Автосервисы
Wilgood в Москве
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 101-05-13
Только до
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽
Только до
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽

Что делать, если машина не заводится: поиск проблем и способы их решения

07.11.2025
999
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 07.11.2025
Сохранить статью:
Что делать, если машина не заводится: поиск проблем и способы их решения

Что делать, если машина не заводится? Как и во всех случаях с «капризами» техники, нужно найти причину проблемы и устранить ее. Иногда она на самом виду, иногда приходится проводить тщательную диагностику того или иного узла автомобиля.

Что важно? В некоторых случаях справиться с задачей под силу даже неопытному водителю. Но бывают ситуации, когда без посещения автосервиса не обойтись. И действительно: одно дело – самостоятельно поменять свечи, и совсем другое – починить сломанный стартер.

Каковы основные причины того, что машина не заводится

Если машина не заводится, первым шагом должно стать определение источника неисправности. Отталкиваясь от этого, можно будет предпринять дальнейшие действия. Для эффективного поиска необходимо иметь хотя бы общее представление о возможных причинах:

  • Неисправность замка зажигания.

В современных автомобилях эта проблема встречается реже, но владельцы более старых и недорогих моделей могут столкнуться с ней неожиданно. Поломку замка зажигания обычно легко определить: ключ свободно вращается в обе стороны, не оказывая никакого воздействия на запуск двигателя.

  • Выход из строя генератора.

Данный узел отвечает за преобразование механической энергии коленчатого вала и ее передачу в электрическую сеть автомобиля. При его неисправности, например, из-за обрыва ремня, аккумулятор перестает получать заряд.

  • Проблемы с АКБ.

Если машина не заводится, возможно, сел аккумулятор. Вспомните, когда вы в последний раз его заменяли? Общеизвестно, что аккумуляторную батарею рекомендуется менять каждые 3–5 лет в зависимости от конкретной модели автомобиля. Следовательно, неудачная попытка завести двигатель может быть связана с исчерпавшим свой ресурс устройством.

Каковы основные причины того, что машина не заводится
Источник: gpointstudio / freepik.com
  • Неисправный стартер.

При повороте ключа зажигания электрический ток от аккумуляторной батареи поступает к стартеру, который, в свою очередь, обеспечивает вращение маховика двигателя. Это действие приводит в движение коленчатый вал, поршни и механизм газораспределения. Одновременно с этим активируются системы подачи топлива и зажигания, что инициирует запуск двигателя.

  • Нарушения в работе топливного насоса.

В современных моделях автомобилей топливный насос выполняет функции не только подачи топлива в двигатель, но и поддержания давления, необходимого для корректной работы системы питания.

  • Проблемы со свечами накаливания.

Неполадки со свечами зажигания могут быть причиной того, что двигатель не заводится, даже если стартер работает исправно.

Это проявляется в двух вариантах, которые легко определить, выкрутив свечи из двигателя для осмотра:

  • На электродах свечей присутствует нагар.

Толстый слой черного нагара часто указывает на проблемы с неправильным соотношением воздуха и топлива в смеси. При запуске холодного двигателя нагар препятствует образованию нормальной искры и не дает топливу воспламениться.

  • Электроды свечей мокрые.

В таком случае говорят о «залитых» свечах. Это часто происходит, когда было предпринято много неудачных попыток завести двигатель. Влага на электродах – это несгоревший бензин.

  • Проблемы с электрической системой.

Невозможность запуска двигателя бывает обусловлена повреждением контактов аккумуляторной батареи, некорректной работой реле напряжения или дефектами в проводке системы зажигания. Важно отметить, что электрическая часть тесно связана с бортовым компьютером современных автомобилей, который в случае сбоя способен блокировать подачу топлива или иным образом влиять на функционирование машины.

  • Датчик положения коленчатого вала.

Хотя деталь редко выходит из строя, ее поломка гарантированно приведет к невозможности запуска двигателя. Датчик играет ключевую роль в синхронизации работы электроники и газораспределительного механизма двигателя, обеспечивая точное управление впрыском топлива и системой зажигания. Наиболее распространенной причиной выхода из строя является неисправность проводки. Характерным признаком неисправности может быть внезапная остановка двигателя во время движения.

  • Проблемы с сигнализацией.

Если все основные узлы автомобиля исправны, а двигатель не запускается, возможно, причина кроется в срабатывании противоугонной системы. Допустим, вы попытались открыть машину с помощью брелока, но обнаружили, что аккумулятор сел. Открыв дверь ключом и воспользовавшись помощью для «прикуривания», вы можете столкнуться с тем, что охранная система все еще активна и блокирует запуск двигателя.

  • Недостаток топлива.

Возможно, вы не обратили внимание на сигнальную лампу на панели приборов, или указатель уровня бензина мог выйти из строя, не предупредив вас о необходимости заправки. Наихудший сценарий – утечка в топливной системе. Осмотрите пространство под автомобилем и землю вокруг на наличие следов. Кроме того, подходя к машине, можно почувствовать специфический запах.

