На большинстве автомобильных двигателей картер служит не только как защита коленчатого вала (кривошипно-шатунного механизма) и масляного насоса, которые он закрывает, а еще и как емкость для моторного масла. После прохождения по масляным каналам смазка стекает в поддон, откуда снова подается насосом через фильтр в двигатель.
Строго говоря, картером следовало бы называть все резервуары для масла, используемые в авто – например, нижнюю часть ведущего моста (изобретатель Джон Гаррисон Картер, придумал сию деталь в 1889 году для смазки велосипедной цепи), но название почему-то прижилось преимущественно для поддона ДВС.
Строение картера
Если не рассматривать двухтактные двигатели, где картер работает как основание для цилиндра плюс еще выполняет роль насоса для его продувки, и устаревшие модели двигателей – например, Ford V8 образца 1932 года, где эта деталь также была конструктивно объединена с блоками цилиндров, поддон современного двигателя представляет собой отдельную емкость, прикручиваемую к блоку цилиндров снизу посредством болтов или винтов через прокладку, обычно резиновую или силиконовую.
Выполняется деталь чаще всего из металла: стали или алюминия (необязательно того же самого, что и блок). Снизу, чаще – в крайней нижней точке, на поддоне имеется сливная пробка для масла.
По принципу работы картеры разделяются на две основные группы:
- мокрые;
- сухие.
«Мокрый» принцип является наиболее распространенным. При нем забор масла осуществляется непосредственно из поддона, куда опущен заборник масляного насоса. Такая схема проста и надежна, однако имеет существенный минус: при больших кренах и дифферентах кузова автомобиля, как и при сильных разгонах и торможениях, масло может стекать в угол, противоположный заборнику, что неизбежно приведет к масляному голоданию и производным от него неисправностям: повышенному износу, перегреву, задирам или даже заклиниванию двигателя.
Поэтому на автомобилях, предназначенных для спортивных соревнований или для передвижения по серьезному бездорожью, устанавливают так называемые «сухие» картеры. Серийно ими оснащаются лишь некоторые модификации автомобилей, преимущественно систему ставят опционально в качестве дополнительного оборудования.
Конструкция состоит из нескольких компонентов
- Выносной масляный резервуар;
- Насосы, как минимум два: нагнетающий и откачивающий (на деле обычно 4 или больше);
- Масляный радиатор; датчики: температуры и давления масла;
- Масляный термостат;
- Дополнительный масляный фильтр;
- Клапаны, перепускные и редукционные.
Понятие «сухого картера» вовсе не означает, что масло проходит мимо поддона – просто оно там не задерживается надолго. Откачивающие насосы (их часто устанавливают несколько, с заборниками в разных частях поддона) перемещают масло и аккумулируют в резервуаре, который, в силу своей компактности, менее страдает от кренов и перегрузок.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
При этом сам поддон можно сделать более компактным за счет отсутствия на нем емкости для масла. Это позволяет либо увеличить дорожный просвет (на внедорожниках), либо занизить центр тяжести, установив двигатель глубже.
Казалось бы, при таких плюсах сухой картер должен иметь бо́льшую популярность. Но производители, между тем, не спешат внедрять систему на широком конвейере. Основные минусы системы: сложность конструкции и увеличение количества масла, что неизбежно сказывается на стоимости обслуживания. Большинству владельцев, использующих свои автомобили в городском и загородном циклах без внештатных нагрузок, вполне хватает обыкновенного мокрого картера.
Возможные неисправности картера двигателя
Поскольку поддон двигателя – узел, не имеющий каких-либо вращающихся, трущихся или электрических деталей, все его поломки так или иначе связаны с механическими воздействиями и делятся на две группы:
- повреждения, связанные со столкновениями с посторонними предметами (или, в редких случаях наподобие износа подушек двигателя, с силовыми элементами и деталями подвески);
- нарушения герметичности прокладки поддона.
Опасность для картера представляют предметы, находящиеся ниже бампера автомобиля, высотою больше, чем его клиренс. Чтобы уберечь поддон от повреждений, а находящееся в нем масло – от вытекания, устанавливают защиту моторного отсека – штатную, либо дополнительную. Она представляет из себя прочную пластину из стального листа достаточной толщины (от 1,5 мм и выше), ударопрочного пластика или даже кевлара.
Течь масла из-под прокладки устраняется путем ее замены и/или затяжки с правильным моментом. Выполнить эти процедуры вы всегда сможете на любой из станций техобслуживания сети умных автосервисов Wilgood, что убережет вас и ваш автомобиль от других, более серьезных проблем.