- Что собой представляют холостые обороты двигателя
- Почему скачут обороты двигателя на холостом ходу
- Неисправность электронного блока управления (ЭБУ)
- Неисправность РХХ (регулятор холостого хода)
- Поломка клапана вентиляции картерных газов
- Неисправность ДМРВ (датчик массового расхода воздуха)
- Неправильная работа дросселя
- Почему скачут обороты двигателя из-за подсоса воздуха
- Как решить проблему со скачущими оборотами двигателя
- Часто задаваемые вопросы о скачущих оборотах двигателя
- Как избежать проблемы со скачущими оборотами двигателя?
- Почему скачут обороты на карбюраторном двигателе?
- Может ли АКБ стать причиной скачущих оборотов двигателя?
О чем речь? Скачут обороты двигателя часто на холостом ходу или при движении. Такое поведение мотора вызвано неисправностями в системе подачи топлива, зажигания или электронного управления двигателем.
Что делать? Для устранения проблемы необходимо провести диагностику: проверить состояние датчиков, топливных форсунок, свечей зажигания и воздушного фильтра. Важно убедиться в отсутствии утечек воздуха или топлива. Своевременное выявление и устранение причины поможет восстановить стабильную работу двигателя.
Что собой представляют холостые обороты двигателя
С проблемой, когда троит двигатель (скачут обороты), автовладельцы сталкиваются довольно часто. Может показаться, что неравномерность работы силового агрегата всего лишь незначительное отклонение.
Поскольку двигатель все равно работает и авто может ехать, то водители на этом и успокаиваются. Не все автолюбители понимают, что такое поведение мотора может быть связано с серьезными скрытыми неисправностями. В результате не только повышается расход топлива, но и ускоряется износ двигателя, что очень быстро приведет к его полной поломке.
Чтобы разобраться, почему скачут обороты двигателя, нужно понимать, как функционирует мотор на холостом ходу и почему настолько важно, чтобы его работа была стабильной.

Без нагрузки (на холостых оборотах) коленвал вращается с минимальной частотой, которая обеспечивает устойчивую работу силового агрегата и его готовность быстро набрать определенную мощность. Как правило, для бензиновых моторов нормой является от 600 до 900 об/мин. У дизелей этот показатель немного ниже.
Почему так важно разобраться, отчего скачут обороты двигателя на холостом ходу или при движении? Если мотор работает нестабильно и стрелка тахометра постоянно меняет свое положение, даже когда водитель не нажимает на акселератор, то можно сделать вывод о неправильной работе системы управления (нарушен процесс подачи топлива, воздуха и так далее).
Плавающие обороты не только влияют на комфорт управления машиной, но и негативно сказываются на работоспособности силового агрегата в целом.
Почему скачут обороты двигателя на холостом ходу
О том, что на прогретом или холодном двигателе скачут обороты, можно узнать, посмотрев на тахометр. Если мотор работает стабильно, то стрелка прибора показывает постоянное значение, держится на одном уровне (как правило, от 600 до 900 об/мин). При наличии проблем показания будут то опускаться, то подниматься (обычно в диапазоне 500–1500 об/мин и более).
При отсутствии тахометра скачки оборотов можно определить на слух: шум мотора становится сильнее и стихает. При этом даже в салоне авто могут ощущаться вибрации.
В большинстве случаев неустойчивая работа двигателя проявляется на холостых оборотах. Фиксация провалов и взлетов стрелки тахометра возможна и на промежуточных оборотах мотора. Такая ситуация особенно характерна для дизелей. Основные причины, почему скачут обороты двигателя:
Неисправность электронного блока управления (ЭБУ)
По статистике, обороты двигателя наиболее часто скачут на инжекторных двигателях. Управляет работой мотора на холостом ходу ЭБУ. В таком режиме электронные датчики фиксируют показатели работы мотора. Если они отклоняются от нормы, система управления холостым ходом дает команду соответствующим блокам, которые должны исправить ситуацию.
Возможной причиной неправильной работы мотора в таком режиме является «подсос» лишнего воздуха в топливной аппаратуре, который дальше попадает в цилиндры мотора.

Контролирует этот момент ДМРВ (датчик массового расхода воздуха). При выявлении отклонений от нормы он передает такую информацию ЭБУ. Для выравнивания показателей объемов воздуха и горючего, образующих воздушно-топливную смесь, блок управления дает команду клапанам инжектора на открывание, чтобы в цилиндры поступало больше топлива.
Это приводит к резкому повышению оборотов двигателя. После этого датчики фиксируют слишком большой объем подачи горючего, и электроника начинает ограничивать его подачу. Соответственно, обороты резко снижаются.
