Как выбрать моторное масло – общие рекомендации

Моторное масло в работающем двигателе подвергается поистине колоссальным нагрузкам – в первую очередь, термическим. Если в картере рабочая температура «всего лишь» 80-100°С, то уже на коренных вкладышах она поднимается до 150-170. Канавки поршневых колец нагреваются до 270-280°, а в самом верху поршня температура больше 400°С.  И это не говоря уже про действие потенциальных загрязнителей и окислителей: несгоревшего топлива, выхлопных газов, металлической стружки и прочих отложений. Выдержать такие режимы может лишь по-настоящему качественный продукт.

Введение акциза на масла приведет к остановке производства и скачку цен – AZMOL | новости Херсона на kherson.net.ua


КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО АРI - Gulf

Современные моторные масла, как правило, классифицируются по различным видам параметров, упорядоченных в нескольких основных стандартах:

SAE, Society of Automotive Engineers – американская Ассоциация Автомобильных Инженеров. Спецификация этой организации SAE J300 – одна из самых главных, так как структурирует масла по вязкости, и уж точно, самая известная. Она делит масла на подкатегории – теоретически, по сезонности, но на самом деле практически подавляющее большинство моторных масел является всесезонными. Об этом говорит буква W (Winter) между температурными коэффициентами масла.

Первая цифра, до буквы – низкотемпературный коэффициент. Ею обозначается предельно низкая температура, при которой текучесть масла будет достаточна для запуска двигателя. Естественно, порядок не прямой, а закодированный: от обозначения нужно отнять 40. То есть, масло 0W30 можно использовать при температуре -40°С.

Цифры после буквенного индекса – высокотемпературный коэффициент. Он определяет диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С. Обычно производители рекомендуют класс 30 для новых двигателей (например, 5W30), а 40 – для тех, которые отработали 25% и более от своего ресурса.

API, American Petrol Institute – Американский институт нефти. Эта спецификация устанавливает рабочие стандарты и уровни качества масел и, в зависимости от их эксплуатационных свойств, предписывает употребление в разных видах двигателей. Маркировка S (Service) обозначает предназначение для бензиновых двигателей, С (Commercial) – для дизельных, Т (Two-stroke) – для двухтактных, а двойная маркировка (например, SG/CD) говорит о применимости в двух видах моторов.

Следующая, вторая литера в маркировке свидетельствует о предназначении для двигателей, выпущенных в определенный период времени. Чем дальше по алфавиту буквы – тем современнее масло. Сегодня, в основном, используется масло спецификаций SN/SM и CJ-4/ CI-4. Замена на более высокий стандарт вполне допускается, в обратную сторону – нет.

Отдельно стоит отметить категорию API EC (Energy Conserving) – энергосберегающие масла, маловязкие, легкотекущие, уменьшающие расход топлива примерно на 2-4%.

ACEA, Association des Constracteurs Europeens des Automobiles – Ассоциация европейских производителей автомобилей, определяет требования к моторным маслам со стороны ведущих европейских автомобильных фирм, по отдельным тестам значительно превышают требования API. Поэтому считается, что классификация ACEA более информативна и позволяет точнее подобрать моторное масло.

Стандарты АСЕА подразделяются на классы в зависимости от применения масел:

  • А – для бензиновых двигателей;

  • В – для дизелей объемом до 2,5 л;

  • С – для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенных нейтрализаторами;

  • Е – для дизелей объемом более 2,5 л.

Кроме того, каждый класс подразумевает разделение по рабочим характеристикам, обозначаемое цифрами:

  • 1 – энергосберегающие масла

  • 2 – масла широкого потребления;

  • 3 – масла повышенного качества с продленным сроком замены;

  • 4 – масла для двигателей с прямым впрыском;

  • 5 – масла с высочайшими эксплуатационными свойствами и сверхдолгим интервалом замены

Если исключить классы А1/В1, увеличение нумерации говорит о улучшении категории масла. Хотя рекомендации по применению этих масел у разных автопроизводителей отличаются, в целом можно посоветовать  отдавать предпочтение маркам масел, прошедшим испытания в АСЕА: требования европейских стандартов более строгие, чем американские.

ILSAC, International Lubricant Standartization and Approval Committee – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел, созданный совместно ААМА и JAMA, американской и японской ассоциациями производителей автомобилей. Так же, как и АСЕА, классификация ILSAC ужесточает, по сравнению с API, требования к производителям моторных масел. Между тем, стандарты ILSAC чаще рассматривают как дополнительный подкласс спецификации API – хотя они автономны.

