- Устройство тормозной системы легковых автомобилей
- Опасность биения педали тормоза при торможении
- Основные причины биения педали тормоза при торможении
- Деформация тормозных дисков
- Тормозные колодки
- Тормозной барабан
- Дополнительные причины того, что при торможении бьет педаль тормоза
- Варианты действий, когда при торможении бьет педаль тормоза
- Дело в дисках
- Дело в колодках
- Дело в тормозном барабане
- Дело в чем-то другом
- Способы избежать проблем в будущем
- Часто задаваемые вопросы о биении педали тормоза при торможении
- Насколько сильно чувствуется биение?
- Какие инструменты нужны для диагностики биения педали?
- Что самое важное при диагностике?
Какова общая ситуация? Причин того, что при торможении бьет педаль тормоза, может быть несколько. Одни из них считаются более распространенными, другие – менее. Но каждая сигнализирует, что вопрос нужно решать в ускоренном темпе.
Что делать? По большому счету, выхода из ситуации всего два: менять вышедшую из строя деталь или попытаться ее отремонтировать. Решение будет зависеть исключительно от степени серьезности проблемы.
Устройство тормозной системы легковых автомобилей
Возможность экстренно остановиться даже более важна для транспортного средства, чем способность к быстрому ускорению. Тормозная система, считающаяся ключевым элементом безопасности, функционирует по идентичным принципам во всех современных автомобилях — будь то премиальный «Майбах» или бюджетная «Лада-Гранта».
Конструкция тормозной системы у легковых автомобилей относительно проста. На ступицах колес размещены специальные механизмы, выполняющие основную функцию по снижению скорости.
Принцип остановки транспортного средства заключается в том, что неподвижные колодки прижимаются к вращающемуся металлическому элементу (диску или барабану) при нажатии на педаль тормоза. Это создает трение, которое замедляет вращение колеса и останавливает автомобиль.
В зависимости от конфигурации, тормозная система может быть полностью дисковой или комбинированной – с дисками спереди и барабанами сзади.

При нажатии на педаль тормоза водитель активирует колодки, прижимая их к диску, что заставляет автомобиль замедляться. Действие тормозной системы основывается на передаче усилия с педали на колодки через гидропривод, содержащий поршни, шланги и жидкость. Усилитель тормозов помогает водителю при замедлении автомобиля массой более тонны, он работает от двигателя машины.
Эффективное торможение – это результат хорошего устройства тормозной колодки. В ее составе имеется слой фрикционного материала с высоким коэффициентом трения и металлический каркас, на который давит поршень гидравлической системы.
Комплексный состав накладки, включающий до 20 компонентов, помимо обеспечения высокого коэффициента трения, также повышает износостойкость и стойкость к нагреву. Функционал этих компонентов включает в себя продление срока службы дисков или барабанов (в зависимости от системы торможения).
При торможении происходит значительное выделение тепла, которое довольно сложно отводить из системы. Тандем «диск–колодки» спроектирован для работы при высоких температурах, однако в случае перегрева тормозных устройств эффективность торможения критически снижается, что может привести к аварийной ситуации.
Опасность биения педали тормоза при торможении
Вибрация во время остановки автомобиля является одним из признаков неисправности системы. Хотя это не критическая проблема, но все равно довольно неприятно, когда при торможении бьет педаль тормоза. Чем сильнее сжатие, тем интенсивнее дрожание педали.
Пассажиры и водитель могут ощущать вибрацию, идущую из педали, которая передается на рулевую рейку и кузов. Эффект усиливается с увеличением скорости, однако это не является главной проблемой.
Водитель и пассажиры могут оказаться в опасной ситуации из-за неисправной системы торможения. Сигналом возможных проблем является неправильное реагирование педали тормоза при ее использовании. Допустимые неисправности могут привести к аварии и поставить под угрозу жизнь участников движения.
Основные причины биения педали тормоза при торможении
Давайте разберем, почему при торможении бьет педаль тормоза. Главные причины, воздействующие на тормозную систему и способные вывести ее из строя:
Деформация тормозных дисков
При использовании тормозов могут возникать проблемы из-за деформации дисков. Поверхность, на которую оказывают давление колодки, изначально идеально ровная, и это исключает возможность неоднородного износа.
