Можно ли эксплуатировать авто с неисправным амортизатором
СТРОЕНИЕ ПОДВЕСКИ И РОЛЬ В НЕЙ АМОРТИЗАТОРОВ
Элементы автомобильной подвески делятся на три категории:
1. Направляющие. Рычаги, тяги и т.д., определяющие характер перемещения колес.
2. Упругие. Уже упомянутые пружины, рессоры, торсионы, а также применяемые на современных автомобилях пневматические подушки и стойки.
3. Амортизирующие. Это непосредственно сами амортизаторы, включая современные элементы адаптивных подвесок с изменяемыми характеристиками.
Амортизаторы не заменяют упругие элементы, а дополняют их, сдерживая колебания и вибрации кузова и всей подрессоренной массы автомобиля. Яркий пример такого взаимодействия – широко применяемая в автомобилестроении (особенно, в подвесках типа МакФерсон) амортизаторная стойка, где гидравлический амортизатор находится внутри витков пружины.
Хотя пружинная подвеска сегодня является наиболее распространенной, амортизаторы работают и с другими видами подвесок: рессорными, торсионными, пневматическими. Кроме легковых и грузовых автомобилей, амортизаторами оснащаются и другие виды техники: мотоциклы, прицепы, сельхозтехника и даже самолеты.
КОНСТРУКЦИЯ АМОРТИЗАТОРА
Начиная с 30-х годов прошлого века, подавляющее большинство автомобилей оснащаются гидравлическими телескопическими амортизаторами. По конструкции их разделяют на две основные группы:
-
двухтрубные;
-
однотрубные,
а по применяемым материалам – маслонаполненные и с газовым подпором. Следует заметить, что газ в амортизаторах заменяет вовсе не масло, а воздух – его меньшая сжимаемость увеличивает сопротивляемость движения штока, хоть и делает подвеску жестче.
Двухтрубная конструкция – наиболее распространенная. Такие амортизаторы состоят из двух цилиндров, помещенных один внутри другого. Во внутреннем находится вся основная начинка:
|
Пространство между трубами, внутренней и наружной, используется в качестве расширительного бачка для масла – основной рабочей жидкости гидравлического амортизатора.
Двухтрубные амортизаторы имеют как плюсы, так и минусы. К положительным их качествам относятся:
-
небольшие габариты;
-
простая конструкция;
-
невысокая стоимость изготовления;
-
высокая устойчивость к повреждениям (благодаря двойному корпусу);
-
мягкая работа;
-
малое внутреннее давление.
Отрицательная сторона:
-
недостаточно эффективное охлаждение (из-за двойных стенок);
-
кавитация масла (вспенивание после долгой работы) из-за перегрева;
-
возможность установки только штоком вверх.
Такая конструкция преимущественно применяется там, где необходима плавная, мягкая подвеска для передвижения на невысоких скоростях.
Однотрубный амортизатор лишен большинства недостатков двухтрубного:
камера с газом отделена от рабочей камеры с газом специальным плавающим клапаном, благодаря чему можно избежать вспенивания, а сам амортизатор можно при необходимости установить под любым углом. колебания и вибрации. |
Такие амортизаторы способны выдерживать серьезные нагрузки без потери рабочих свойств, однако более подвержены механическим повреждениям, имеют большую длину, и, благодаря использованию высококачественных материалов, обеспечивающих точность работы, дороже в изготовлении. В целом же, амортизаторы всех типов конструкций построены на одном принципе: при давлении массы кузова на шток масло, наполняющее корпус амортизатора, создает сопротивление, медленно проходя через тонкие каналы дросселей (клапанов), замедляя