Как выбрать аккумулятор: на какие параметры стоит обратить внимание
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Первое, на что следует обратить, покупая аккумулятор – его размеры. Под капотом современного автомобиля не так много места, и аккумуляторную площадку производители рассчитывают под определенный тип АКБ. Если старый аккумулятор был надежно закреплен штатными креплениями, при покупке отталкивайтесь от его габаритов, замерьте их. Обратите внимание на полярность: плюсовая и минусовая клеммы могут находиться с разных сторон в различных моделях автомобилей и АКБ.
Размер самих клемм также может отличаться у разных автопроизводителей. Клеммы делятся на три группы по совместимости:
-
Euro. Конусные, с креплением внешним хомутом, диаметр – 19,5 мм у «плюса» и 17,9 у «минуса». Утоплены по бокам корпуса, чтобы избежать замыкания. Самый распространенный вид АКБ.
-
JAP. Плюсовой контакт – 12,7 мм, минусовой – 11,1. Клеммы выступают над корпусом аккумулятора. Используются чаще на автомобилях для внутреннего рынка Японии.
-
Винтовые (американские). Вместо хомутов используются крепления с внутренней резьбой. Применяются на автомобилях из США.
Этот параметр скорее дополнительный – клеммы несложно подключить через переходники или, в крайнем случае, переделать силовые провода.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АККУМУЛЯТОРА
Главный параметр аккумуляторной батареи – напряжение. В бортовой сети большинства легковых авто оно составляет 12В, и основная масса автомобильных аккумуляторов в продаже именно такие. Другая важная характеристика – емкость батареи, ее оценивают в ампер-часах (А·ч или Ah). Она говорит о том, как долго аккумулятор способен отдавать ток до полной разрядки. Чем больше емкость, тем больше количество попыток пуска автомобиля.
При выборе батареи следует ориентировать на емкость, рекомендованную производителем авто. Вопреки сложившемуся мнению, можно устанавливать АКБ несколько большей емкости, если позволят габариты площадки. Но не меньшей – в этом случае аккумулятор будет чаще и глубже разряжаться, что может привести к уменьшению его ресурса.
Разделяют два вида емкости:
-
Номинальная, т.е. емкость 20-часового заряда. Ее обычно указывают на в характеристиках АКБ (например, 6СТ-90: батарея с 6 банками, стартерная, на 90 А·ч)
-
Резервная, говорящая о том, сколько продержится автомобиль на одном аккумуляторе, без зарядки генератором.
Кроме емкости, при выборе важен еще пусковой ток аккумулятора – величина потенциала, проходящего через стартер в момент пуска двигателя. Он также часто указывается на этикетке АКБ. Этот параметр очень важен для зимнего пуска, т.к. испытания проводят при -18°C.
Стандартов три:
-
EN, европейский – разрядка до 7,5В за 10 сек.
-
DIN, немецкий – до 9В за 30 сек.
-
SAE, американский – до 7,2В за 30 секунд.
Например, маркировка 480 А(EN) означает, что аккумулятор способен выдавать 480 ампер пускового тока по европейскому стандарту на протяжении 10 секунд, а после этого разрядиться до 7,5 вольт.
ТИП АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Во-первых, аккумуляторы делятся на необслуживаемые, малообслуживаемые и те, которые необходимо обслуживать. Последние можно определить по наличию откручивающихся пробок. Плюс обслуживаемых батарей – в возможности замены электролита и, нередко, даже пластин. Минус – в быстрой разряжаемости, выкипании воды и меньшем сроке службы.
Необслуживаемые могут работать до 7 лет, однако чувствительнее к низким разрядам, неремонтопригодны и дороги. Малообслуживаемые батареи нуждаются в профилактике примерно раз в год, но у них нет возможности отремонтировать отдельно каждую банку.
Во-вторых, АКБ классифицируются по составу электродов. Батареи с жидким электролитом делятся на:
-
Традиционные свинцово-кислотные. Стойки к низким температурам, недоразрядам (не имеют «эффекта памяти»), недороги. Минусы: требуют обслуживания, их нельзя переворачивать. Устаревшие.
-
Малосурмянистые (Sb/Sb). Стойки к глубоким разрядам и скачкам напряжения. Минусы: необходимость техобслуживания и высокий уровень саморазряда.
-
Кальциевые (Ca/Ca). Отличаются стойкостью к вибрациям и коррозии, низким саморазрядом и расходом воды. Плохо переносят глубокий разряд (могут выйти из строя после 3-4-х разрядов) и дороги. Необслуживаемые.
-
Гибридные (Sb/Ca, Hybrid). Гибрид двух предыдущих типов: позитивные электроды малосурмянистые, негативные – свинцово-кальциевые. Дополнительно к качествам кальциевых АКБ имеют стойкость к разряду. Недостаток – высокая цена.
-
Серебряно-кальциевый (Ca/Ag). Из свинцово-кальциевого сплава с добавлением серебра. Имеют повышенную стойкость к коррозии дополнительно ко всем плюсам кальциевых. Минус – очень высокая цена.
В последнее время получают распространение АКБ, где электролит находится в связанном состоянии. Герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы бывают двух видов:
-
AGM (Absorbent Glass Mat), в которых электролит находится в стекловолоконном сепараторе вокруг каждой пластины. Такие АКБ используют в автомобилях, оснащеных системой «старт-стоп».
-
Гелевые (GEL), где электролит находится в состоянии геля.
Такие батареи совершеннее, способны отдавать более высокие токи, стойки к разрядам, из них не выпаривается вода, их можно переворачивать, не боясь утечки электролита. Цена их довольно высока, однако при этом герметизированными аккумуляторами вполне можно заменять традиционные. А вот наоборот – только в крайнем случае, из-за несоответствия характеристик.