  • неплотное прилегание элементов системы;

  • нарушение эластичности уплотнений (сальников, прокладок;

  • механические повреждения элементов системы охлаждения: трубок радиаторов (в том числе, отопителя), расширительного бачка, прокладки ГБЦ, рубашки в блоке цилиндров.

В нарушении проходимости жидкости по системе чаще всего виноваты:

  1. Помпа (водяной насос). Прекращение циркуляции по вине насоса (или обрыва приводящих его в движение ремня или цепи) очень опасно и быстро приводит к перегреву двигателя.

  2. Термостат. Охлаждающая система автомобиля имеет два контура. По малому кругу (рубашка двигателя, радиатор отопителя, некоторое навесное оборудование и подводящие патрубки) антифриз циркулирует сразу после запуска мотора до достаточного прогрева. По достижении рабочей температуры термостат открывает для ОЖ доступ в основной радиатор охлаждения, находящийся, как правило, в передней части автомобиля. Несвоевременное открытие клапана термостата, как и его неисправность, ведет к неправильному температурному режиму. Если клапан зависает в открытом состоянии – это недостаточный нагрев двигателя, в закрытом – перегрев из-за невозможности качественного охлаждения жидкости.

  3. Засорение элементов системы – чаще всего, трубок основного радиатора или радиатора отопителя салона. Происходит из-за накопления в узких местах отложений: ржавчины, грязи, продуктов разложения антифриза.

Кроме того, причиной перегрева двигателя во время движения может быть недостаточное охлаждение жидкости, вызванное наружным засорением основного радиатора (при попадании в соты грязи, пыли, насекомых), радиатора кондиционера, поскольку он обычно находится перед основным, а также пространства между ними.

Неисправность вентиляторов радиатора тоже ухудшает охлаждение, следовательно, способствует перегреву двигателя.

КАК ОБНАРУЖИТЬ ПЕРЕГРЕВ

Где находиться и как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости! | Серёга с СТО | Яндекс Дзен

Главным признаком, указывающим на перегрев двигателя, являются показания датчиков охлаждающей жидкости. Их данные поступают как на указатель температуры на панели приборов, так и в блок управления двигателем. Водителю необходимо постоянно контролировать термометр: при повышении температуры стрелка поднимается вверх. Нормальным является ее среднее положение, приближение к красной зоне должно насторожить, переход в красную зону – стать сигналом принять меры. В некоторых автомобилях предусмотрена аварийная лампочка перегрева двигателя или даже звуковой зуммер.

Контролировать температуру двигателя можно и через табло бортового компьютера, и через приложение в смартфонах или мультимедиа, подключенных через OBD-сканер.

       Однако бывают ситуации, когда проконтролировать температуру аппаратно не представляется возможным:

  • при отказе датчиков температуры;

  • обрыве в их цепи;

  • если уровень ОЖ опустился ниже места вкручивания датчика (на автомобилях устаревшей конструкции с одним датчиком в радиаторе).

    Кроме указателя температуры, о перегреве свидетельствуют:

  • пар из-под капота;

  • слишком горячий или, наоборот, слишком холодный воздух из отопителя;

  • белый дым из выхлопной трубы;

  • падение мощности;

  • металлические звуки из двигателя.

КАК ПОСТУПИТЬ ПРИ ПЕРЕГРЕВЕ

5 причин, почему автомобиль может «закипеть» в пробке - Лайфхак - АвтоВзгляд

Поскольку последствия перегрева могут серьезно сказаться на состоянии двигателя – привести к разрушению головки блока цилиндров и самого блока, привести к заклиниванию и дорогостоящему капитальному ремонту, игнорировать симптомы перегрева, не выяснив его причины, категорически запрещается.

Нужно заметить, что чаще всего среднего характера перегрев – без выкипания антифриза, когда стрелка поднялась лишь в начало красной зоны, не приносит фатальных последствий для мотора. В этом случае можно, дав двигателю остыть, продолжить движение к месту ремонта, соблюдая меры предосторожности.

  1. Остановитесь в безопасном месте. Если из двигателя не слышно посторонних звуков, не глушите его сразу, дайте поработать минуту-две на холостых.

  2. В теплое время года откройте капот сразу, в холодное – подождите несколько минут, чтобы не вызвать трещин разницей температур.

  3. Осмотрите двигатель, патрубки, пространство под машиной и салон на предмет течи охлаждающей жидкости.

  4. Не открывайте радиатор или расширительный бачок сразу – это чревато ожогами от пара или минимум – потерей внушительного количества ОЖ. Подождите, пока двигатель остынет (руки смогут терпеть температуру патрубков).

  5. Помните, антифриз, особенно на основе этиленгликоля – сильный яд. Попадание его внутрь организма даже в форме паров вызывает отравление.

  6. Проверяйте уровень жидкости и в бачке, и в радиаторе.

  7. Не доливайте в систему простую водопроводную воду, тем более – из луж или водоемов. Если подходящего антифриза нет, лучше залить дистиллированную воду, или антифриз другого класса, но тогда его нужно будет как можно быстрее заменить.

Если удалось восстановить уровень ОЖ, течи и явных неисправностей не обнаружено, двигайтесь со средней скоростью, избегая высоких оборотов, объезжая заторы и постоянно контролируя температуру. В противном случае не предпринимайте попыток запустить двигатель, отбуксируйте автомобиль к месту ремонта – например, на любую СТО сети умных автосервисов Wilgood.


Оставить заявку
Ваше имя:
Ваш телефон
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Оставить заявку