Неисправность РХХ (регулятор холостого хода)
РХХ – электромотор, в котором предусмотрена конусная игла, обеспечивающая стабилизацию работы двигателя на холостых оборотах. Неисправности этого узла чаще всего связаны с износом его элементов в процессе работы. Это может быть обрыв питающего провода, истирание иглы, направляющих и так далее.
Часто такие поломки связаны с длительной работой мотора на некачественном топливе. Неисправность регулятора холостого хода приводит к тому, что двигатель не может стабилизировать свою работу (обороты непроизвольно повышаются и падают).
Поломка клапана вентиляции картерных газов
Работа двигателя сопровождается накопление газов в картере. В новых моторах их объем относительно небольшой, а на больших пробегах – существенно увеличивается. Избыток картерных газов отводится через вентиляционную систему к впускному коллектору и дросселю, где они задействуются в процессе формирования топливовоздушной смеси, подающейся в камеры сгорания.
Неисправный клапан вентиляции картера может заклинить в одном положении. Часто такая поломка связана с отложениями на нем частиц моторного масла, которые присутствуют в газах картера. Это вызывает нестабильную работу мотора.
Снижение объема картерных газов, поступающих в коллектор впуска, приводит к обеднению топливовоздушной смеси. Обороты мотора в этом случае скачут от низких (750–800) к средним (1100—1200).
Неисправность ДМРВ (датчик массового расхода воздуха)
Так же, как клапан вентиляции картерных газов, этот датчик при длительной работе может покрываться масляными отложениями. Сильное загрязнение и провоцирует неправильную работу ДМРВ. В редких случаях причиной может выступать поломка детали, которая отвечает за анализ количества воздуха, поступающего в камеру сгорания (термоанемометр).
Неисправность ДМРВ приводит к тому, что на блок управления поступают некорректные данные о массовом расходе воздуха. ЭБУ в этом случае дает команду на увеличение его подачи в цилиндры, и обороты двигателя начинают прыгать.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Неправильная работа дросселя
Дроссельная заслонка управляет давлением воздуха, который подается в цилиндры двигателя. Существует две причины, по которым дроссель может заклинить в одном положении. В первом случае на внутренней поверхности заслонки скапливается масляный налет, который мешает ей полностью закрываться/открываться.
Вторая причина – поломка привода дросселя. Следует отметить, что неправильная работа дроссельной заслонки, по статистике, чаще всего является фактором, который приводит к нестабильной работе на холостом ходу карбюраторных двигателей.
Почему скачут обороты двигателя из-за подсоса воздуха
Подсос лишнего воздуха в коллектор впуска часто приводит к тому, что обороты двигателя скачут как на холостом ходу, так и при движении авто. Это влияет на процесс формирования топливной смеси. Воздух в цилиндры исправного двигателя может поступать только через впускной коллектор, но если в деталях есть трещины или нарушена герметичность соединений, будет происходить его подсос.
К примеру, воздух может попадать через стенки коллектора (такая проблема характерна для коллекторов с пластиковым корпусом), вакуумные шланги, присоединения патрубков. Нередко подсос воздуха происходит в месте прилегания дроссельного узла к коллектору.

Зачастую автовладельцы задаются вопросом, почему обороты скачут, когда двигатель холодный,а после прогревания все нормализуется. Ответ кроется в законах физики.
При повышении температуры мотора нагреваются и все детали, расположенные в подкапотном пространстве, что приводит к расширению их корпусов. В результате подсос воздуха уменьшается. При этом работа двигателя стабилизируется.
Перечислим основные элементы впускного тракта, через которые, как правило, подсасывается лишний воздух:
- Прокладка коллектора впуска
Со временем она пересыхает и дубеет, что приводит к подсосу воздуха, не учитываемого штатными анализаторами (ДМРВ, ДАД и другие) Завоздушивание в системе приводит к неправильной работе двигателя, который «задыхается» и в итоге глохнет.
- Прокладка дроссельного узла
Дроссельная заслонка отвечает за управление объемом воздушного потока, поступающего в двигатель. Если через этот узел (к примеру, через прокладку) начинает подсасываться лишний воздух, будет происходить потеря мощности двигателя.
- Патрубок, который соединяет дроссель и фильтр воздуха
Ситуация такая же, как и в предыдущем случае. В цилиндры двигателя поступает воздушный поток, который не учитывается датчиками. Это приводит к изменению состава топливовоздушной смеси, и обороты начинают прыгать.
