Почему хрустит коробка передач
Чаще всего хруст КПП сопутствует другим неприятным явлениям: затрудненному включению передач и/или их «выбиванию» – самопроизвольному переключению коробки в нейтральное положение. Как правило, начинается процесс с первой и задней скоростей, и это логично: у них самые высокие передаточные отношения, а значит, для вращения трансмиссии необходимы больший момент и усилие двигателя.
ОТКУДА ХРУСТ В КОРОБКЕ
В конструкции современных МКПП предусмотрено всё, чтобы передачи включались плавно и мягко. Но так было не всегда: в старых фильмах, например, можно увидеть, как шофер, залихватски трогаясь, с треском «втыкает скорость». Этого эффекта можно добиться и сегодня, если, например, включить заднюю передачу до полной остановки автомобиля или не полностью выжать сцепление. У водителей же прошлого выбора не было: их машины еще не оснащались синхронизаторами, поэтому хруст считался штатным явлением.
Боролись с ним разными методами. Например, двойным выжимом сцепления: первый раз – для выключения действующей передачи, второй – для включения следующей требующейся; подбором соответствующих оборотов двигателя – не секрет, что в теории переключать передачи в «механике» можно, не выключая сцепления, а просто дожидаясь момента, когда скорости вращения валов коробки сравняются. Управлять автомобилем было сложно, а главное, при включении передач, то есть – соединении шестеренок разных валов с разной скоростью, детали получали слишком большую нагрузку, поэтому быстро изнашивались.
ПРИЧИНЫ ХРУСТА КПП
Современные коробки передач оснащены синхронизаторами – устройствами, которые при помощи своих составляющих, муфт и конических колец, позволяют уравнивать скорости валов и делать переключения мягкими и бесшумными. А хруст сигнализирует о том, что шестерни входят в зацепление в нештатном режиме и подвержены повышенным механическим воздействиям.
Причиной хруста, во-первых, могут стать различные детали и узлы самой коробки передач:
-
Синхронизатор. Его износ, стирание и выпадение зубьев на муфте или кольце приводит к снижению функции узла, как следствие – к более жестким и шумным переключениям.
-
Шестерни и подшипники валов МКПП. Хруст может говорить об истирании зубьев на шестернях, нарушении соосности вала. Очень часто в этих случаях звуки возникают и усиливаются по мере нагрева коробки передач.
-
Кулиса рычага переключения. Хруст и нечеткое включение передач в этом случае могут быть вызваны износом втулки кулисы или неправильной регулировкой привода рычага КПП.
Во-вторых, причиной посторонних звуков из КПП могут стать проблемы с трансмиссионным маслом:
-
Низкий уровень масла в МКПП. Масляное голодание коробки приводит к сухому трению, перегреву и разрушению деталей.
-
Снижение качества трансмиссионного масла. Масло с превышенном сроком эксплуатации становится более жидким и теряет свои смазывающие свойства, что также приводит к повышенному трению и износу.
Третья, и одна из основных группа причин возникновения хруста в коробке относится к работе узла сцепления. Его неполное выключение (неразъединение дисков) приводит к тому, что на ведущий вал КПП крутящий момент подается постоянно, а значит, уровнять скорость его вращения с ведомым не представляется возможным, усилия на детали слишком велико, и при переключении передач слышен хруст. К этому приводят:
-
неисправности лепестков пружины корзины сцепления: поломки или деформация от перегрева;
-
биение ведомого диска сцепления;
-
поломки вилки выключения сцепления: надлом, износ, неправильная регулировка;
-
обрыв троса сцепления;
-
нарушение герметичности гидравлического контура.
Хруст может возникать как сразу, вместе с проблемами с включением передач, так и раньше, и даже позже (последнее актуально для автомобилей, оснащенных двухмассовым маховиком). В любом случае, это – неисправность, требующая обязательного ремонта, и дальнейшая эксплуатация автомобиля в штатном режиме невозможна.
ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ХРУСТА
Коробка переключения передач – сложный механизм, отремонтировать который, не имея достаточной квалификации и опыта, практически невозможно. Сложности могут возникнуть уже на стадии диагностики и дефектовки неисправных деталей. Самостоятельно можно разве что проверить уровни жидкости в гидравлическом сцеплении и трансмиссионного масла в КПП. Но даже в этом случае повреждения могут быть уже получены в ходе неправильных циклов переключения.
Поэтому лучшее, что можно сделать при появлении хруста в МКПП – обратиться за помощью к профессионалам. Как вариант (причем один из лучших) – на любую из станций технического обслуживания сети умных автосервисов Wilgood.