Но даже в этом случае многие автовладельцы предпочитают «не париться», а покупают новый аккумулятор, или – в довольно редких случаях – забирают бата рею домой, чтобы зарядить ее бытовым зарядным устройством. Но и тогда, в основном, ограничиваются подключением к клеммам, не проверяя не только плотность электролита, а часто даже его уровень в банках аккумулятора. В результате, после такой неполноценной зарядки батареи хватает максимум на пару месяцев.
Причины снижения плотности электролита
Автомобильная АКБ (аккумуляторная кислотная батарея) состоит из нескольких последовательно подключенных банок (по сути, они по отдельности и есть аккумуляторы) – как правило, шести, если речь идет о 12-вольтовом приборе.
Внутри каждой банки находятся металлические пластины (свинцовые и покрытые двуокисью свинца), собранные в два блока, входящих друг в друга без металлического контакта – для положительного и отрицательного электродов. Связь между ними – гальваническая, как раз и происходящая через электролит, раствор серной кислоты в дистиллированной воде.
Нормальные показатели плотности электролита — 1,25-1,28 г/см³. Меньшая концентрация приводит не только к снижению скорости химической реакции, и, как следствие, снижению тока в аккумуляторе, приводящему к проблемам с запуском.
Кроме этого, низкая плотность электролита грозит такими проблемами, как:
- Сульфатация. На пластинах АКБ возникает налет из сульфата свинца – соли серной кислоты, препятствующей гальваническим процессам. Батарея теряет способность заряжаться.
- Повышение температурного порога замерзания. Если электролит плотностью 1,28 г/см³ замерзает только при -58°С, то при плотности ниже 1,18 он начинает кристаллизоваться уже при -5.
Лед внутри банок сдвигает пластины и может привести к короткому замыканию, после которого восстановить АКБ будет невозможно.
Снижение плотности электролита – явление неизбежное. Его причины:
- Разряд батареи. Плотность электролита снижается при потере заряда, но повышается при зарядке. Снижение емкости аккумулятора говорит о падении концентрации кислоты.
- Хранение или длительная эксплуатация АКБ при низких температурах.
- Выкипание электролита при избыточном заряде. Слишком высокое напряжение с генератора или зарядного устройства способствует переходу электролита в газообразное состояние и выпаривание его через технологические отверстия.
- Частое добавление воды без поднятия плотности – характерная ошибка при самостоятельной зарядке батареи.
Несмотря на то, что АКБ с электролитом низкой плотности выглядит неработоспособной, ее вполне возможно вернуть к жизни.
Повышение плотности электролита
Для начала нужно понимать, что электролит, а тем более аккумуляторная кислота – вещества крайне опасные, с высокой химической активностью. Тяжелые ожоги вызывает не только попадание на кожу, а и вдыхание их паров. На ткани, деревянных и даже металлических изделиях капли электролита оставляют сквозные дыры, приводя их в негодность.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Все работы с электролитом нужно проводить в защитной одежде, маске и плотных перчатках, в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе.
Начать нужно с проверки плотности ареометром, соблюдая правила:
- проверяется только полностью заряженная АКБ;
- уровень жидкости перед зарядкой доливается дистиллированной водой;
- проверка производится при t 20-25°С (т.е. зимой нужно перенести батарею в тепло);
- проверке подлежит каждая банка.
Как мы уже знаем, норма – в среднем 1,27 г/см³, для холодного климата плотность можно еще немного поднять. Разница в банках не должна составлять больше 0,01 г/см³. При плотности не меньше 1,18 г/см³ восстановление возможно при помощи корректирующего электролита (с плотностью 1,3-1,4).
Грушею (подойдет ареометр) отсасывается из банок как можно большее количество старого электролита, на его место наливается корректирующий до установления необходимой плотности, равной во всех банках. После этого АКБ снова заряжается.
Если плотность меньше 1,18 г/см³, можно воспользоваться двумя методами:
- Восстановить при помощи аккумуляторной кислоты. Метод примерно идентичен вышеописанному процессу с корректирующим электролитом.
- Слить полностью электролит и заменить его новым. Для этого необходимо просверлить в каждой банке АКБ небольшие отверстия (сверлом 3-3,5 мм), положив батарею на бок (переворачивать нельзя). После слива старого электролита промыть банки дистиллированной водой или раствором соды. Заделав отверстия кислотостойкой пластмассой, залить новый электролит до уровня (1,5 см над пластинами). Зарядить аккумулятор.
Важно! Приготовление электролита производится доливанием кислоты в дистиллированную воду, а не наоборот. Обратный порядок приводит к моментальному выкипанию (выплескиванию) электролита, что чревато ожогами.
Повысить плотность электролита своими руками довольно просто. Но если у вас отсутствует место, где можно безопасно выполнить работы, опыт или желание – обратитесь к профессионалам. Например, на СТО сети умных автосервисов Wilgood.