Симптомы перегрева двигателя
Первые автомобили имели воздушную систему охлаждения – их моторы охлаждались потоками забортного воздуха – сегодня подобное можно увидеть у мопедов, бензопил и прочих подобных механизмов. Но подавляющее большинство современной техники (не только автомобилей, но и локомотивов, тракторов, комбайнов) оснащено жидкостной системой охлаждения двигателя. Присутствует она даже у электромобилей и части мотоциклов.
Плюсы жидкостного охлаждения (иногда, по старинке, называемого водяным) налицо:
-
равномерное охлаждение всех узлов двигателя и, при необходимости, прочих агрегатов;
-
низкий уровень шума (водяная рубашка выступает как шумоизоляция);
-
возможность отбора теплоносителя для обогрева салона/кабины;
-
более корректная система контроля нагрева двигателя.
Последнее качество важно особенно – как для правильной работы автомобильной электроники, так и для ресурса двигателя вообще. Но, несмотря на очевидные плюсы, жидкостная система охлаждения имеет и минусы, главные из которых – сложность и наличие множества узлов и деталей, требующих ухода и контроля.
НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ К ПЕРЕГРЕВУ
Говоря о неисправностях, приводящих к чрезмерному нагреву двигателя, нужно выделить две группы неполадок:
-
способствующие снижению уровня охлаждающей жидкости;
-
препятствующие нормальной циркуляции ОЖ по системе.
В жидкостных системах охлаждения автомобилей сегодня преимущественно используются антифризы. Эти жидкости, хотя и состоят примерно наполовину из воды, имеют более низкую температуру замерзания, и более высокую – кипения. Антифриз менее подвержен испарению, поэтому основной причиной снижения его уровня в системе являются его течи. Причинами утечки охлаждающей жидкости могут стать:
-
повреждения патрубков/шлангов, по которым протекает ОЖ;
-
незатянутые хомуты;
-
неплотное прилегание элементов системы;
-
нарушение эластичности уплотнений (сальников, прокладок;
-
механические повреждения элементов системы охлаждения: трубок радиаторов (в том числе, отопителя), расширительного бачка, прокладки ГБЦ, рубашки в блоке цилиндров.
В нарушении проходимости жидкости по системе чаще всего виноваты:
-
Помпа (водяной насос). Прекращение циркуляции по вине насоса (или обрыва приводящих его в движение ремня или цепи) очень опасно и быстро приводит к перегреву двигателя.
-
Термостат. Охлаждающая система автомобиля имеет два контура. По малому кругу (рубашка двигателя, радиатор отопителя, некоторое навесное оборудование и подводящие патрубки) антифриз циркулирует сразу после запуска мотора до достаточного прогрева. По достижении рабочей температуры термостат открывает для ОЖ доступ в основной радиатор охлаждения, находящийся, как правило, в передней части автомобиля. Несвоевременное открытие клапана термостата, как и его неисправность, ведет к неправильному температурному режиму. Если клапан зависает в открытом состоянии – это недостаточный нагрев двигателя, в закрытом – перегрев из-за невозможности качественного охлаждения жидкости.
-
Засорение элементов системы – чаще всего, трубок основного радиатора или радиатора отопителя салона. Происходит из-за накопления в узких местах отложений: ржавчины, грязи, продуктов разложения антифриза.
Кроме того, причиной перегрева двигателя во время движения может быть недостаточное охлаждение жидкости, вызванное наружным засорением основного радиатора (при попадании в соты грязи, пыли, насекомых), радиатора кондиционера, поскольку он обычно находится перед основным, а также пространства между ними.
Неисправность вентиляторов радиатора тоже ухудшает охлаждение, следовательно, способствует перегреву двигателя.
КАК ОБНАРУЖИТЬ ПЕРЕГРЕВ
Главным признаком, указывающим на перегрев двигателя, являются показания датчиков охлаждающей жидкости. Их данные поступают как на указатель температуры на панели приборов, так и в блок управления двигателем. Водителю необходимо постоянно контролировать термометр: при повышении температуры стрелка поднимается вверх. Нормальным является ее среднее положение, приближение к красной зоне должно насторожить, переход в красную зону – стать сигналом принять меры. В некоторых автомобилях предусмотрена аварийная лампочка перегрева двигателя или даже звуковой зуммер.
Контролировать температуру двигателя можно и через табло бортового компьютера, и через приложение в смартфонах или мультимедиа, подключенных через OBD-сканер.
Однако бывают ситуации, когда проконтролировать температуру аппаратно не представляется возможным:
-
при отказе датчиков температуры;
-
обрыве в их цепи;
-
если уровень ОЖ опустился ниже места вкручивания датчика (на автомобилях устаревшей конструкции с одним датчиком в радиаторе).
Кроме указателя температуры, о перегреве свидетельствуют: -
пар из-под капота;
-
слишком горячий или, наоборот, слишком холодный воздух из отопителя;
-
белый дым из выхлопной трубы;
-
падение мощности;
-
металлические звуки из двигателя.
КАК ПОСТУПИТЬ ПРИ ПЕРЕГРЕВЕ
Поскольку последствия перегрева могут серьезно сказаться на состоянии двигателя – привести к разрушению головки блока цилиндров и самого блока, привести к заклиниванию и дорогостоящему капитальному ремонту, игнорировать симптомы перегрева, не выяснив его причины, категорически запрещается.
Нужно заметить, что чаще всего среднего характера перегрев – без выкипания антифриза, когда стрелка поднялась лишь в начало красной зоны, не приносит фатальных последствий для мотора. В этом случае можно, дав двигателю остыть, продолжить движение к месту ремонта, соблюдая меры предосторожности.
-
Остановитесь в безопасном месте. Если из двигателя не слышно посторонних звуков, не глушите его сразу, дайте поработать минуту-две на холостых.
-
В теплое время года откройте капот сразу, в холодное – подождите несколько минут, чтобы не вызвать трещин разницей температур.
-
Осмотрите двигатель, патрубки, пространство под машиной и салон на предмет течи охлаждающей жидкости.
-
Не открывайте радиатор или расширительный бачок сразу – это чревато ожогами от пара или минимум – потерей внушительного количества ОЖ. Подождите, пока двигатель остынет (руки смогут терпеть температуру патрубков).
-
Помните, антифриз, особенно на основе этиленгликоля – сильный яд. Попадание его внутрь организма даже в форме паров вызывает отравление.
-
Проверяйте уровень жидкости и в бачке, и в радиаторе.
-
Не доливайте в систему простую водопроводную воду, тем более – из луж или водоемов. Если подходящего антифриза нет, лучше залить дистиллированную воду, или антифриз другого класса, но тогда его нужно будет как можно быстрее заменить.
Если удалось восстановить уровень ОЖ, течи и явных неисправностей не обнаружено, двигайтесь со средней скоростью, избегая высоких оборотов, объезжая заторы и постоянно контролируя температуру. В противном случае не предпринимайте попыток запустить двигатель, отбуксируйте автомобиль к месту ремонта – например, на любую СТО сети умных автосервисов Wilgood.