Однако из-за воздействия различных факторов, таких как резкие изменения температуры, материал, из которого изготовлен диск, может начать претерпевать изменения. В результате появляются деформации на поверхности, что приводит к неравномерности торможения и может вызвать неудобства для водителя в виде дрожания педали тормоза.
Тормозные колодки
Из-за активного использования или коррозии колодки на тормозах могут источать звуки и вибрации, вызывая неприятные ощущения при нажатии на педаль. В случае пренебрежения этим механизмы могут сломаться и перестать функционировать, что может привести к аварийной ситуации на дороге, если не предпринять соответствующих мер.
Тормозной барабан
Дефекты барабана тормозного механизма могут проявляться вследствие установки некачественных комплектующих, игнорирования необходимости замены или производственного брака в самой детали.
Однако иногда бывают случаи, когда даже при исправной работе колодок, дисков и других элементов тормозной системы педаль тормоза все равно дергается при нажатии.
Дополнительные причины того, что при торможении бьет педаль тормоза
Эксперты отмечают, что существует много дополнительных причин, из-за которых при резком торможении бьет педаль тормоза. Стоит выделить основные:
- проблема с балансировкой колес;
- поломка рычагов передних колес;
- раскручивание болтов и гаек;
- повреждение подшипников ступицы.
Необходимо осмотреть данные элементы после тщательной проверки основных узлов. Возможно, именно в этой плоскости скрывается причина неисправности педали тормоза.
Варианты действий, когда при торможении бьет педаль тормоза
Дело в дисках
Первоначально требуется установить, действительно ли дело в дисках. Визуальный осмотр может использоваться для диагностики проблемы, выявления трещин, вогнутостей и других дефектов, которые могут вызывать вибрацию.
Также можно проверить геометрию диска при помощи индикатора часового типа на штативе, так как кривизна может привести к биению. Необходим также осмотр на наличие грязи или ржавчины на ступице колеса, поскольку они могут мешать плотной посадке диска на ступицу.
Чтобы разобраться с ситуацией, когда педаль тормоза бьет в ногу при торможении, рекомендуется провести замену изношенного тормозного диска на новый. Важно помнить, что такую замену необходимо осуществлять одновременно с обеих сторон оси, чтобы избежать дисбаланса при торможении.
Для решения проблемы искривления дисков можно воспользоваться альтернативным методом, таким как ремонт. На специальном станке возможно исправить искривление, но это требует наличия достаточного запаса металла на дисках для эффективного торможения. Важно, чтобы диски были в приемлемом состоянии до процедуры обработки.

Из-за высокого риска повреждения узла не рекомендуется автовладельцам с активным режимом езды проводить проточку дисков. Учтите, это важно.
Дело в колодках
Прежде чем менять тормозные колодки, необходимо провести диагностику. Проверить равномерность сцепления колодок с барабаном. Осмотреть колодки на предмет износа, качества и притирки (если новые). Проверить суппорт на наличие заклинивания. Заклиненный штифт суппорта может вызвать неравномерные усилия и вибрации на тормозном диске.
Шаги по устранению проблемы:
- сначала проверьте правильность установки колодок и скорректируйте положение при обнаружении ошибок;
- удалите загрязнения и ржавчину с поверхностей при помощи щетки или наждачной бумаги;
- завершите процесс очисткой контактных поверхностей между дисками и колодками, нанесите специальную смазку или установите антишумовые пластины для предотвращения трения и нежелательных звуков.
Для безопасного вождения рекомендуется установка новых тормозных колодок вместо изношенных. Это обеспечит равномерное давление на барабан или диск благодаря одинаковой высоте накладок.
Важно помнить о парной замене: колодки необходимо менять на обеих сторонах одной оси. Односторонняя замена приведет к неравномерному торможению, в результате чего автомобиль будет уводить в сторону, что может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.
Дело в тормозном барабане
Начнем с выявления источника проблемы. Вибрация при торможении может возникать из-за некорректной установки использованного барабана в новом положении.
Также причиной биения нередко становится заводской брак в виде некачественной токарной обработки. Кроме того, стоит проверить геометрию самого барабана – его сплющивание или овальность неизбежно приводят к дрожанию при нажатии на педаль тормоза.
