Присадки для АКПП: плюсы и минусы

Строго говоря, масло, предписанное заводом-изготовителем автомобиля, уже содержит все присадки, необходимые его узлам и агрегатам. Вещества же, изготовляемые сторонними производителями химии, корректнее называть «добавками», однако, поскольку среди автолюбителей прижился именно этот термин, мы в статье будем использовать именно его.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИСАДОК И ИХ ФУНКЦИИ

image_2021-05-18_14-23-38.png

Применение присадок для автоматической коробки передач преследует определенные цели, направленные, в первую очередь, на улучшение ее эксплуатационных качеств. Применение автохимии должно привести к следующим результатам:

  • снижение вибраций и шума при работе АКПП.

  • уменьшение толчков (так называемых «пинков») при переключении передач.

  • восстановление износа, и как следствие –

  • увеличение срока службы агрегата.

Хотя производители автохимии нередко заявляют, что их продукция решает проблемы комплексно, обладая моющими, антифрикционными и прочими положительными качествами, разделить присадки в АКПП можно на следующие группы:

  1. Промывочные. Используются с той же целью, что и промывка двигателя: добавляются в трансмиссионную жидкость перед ее заменой.

  2. Присадки против течи («стоп-лики»). Цель применения – вернуть эластичность уплотнениям (сальникам, прокладкам), тем самым, остановить течь масла.

  3. Восстановительные (ревитализанты). Должны компенсировать износ деталей АКПП, уменьшать зазоры, как следствие – нормализировать работу коробки (плавность переключения, сцепление фрикционов и т.п.).

А вот с антифрикционными качествами присадок (если таковые заявлены производителем на упаковке или в описании товара) не все так просто. Принцип работы большинства автоматических коробок передач (в первую очередь, классических планетарных или вариаторного типа) состоит в использовании полезных свойств трения. Снижение в них коэффициент трения приведет к проскальзыванию фрикционов или ремня вариатора.

СОСТАВ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ


Обычно производители предоставляют лишь частичную информацию о составляющих и рецептуре своих продуктов. Проанализировав ее, сами присадки и производимый ими эффект, можно сделать вывод о нескольких группах основных действующих веществ.

  • Высокомолекурные полимеры. Формируют защитную пленку, исключающую сухое трение.

  • Ревитализанты, содержащие мелкие частицы металлов (в основном, меди) и керамики. Образуют металлокерамический слой, восстанавливающий геометрию изношенных деталей и зазоры между ними.

  • Молибденовые соединения. Дисульфид молибдена способствует снижению температуры и шума, а также повышает эластичность резиновых уплотнений.

Активные вещества присадок покрывают изношенные от трения делали, улучшая их сцепление и трибомеханические качества. При этом, по утверждению производителей автохимии, присадки не ухудшают характеристики трансмиссионного масла, действуя «точечно», то есть, восстанавливая лишь повреждения.

Благодаря действию присадок действительно возможны некоторые улучшения в работе автоматической коробки передач: повышение давления масла в АКПП, улучшение переключения передач и уменьшение пробуксовки, прекращение незначительных течей.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИСАДОК


Уже из краткого описания функций присадок для АКПП можно понять, что они в основном рассчитаны на применение в агрегатах со значительным пробегом. Использовать присадки в новых коробках передач, даже превентивно, не имеет смысла: ревитализантам в них еще нечего восстанавливать, а «стоп-лики» не улучшат состояния и без того эластичных резинотехнических изделий. Более того, изменять состав и консистенцию трансмиссионного масла (свойства которого, с оглядкой на ответственность применения, тщательно сбалансированы) крайне нежелательно – это может привести к потере качества жидкости.

При использовании присадок в агрегатах с пробегом следует понимать, что химия – не панацея, а лишь экстренная и временная мера, позволяющая отложить ремонт, однако никак не устраняющая неисправность. К тому же, применять присадки желательно тогда, когда уже исключены возможности других неисправностей. Например, рывки при переключении передач случаются не только по вине комплектующих АКПП, а также при проблемах с дроссельной заслонкой, электронными датчиками, блоком управления двигателем.

Промывать автоматическую коробку также следует с большой осторожностью. Производители автомобилей не зря не регламентируют этот процесс: для нормального функционирования АКПП достаточно своевременной (не реже, чем через 60 000 км пробега для коробок гидротрансформаторного или вариаторного типов) замены трансмиссионной жидкости.

В случае, когда масло эксплуатировалось дольше рекомендуемого пробега, или же он неизвестен, велик риск при промывке навредить коробке передач. Отложения, вымытые присадкой, могут закупорить масляный канал, перепускной клапан, соленоид, лишив АКПП работоспособности. Гораздо безопаснее, и не менее, эффективно, в проблемных с лучаях проводить частичную замену трансмиссионного масла – заменить новым около 50% от объема, с последующей заменой второй половины по истечении небольшого (500-1000 км) пробега – так рекомендуют поступать некоторые автопроизводители.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Применять присадки для АКПП следует только лишь в крайнем случае, тогда, когда ремонт по каким-то причинам нужно отложить, а отнюдь не вместо него. Структура защитного слоя, образуемого активными веществами присадок, по своим свойствам значительно отличается от материалов, из которых изготовлены детали АКПП, а значит, о полноценном восстановлении речи идти не может. К тому же, несмотря на заверения производителей химии, иногда этот слой возникает и на исправных деталях, увеличивая их размеры, что может привести к неисправностям.

Нужно четко соблюдать рекомендации по применению присадок: совместимости их с конкретными типами трансмиссионных масел, температурного режима заливки (обычно требуется прогреть АКПП до рабочего состояния), срока использования и условий эксплуатации.

Не стоит применять присадки неизвестных производителей, подозрительно дешевые, обещающие восстановление «всего и вся», противоречащее здравому смыслу и законам физики. Остерегайтесь подделок и ненадежных торговых точек.

В случае, если присадка не оказала должного эффекта, или же, наоборот, ее применение привело к ухудшению эксплуатационных параметров, не продолжайте эксперименты, а займитесь ремонтом АКПП. Для этого лучше всего обратиться к профессионалам – на любую из СТО сети умных автосервисов Wilgood.



Оставить заявку
Ваше имя:
Ваш телефон
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Оставить заявку