По сравнению с API, ILSAC дополнительно регламентирует:

  • функциональность масла при высоком давлении (т.н. стойкость к сдвигу);

  • экономию топлива;

  • летучесть масла;

  • вязкость;

  • пенообразование;

  • фильтрацию при пониженных температурах;

  • присутствие фосфора.

По состоянию на сегодня самыми продвинутыми являются две категории, введенные 01.05.2020:  GF-6A, соответствующая категории API SP Resource Concerving, и GF-6B, распространяющаяся только на масла SAE 0W-16 и не имеющая обратной совместимости с предыдущими категориями API и ILSAC.

Таковы основные спецификации, которые чаще всего встречаются в руководствах по эксплуатации производителей автомобилей. Кроме вышеупомянутых, есть еще и другие – в нашей стране, например, классификация масел ААЕ (или ААИ – Ассоциации автомобильных инженеров России), допуски конкретных автопроизводителей (Mercedes, VW, Renault и т.д.) – стандарты качества и совместимости масел с двигателями, и, конечно же, ГОСТ. Однако все эти спецификации затрагивают эксплуатационные и динамические характеристики масел. Между тем, есть еще один параметр, который также очень важен при его подборе.

ОСНОВА МАСЛА

В отличие от вышеприведенных спецификаций, это разделение известно практически всем автомобилистам. По принципу способа получения основы и по химическому составу, моторные масла обычно делят на следующие группы:

  1. Минеральные. Производятся путем перегонки нефти с последующей очисткой масляных фракций.

  2. Синтетические. Способ получения – органический синтез, на основе нефтепродуктов или синтетических углеводородов.
    Классификации моторных масел по SAE (по вязкости), API, ACEA, ILSAC

  3. Полусинтетические. Их получают путем добавления в минеральную основу синтетических компонентов.

  4. Гидрокрекинговые. Масла, полученные из нефти путем гидрокаталитической переработки.

    масло

Главным (и часто единственным) плюсом минерального масла является его цена. Основной минус – узкий температурный диапазон «минералки». При низких температурах это масло кристаллизуется, а при высоких – излишне разжижается. Чтобы компенсировать это, в минеральное масло добавляются присадки, склонные к разложению, как и основа масла из тяжелых фракций. Особенно нежелательно применение минеральных масел в двигателях с турбиной. Опознать такие масла можно по надписям Mineral или Multigrade.

Синтетическое масло стало актуальным при появлении двигателей, характеристики которых не позволяли использовать минеральное. Например, масла, сочетающие классы вязкости SAE 0W, 5W и 40-60 могут быть изготовлены только на синтетической основе. Когда она составляет 100%, масло имеет маркировку Fully Synthetic. Однако у такого масла есть и минусы, причем не только высокая цена – чистая синтетика еще и плохо абсорбирует присадки.

Самые популярные на рынке – масла полусинтетические. Их основу получают добавлением в минеральное масло синтетических компонентов. Их доля разнится в зависимости от класса полусинтетики, что отражается и в маркировке:

  • Synthetically Fortified и Synthetic Based – синтетически укрепленные моторные масла с содержанием синтетических компонентов до 30%

  • Synthetic Technology – до 50%

  • Semi Synthetic – полусинтетическое моторное масло с содержанием синтетических компонентов не менее 50%

Гидрокрекинговое масло – отдельная категория, получаемая особым способ: специальной перегонкой сырой нефти. По своим свойствам близко к синтетическим, однако дешевле в изготовлении. Производители часто не афишируют эту технологию, предпочитая называть гидрокрекинг полусинтетикой или синтетикой. Определить можно по маркировкам HС или Vollsynthetisches (немецкие производители).

ВЫБОР МАСЛА

Гидрокрекинговое масло: что это и как отличить от синтетического - обозначение » АвтоНоватор

В первую очередь при выборе масла для двигателя (ровно, как и других узлов) следует ориентироваться на предписания и допуски производителей автомобиля. Свою, довольно строгую систему допусков, основанную на спецификациях API, ACEA, ILSAC имеют многие: Volkswagen, Mercedes, Renault. Но чаще завод-изготовитель дает довольно общие рекомендации, а окончательные коррективы вносит совокупность разных факторов: характер и условия эксплуатации, износ двигателя, доступность продуктов, а также появление на рынке масел с улучшенными характеристиками.

Если вы затрудняетесь с выбором, проконсультируйтесь со специалистами технических центров – например, сети умных автосервисов WIlgood. И всегда соблюдайте сроки периодического технического обслуживания.


Оставить заявку
Ваше имя:
Ваш телефон
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Оставить заявку