Когда тормозные барабаны изнашиваются, рекомендуется их полная замена. Важно помнить, что замену необходимо производить для обоих барабанов на одной оси одновременно. Установка нового барабана только с одной стороны приведет к неравномерному торможению, из-за чего автомобиль будет уводить в сторону при нажатии на педаль тормоза.

Если на барабане еще видна деформация и после обработки сохраняется достаточная толщина металла для эффективного замедления, можно рассмотреть альтернативное решение – восстановление путем проточки на специализированном оборудовании вместо полной замены.
Контролируйте температуру при смене барабана, так как чрезмерный нагрев может привести к заклиниванию колеса и отрыву тормозной накладки – это критически важно.
Дело в чем-то другом
Что необходимо предпринять в случае обнаружения нестандартных сбоев и особых технических проблем?
Опытный владелец авто легко распознает дисбаланс колес по нескольким признакам: неравномерному износу протектора, вибрации кузова и пульсации тормозной педали.
Важно удостовериться в корректной балансировке и отсутствии проблем с настройкой. Также необходимо проинспектировать подшипник ступицы на предмет работоспособности. Если обнаружен износ подшипника, его следует заменить новым, так как восстановлению он не подлежит.
Убедитесь в надежном креплении всех компонентов кузова. При недостаточной затяжке крепежных элементов — болтов или гаек — возможна вибрация педали тормоза в момент торможения. Данная проблема особенно характерна для автомобилистов, регулярно передвигающихся по неровным дорогам с выбоинами или бездорожью.
Соблюдение приведенных рекомендаций предотвращает вибрацию тормозной системы и сохраняет ее оптимальную работоспособность при остановке транспортного средства.
Способы избежать проблем в будущем
Не пренебрегайте систематической проверкой состояния своего автомобиля, ведь игнорирование своевременного обращения в сервис может привести к серьезным проблемам с транспортным средством. Важно помнить об общепризнанных правилах ухода за автомобилем, которые необходимо соблюдать все без исключения:
- Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости, чтобы убедиться в достаточном запасе масла. В случае необходимости, доливайте нужное количество.
- Во избежание утечки и других проблем стоит проверить работу системы самостоятельно, что позволит сэкономить время, не посещая автосервис. Если сомневаетесь в своих навыках, рекомендуется обратиться в специализированный центр.
Проведение периодической ревизии тормозных систем важно. Каждые пять лет необходимо осуществлять чистку суппортов и проверку состояния пыльников.
Также следует регулярно чистить барабаны от грязи. Проводите ревизию подвески и рулевого управления в соответствии с регламентом. Если проблем не обнаружено, нет необходимости обращаться в сервисный центр — достаточно запросить диагностику во время планового техобслуживания.
Часто задаваемые вопросы о биении педали тормоза при торможении
Насколько сильно чувствуется биение?
В случае, если педаль находится в движении, вибрация может передаваться на кузов и рулевую рейку. Кроме того, как водитель, так и пассажиры при сильном торможении могут ощущать: пассажир – вибрацию, а водитель – как бьет педаль тормоза.
Какие инструменты нужны для диагностики биения педали?
Для диагностики биения педали тормоза и работы всей тормозной системы, возможно, потребуются различные инструменты. Среди них следует выделить домкрат с подпорками для надежной поддержки, набор головок и колесный ключ, штангенциркуль или линейку, щетку по металлу и набор отверток, инспекционную лампу или фонарик.
Современные автомобили требуют использования сканера OBD-II, также нужны тормозная жидкость, насос или шприц для прокачки. Кроме того, может понадобиться индикатор часового типа на стойке для проверки геометрии тормозных дисков.
Что самое важное при диагностике?
Для безопасности в процессе диагностики требуется следовать рекомендациям: устанавливать машину на ровной плоскости, применять индивидуальную защиту, не забывать про средства защиты глаз и рук. При возникновении сложных обстоятельств лучше обращаться к квалифицированным специалистам в автосервисе.
Необходимо всегда внимательно следить за состоянием тормозной системы автомобиля, чтобы избежать неприятных последствий. Если с ней возникли проблемы, нужно принять меры незамедлительно, осуществить более детальный осмотр или обратиться к специалистам на СТО.
Важно помнить, что шутки со сложными деталями автомобиля могут привести к серьезным авариям, поэтому предосторожность никогда не бывает излишней.
Источник изображения в шапке статьи: pvproductions / freepik.com


