Почему троит двигатель
Еще в недалеком прошлом подавляющее большинство автомобильных двигателей имело четыре цилиндра. «Троит» – это когда работают только три из них. Слово оказалось настолько благозвучным, что ныне им обозначают пропуски в работе моторов с любым количеством цилиндров.
Но если термин один, то причин может быть несколько. Как и вариантов, когда проявляется проблема. Двигатель может троить на прогреве, пока он еще холодный, или же наоборот, перебои могут проявляться по мере прогрева. Часто неприятный эффект исчезает с повышением оборотов, но бывают случаи, когда проблемный цилиндр не подключается ни в какую. Обычно, если нет четких симптомов, поиски неисправности начинают с тех систем, где неисправность относительно легко устранить.
ЗАЖИГАНИЕ
В карбюраторные времена компоненты системы зажигания были главными виновниками троения двигателя. Выход из строя распределителей зажигания, высоковольтных проводов и свечей из-за перепадов температур и сопутствующему им повышению влажности, под воздействием химически активных веществ или из-за банального износа был обыкновенным явлением. Зажигание современных автомобилей намного совершеннее, но и оно не застраховано от поломок. Нарушается контакт в проводах, выходят из строя индивидуальные катушки, не работают или же выдают слабую искру свечи. Причем последние – не только «по своей воле», но и в случае проблем с другими системами двигателя.
ПОДАЧА ТОПЛИВА
Очевидно, что пропуски в работе могут возникнуть не только, когда топливо не загорается в цилиндрах, но и когда его там нет. В этом случае будет троить даже дизельный двигатель. Главная причина отсутствия, недостаточного или излишнего количества топлива – форсунки. Засоренность, изменение геометрии потока (очень актуально для дизелей), или отсутствие электрического питания на форсунках приводят к неправильному сгоранию топлива, как следствие – троению.
В некоторых случаях появление похожих симптомов возможно и из-за неисправности других узлов топливной системы: засорения фильтра или снижения производительности насоса.
Загрязнение топливного фильтра.
ПОДСОС ВОЗДУХА
Топливная смесь и так небогата топливом: на одну долю бензина приходится около 15-ти (в идеале – 14,7) долей воздуха. А если еще увеличить снабжение цилиндров забортным кислородом, горение может прекратиться. Подсос излишнего воздуха происходит из-за нарушения герметичности впускного тракта (чаще всего виноваты прокладки коллектора) или в случае повреждения шланга вакуумного усилителя тормозов.
НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ
Впрочем, иногда проблемы кроется гораздо глубже, и троит двигатель из-за причин своих собственных. Неисправности мотора можно поделить на следующие группы:
-
Нарушение фаз газораспределения. Происходит это как при неправильной установке ремня или цепи ГРМ, а также их перескакивания в результате эксплуатационных ошибок (например, при попадании масла на ремень или провисании цепи), так и при износе распределительного вала или его постели.
-
Неисправность клапанной группы. Прогорание клапана, разрушение его седла, износ рокеров приводит к неплотному закрыванию камеры сгорания и нарушению компрессии внутри цилиндра и, как следствие, его неправильной работе. Подобного рода неисправности могут возникнуть и при игнорировании регламентных работ по регулировке клапанов, и при использовании топлива, на которое не рассчитан двигатель – с высоким октановым числом или сжиженного газа.
Прогорание клапанной группы.
- Поршневая группа двигателя также напрямую влияет на компрессию, в первую очередь – поршневые кольца, маслосъемные и компрессионные, залегание которых кроме того может привести и к попаданию в цилиндр моторного масла, которое, сгорая, образует на свечах зажигания отложения, препятствующие нормальному искрообразованию.
Нагар на свече зажигания.
МОЖНО ЛИ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ
Вряд ли среди водителей найдется много желающих продолжить ездить на автомобиле при ощутимом падении мощности, увеличении расхода топлива и общего дискомфорта от управления. Но на всякий случай необходимо отметить: эксплуатация троящего двигателя крайне нежелательна. В первую очередь, из-за того, что некорректная работа цилиндра может спровоцировать другие проблемы. Не до конца сгоревшее топливо попадает либо в выхлопную систему, что приведет к выходу из строя катализатора, либо в моторное масло, что неизбежно приведет к его разжижению и может стать причиной дорогостоящего ремонта двигателя. Поэтому необходимо как можно быстрее найти причину неисправности и устранить ее.
ДИАГНОСТИКА
Чтобы понять, почему троит двигатель, лучше всего провести проверку автомобиля диагностическим сканером – особенно, если о проблеме сигнализирует лампочка check engine. Для первичной диагностики сгодится даже простой блютуз-адаптер: по крайней мере, он укажет направление, в котором вести дальнейшие поиски. Если же такого оборудования нет, обратите внимание на цвет дыма из выхлопной трубы, наличие в нем капель масла, характер перебоев и обстоятельства, при которых они проявляются.
Определить, какой именно цилиндр не работает, можно, поочередно отключая его. Сделать это можно отключая либо свечи (снимая высоковольтные провода или отключая катушки), либо топливные форсунки. Второй способ намного лучше – он исключает попадание несгоревшего топлива в выпускную систему. Отключение исправных цилиндров приведет к изменению работы мотора, а отсутствие напряжения или подачи топлива на нерабочий цилиндр пройдет незаметно.
РЕМОНТ
Несмотря на то, что в некоторых несложных случаях устранить вышеописанные проблемы можно и самостоятельно, наиболее правильное решение – обратиться на станцию технического обслуживания. Хотя бы потому, что только в этом случае у вас будет уверенность в том, что все причины выявлены, и двигатель через короткий промежуток времени не затроит снова. Выбирая автосервис, обращайтесь туда, где есть современное диагностическое оборудование, а специалисты имеют опыт проведения работ различного характера, от электрики до ремонта двигателей. Например, на любую из СТО сети умных автосервисов Wilgood. Будем рады видеть вас – и справиться со всеми проблемами вашего автомобиля.