Как правильно тормозить двигателем

Вкратце с понятием знакомы все, кто обучался вождению. Смысл состоит в снижении оборотов двигателя при включенной передаче. Водитель отпускает педаль газа, не выжимая при этом сцепление, подача топлива в двигатель сводится к минимуму, и он уже не отдает энергию, а принимает ее от трансмиссии, сопротивляясь инерции, стремящейся повысить частоту вращения. Чем ниже передача, тем быстрее гасится энергия, соответственно, эффективнее торможение двигателем.

КОГДА НУЖНО ТОРМОЗИТЬ ДВИГАТЕЛЕМ

Можно или нет тормозить двигателем на современных авто?

Первое, что приходит в голову – при отказе штатной тормозной системы (например, когда провалилась педаль тормоза). Да, навыки торможения двигателем действительно пригодятся в случае неисправности, но это не единственный и даже не главный случай его использования. 

Замедление без использования педали тормоза эффективно:

  • на скользких дорогах, чтобы избежать блокировки колес или неравного распределения тормозных усилий (рабочая тормозная система тормозит сначала передней осью);

  • на долгих спусках, когда штатное торможение чревато перегревом системы (на грузовиках и автобусах в этом случае даже предусмотрен специальный замедлитель – ретардер/интардер);

  • в случаях, когда дальнейшее движение запрещено (перед светофорами, ж/д переездами, таможенными пунктами), запрещающий сигнал виден издалека, и есть возможность плавно сбросить скорость.

Торможение двигателем в этих случаях можно применять как отдельно, так и комбинируя его со штатным торможением: если вы не можете эффективно снизить скорость или остановиться в необходимом месте, а также (чаще – в последнем случае) с движением накатом, то есть, на нейтральной передаче.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Легче всего понять алгоритм торможения двигателем на примере механической коробки передач. Для того, чтобы снизить скорость автомобиля, необходимо отпустить педаль акселератора (газа) и дождаться снижения оборотов двигателя, максимально приближая их к показателям для холостого хода.

Поскольку на прямой передаче (как правило, 4-й) и, тем более, повышенных (5-я и последующие) передаточное число слишком мало, эффективность торможения двигателем на них будет низкой. Поэтому необходимо переходить на низшие передачи – последовательно, чтобы не сорвать колеса в занос и не «перекрутить» двигатель, что может привести к серьезным поломкам.

При этом важно выбирать правильный момент при переключении передач, чтобы избежать излишнего тормозящего эффекта («клевков»), также пагубно сказывающихся на трансмиссии и двигателе. Сгладить этот неприятный эффект можно кратковременным поднятием оборотов педалью газа, впоследствии продолжив торможение двигателем.  

Таким образом можно довольно эффективно снизить скорость автомобиля вплоть до полной его остановки, в финале воспользовавшись стояночным тормозом или заглушив автомобиль на передаче. Нужно учитывать, что тормозной путь при торможении двигателем получается очень большим, и его ни в коем случае нельзя рассматривать как вариант экстренного торможения.

Вопреки расхожему мнению, торможение двигателем эффективно не только на автомобилях с механической коробкой передач, но и с автоматической. Однако в последнем случае существуют определенные нюансы, в зависимости от типа АКПП. На коробках с возможностью ручного переключения (при помощи подрулевых лепестков или рычага селектора, переведенного в режим М) и на «роботах» процесс торможения практически не отличается от механики – необходимо также поочередно переключать передачи.

На АКПП классического планетарного (гидротрансформаторного) типа, некоторых вариаторах (CVT) возможность торможения двигателем зависит от их конструкции и, перед тем, как применять его, нужно изучить инструкцию. Часто в положении D при сбросе газа трансмиссия переходит в нейтральное положение, и автомобиль как бы движется накатом, а для полноценного торможения двигателем селектор нужно перевести в низшее положение: D2, S, L и похожие.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Что такое торможение двигателем, плюсы и минусы, как это делать

К плюсам вышеописанного метода торможения можно отнести, во-первых, снижение нагрузки на рабочую тормозную систему автомобиля и, как следствие, существенное увеличение ресурса комплектующих. Грамотное использование торможения двигателем и движения накатом может продлить срок службы тормозных колодок и дисков в 1,5-2 раза.

Во-вторых, метод положительно сказывается на расходе топлива. С целью экономии топлива наиболее эффективно применять торможение двигателем в городских условиях, при частых остановках на светофорах.

Из минусов следует отметить увеличение риска аварийных ситуаций (при торможении двигателем не загорается стоп-сигнал), повышенный износ двигателя, который не рассчитан на обратную работу и плохо переносит боковые нагрузки поршней. Также, несмотря на то, что метод призван бороться с заносами, при неправильном его применении риск увода автомобиля в сторону, наоборот, возрастает.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Торможение двигателем – дополнительный прием управления автомобилем, а не основной способ замедления автомобиля. Пользоваться им стоит «без фанатизма», в основном тогда, когда этого действительно требуют дорожные условия, или невозможно затормозить по-другому (например, при помощи стояночного тормоза). В остальных случаях лучше полагаться на штатную тормозную систему, специально сконструированную и оснащенную дополнительными функциями (АБС, антизанос и прочими).

Перед тем, как применять метод на практике, желательно потренироваться в спокойных условиях: на площадке, пустой дороге. Следует помнить, что один неверный шаг может привести к потерям, которые не смогут возместить годы экономии. Однако при любой неисправности вам всегда помогут грамотные и квалифицированные сотрудники СТО сети умных автосервисов Wilgood.


Оставить заявку
Ваше имя:
Ваш телефон
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности
Оставить заявку