- Уплотнительные элементы топливных форсунок
Длительная эксплуатация двигателя может привести к нарушению качества уплотнительных колец, которые начинают пропускать лишний воздух в цилиндры. Завоздушивание камеры сопровождается потерей мощности мотора и скачками оборотов на непрогретом моторе.
Когда двигатель набирает рабочую температуру, уплотнители форсунок, нагреваясь, размягчаются и расширяются до нормального размера. Они начинают пропускать меньше воздуха, и работа двигателя улучшается.
- Вакуумный усилитель тормозов
Потеря герметичности может иметь место как непосредственно в этом узле, так и в шланге с вакуумным клапаном, который соединен с коллектором впуска.
- Вакуумные патрубки в системе воздуховода
Их общее количество и размер в разных моделях моторов отличается, но независимо от этого они обеспечивают передачу разрежения воздушного потока. Отсутствие герметичности таких шлангов приводит к неровной работе силового агрегата.
- Электромагнитный клапан, обеспечивающий продувку адсорбера
Управляется ЭБУ исходя из данных, которые поступают от многочисленных датчиков. Выход из строя одного из таких индикаторов также отражается на работе данного узла и, как следствие, мотора. Неправильная работа клапана нарушает процесс продувки адсорбера, поэтому в системе появляется «затор».
- РХХ
Регулятор холостого хода обеспечивает стабилизацию оборотов при полностью закрытом дросселе (через байпас). Поломка этого узла приводит к полной остановке мотора. Если РХХ работает нестабильно, то обороты двигателя начинают прыгать.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
Отдельно следует рассмотреть основные элементы, через которые может поступать лишний воздух для карбюраторных моторов:
- Болт регулировки топливной смеси. Если он неправильно настроен или поврежден, то на непрогретом моторе в карбюраторе будет формироваться воздушно-топливная смесь с неправильными параметрами.
- Прокладка карбюратора. Повреждение или деформация в процессе старения приводит к тому, что эта мембрана начинает пропускать воздух, который мешает формированию нормальной топливной смеси для работы мотора на холостом ходу.
- Дроссельный узел. Может неплотно прилегать к своему посадочному месту. В инжекторных моторах движение дросселя обеспечивается за счет сервоприводов, а у карбюраторных двигателей эту задачу решает механический привод в виде металлического тросика. Неплотное прилегание заслонки может быть связано с ее загрязнением. Второй причиной является повреждение рубашки приводящего троса, его коррозия или налипание грязи.
- Ось дроссельной заслонки. Ее повреждение или загрязнение мешает нормальной работе дроссельного узла. При этом двигатель будет работать неустойчиво как на холостых оборотах, так и в других режимах.
- Диафрагма демпфера дроссельного узла. Отвечает за обеднение воздушно-топливной смеси до нормальных параметров. Повреждение этой детали также приводит к подсосу воздуха в цилиндры. В результате двигатель будет работать нестабильно в разных режимах.
- Электромагнитный клапан. Отвечает за оптимизацию расхода горючего. При необходимости он меняет сечение канала подачи воздушно-топливной смеси. В неисправном клапане игла может полностью перекрыть подачу топлива. В этом случае скачут обороты, и двигатель глохнет. Если присутствуют лишь частичные дефекты этой детали, то мотор, в том числе и на холодную, будет работать нестабильно.
Как решить проблему со скачущими оборотами двигателя
- Подсос воздуха в цилиндры мотора
Следует выяснить, не нарушена ли герметичность всех элементов системы подачи воздуха к коллектору впуска. Один из вариантов такой проверки сводится к демонтажу каждого патрубка и его продуванию с помощью компрессора или насоса. Это более трудоемкая задача. Упростить ее поможет WD-40.
Этим средством нужно обработать все детали системы. Через некоторое время «вэдэшка» испарится, и можно будет найти трещины. Не следует заклеивать их изолентой. Решить проблему можно путем замены изношенного патрубка на новый.
- Замена РХХ
Диагностика исправности регулятора холостого хода осуществляется с помощью мультиметра, который переведен в режим измерения сопротивления. Если прибор выдал показания от 40 до 80 Ом, значит, РХХ неисправен и подлежит замене.

- Чистка клапана картерных газов
Для этой операции нужно снять масляный картер. Лишь в этом случае можно добраться к клапану картерных газов и демонтировать его. Для промывки может использоваться керосин или любые средства для очистки деталей моторов от масляных отложений. После очистки клапан вентиляции картера следует просушить и установить на место.
- Замена ДМРВ
Этот датчик чаще всего не подлежит ремонту. Что делать, если обороты двигателя скачут именно из-за неисправности ДМРВ? Нужно заменить его на новую запчасть.
- Чистка дросселя с дальнейшей установкой заслонки в правильное положение
Промывка дроссельной заслонки от налипшего масла может производиться двумя способами: со снятием или без демонтажа этого узла. Первый метод предполагает отсоединение всех патрубков и проводов, которые присоединены к дросселю. Затем нужно ослабить крепление заслонки и снять ее.
Снятый дроссель следует положить в подходящую емкость и залить специальным средством (к примеру, Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger). Затвердевшие масляные отложения на поверхности заслонки можно удалить с помощью щетки.
После мойки дроссельную заслонку нужно промокнуть чистой сухой ветошью. Далее следует установить дроссель на место, присоединив все патрубки и провода.
Второй метод решить проблему, когда скачут обороты, предполагает промывку дроссельной заслонки на горячем двигателе. Для этого используется такой же аэрозоль. Прежде чем нанести чистящее средство, необходимо обесточить дроссельный узел. Затем заливаем в него аэрозоль и через несколько минут запускаем мотор.
Обработка заслонки продолжается на работающем двигателе. При этом из дроссельного узла может подниматься дым белого цвета. Это нормальный процесс, связанный с удалением масляного налета. После чистки нужно подключить к дросселю провода и произвести его адаптацию (установка необходимого зазора закрытия заслонки) с помощью диагностического компьютера.
- Настройка холостых оборотов двигателя
На карбюраторных моторах эта процедура выполняется при помощи отвертки. Количество оборотов регулируется специальными винтами.
- Замена электромагнитного клапана карбюратора
Если этот элемент неисправен, то карбюраторный мотор будет работать лишь на принудительном подсосе воздуха. Чтобы устранить скачки оборотов, изношенный электромагнитный клапан карбюратора нужно заменить на новый.
- Чистка жиклера холостого хода
Пару десятилетий назад такая процедура считалась очень трудоемкой. С появлением специальных аэрозолей очистка жиклера холостого хода стала выполняться без его демонтажа. Достаточно впрыснуть в него такое средство и минут через 5 продуть жиклер сжатым воздухом.
- Обработка лопастей ТНВД от окислений
Такая операция производится с помощью антикоррозийных средств (к примеру, XADO VeryLube), распыляемых перед заправкой в горловину топливного бака. В профилактических целях в топливо можно добавить немного моторного масла (200 мл на бак). В этом случае на лопастях ТНВД будет формироваться масляная пленка, защищающая их от коррозии.
Часто задаваемые вопросы о скачущих оборотах двигателя
Как избежать проблемы со скачущими оборотами двигателя?
В большинстве случаев обороты двигателя скачут из-за неправильного обслуживания автомобиля. Регулярное соблюдение регламента ТО минимизирует риск появления этой проблемы. Нужно отслеживать состояние фильтров, своевременно проводить чистку дроссельной заслонки, заправлять авто качественным горючим и делать плановые осмотры автомобиля.
Почему скачут обороты на карбюраторном двигателе?
Причины нестабильной работы на холостом ходу двигателя, оснащенного карбюратором, могут быть следующими:
- некорректная настройка режима холостого хода;
- неисправность электромагнитного клапана карбюратора;
- загрязнение жиклера холостого хода продуктами сгорания топливной смеси.
Может ли АКБ стать причиной скачущих оборотов двигателя?
Недостаточный заряд аккумулятора на определенных моделях авто приводит к скачкам оборотов непрогретого двигателя. Получается, что заряда батареи хватает на запуск силового агрегата, после чего емкость АКБ сильно падает и является недостаточной для обеспечения нормального электропитания всех потребителей.
Примером такой ситуации может быть обнуление настроек дросселя из-за падения напряжения в бортовой сети машины. В этом случае датчик начинает передавать на блок управления некорректные данные, что приводит к нестабильной работе мотора. Пока двигатель прогревается, АКБ получает нужный заряд. После этого на многих машинах происходит самонастройка дросселя.
В этом случае при запуске двигателя обороты скачут на холодную, но потом работа мотора выравнивается. Избежать таких ситуаций поможет контроль емкости аккумулятора и своевременная его подзарядка, что особенно важно в холодное время года. Если АКБ отработала свой ресурс, ее нужно заменить на новую.
Обращаем ваше внимание на тот факт, что стабильность оборотов двигателя влияет не только на комфорт управления автомобилем, но и на безопасность. Правильный уход за транспортным средством, своевременное устранение выявленных неисправностей позволяют снизить эксплуатационные расходы и увеличить срок его службы.
Изображение в шапке статьи: Bigfoot STNGR / unsplash.com