  • Предельная температура горючей жидкости.

Что делать, если машина не заводится на морозе? Проблемы с запуском дизельного двигателя в холодную погоду часто связаны с замерзанием топлива. В таких случаях насос не может обеспечить его подачу по топливной системе.

Пренебрежение правильным видом горючего может привести к нестабильной работе двигателя (он запускается и сразу глохнет). Такая ситуация типична для начала зимнего сезона, когда на АЗС еще может присутствовать летнее дизельное топливо. Чаще всего замерзает фильтр тонкой очистки, расположенный в моторном отсеке. По сути, вся топливная система может быть подвержена обледенению.

  • Проблемы с выхлопной трубой.

Конденсат в глушителе может превратиться в лед, препятствуя выходу отработанных газов. Зимой водители случайно могут заехать в сугроб, заблокировав выхлопную систему. Нельзя исключать и возможность умышленного засорения выхлопной трубы посторонними предметами.

  • АКПП в неподходящем режиме.

Часто встречающаяся проблема, особенно у владельцев автомобилей с автоматической коробкой передач: двигатель не запускается из-за того, что рычаг селектора не находится в положении «P». Если после выключения зажигания селектор остался в положении «Драйв» или «Задний ход», при попытке завести машину вы увидите лишь сообщение об ошибке или срабатывание индикатора на приборной панели.

Что делать, если машина не заводится

После выявления причины неисправности ее необходимо устранить. В ряде случаев это можно сделать самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса:

  • Система запуска.

Что делать, если машина не заводится с ключа зажигания? При наличии опыта в автоэлектрике попробуйте снять пластиковый кожух, закрывающий механизм замка, и запустить двигатель напрямую. При обнаружении оплавленных контактов, короткого замыкания или механических повреждений личинки замка рекомендуется его замена.

  • Генератор.

Тщательно проверьте состояние контактов узла. Загрязнение или окисление клемм – распространенная проблема. Для их очистки используйте ткань или щетку, смоченную в содовом растворе. Если контакты выглядят чистыми, убедитесь в надежности их крепления, возможно, потребуется их подтянуть. Рекомендуется проводить профилактическую проверку и очистку каждые два месяца.

  • АКБ.

Если при попытке запуска двигателя происходит полное отключение электрооборудования, это указывает на разряженный или неисправный аккумулятор. В случае с необслуживаемым аккумулятором достаточно подключить его к зарядному устройству.

Что делать, если машина не заводится
Источник: diana.grytsku / freepik.com

Для обслуживаемого АКБ, где есть доступ к электролиту, необходимо проверить и при необходимости долить его уровень. Если это не помогает, потребуется замена аккумулятора. Для запуска автомобиля можно воспользоваться помощью другого автовладельца. В процессе «прикуривания» хозяину исправного автомобиля рекомендуется поддерживать обороты двигателя около 3000 об/мин для обеспечения достаточного напряжения. Альтернативный вариант – дать автомобилям постоять, соединенными проводами, в течение 10 минут.

  • Стартер.

Что делать, если машина не заводится при исправном стартере? Если топливо поступает, а стартер проворачивает двигатель, но запуск не происходит, убедитесь в наличии искры. Отсутствие искры – типичная проблема бензиновых двигателей, требующая профессионального ремонта. Кроме того, причиной могут быть неисправности в системе зажигания или низкий уровень компрессии.

В ином случае стартер может вообще не реагировать, издавая лишь щелчки втягивающего реле. Это может быть вызвано коррозией стартера или его поломкой. При коррозии ее можно попытаться удалить. В остальных ситуациях потребуется замена стартера или его ремонт в специализированном сервисе.

Еще одной возможной причиной является неисправность бендикса, или муфты, расположенной на валу стартера. В качестве временной меры можно попробовать аккуратно постучать по нему и повторить попытку запуска двигателя.

  • Бензонасос.

Проблемы с подачей топлива часто связаны с засорением фильтрующей сетки. Может возникнуть неисправность предохранителя или реле, отвечающего за работу насоса. Владельцы старых карбюраторных автомобилей восстанавливали вышедший из строя бензонасос, используя подручные средства. В современных автомобилях, к сожалению, возможности ограничены – можно лишь попытаться очистить сетку топливного насоса, действуя при этом крайне осторожно, чтобы не повредить деталь.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

  • Свечи накала.

Если электроды свечей мокрые, дайте им просохнуть на воздухе, чтобы топливо испарилось. Затем установите свечи обратно и попробуйте завести двигатель. При обнаружении нагара на электродах аккуратно удалите его металлической щеткой и мелкой наждачной бумагой. Это может временно улучшить ситуацию, но важно в дальнейшем выявить и устранить причину образования нагара.

  • Электросистема.

При подозрении на неисправность электрооборудования в первую очередь проверьте состояние предохранителей. Извлеките их поочередно из разъемов и визуально оцените их целостность – нет ли следов перегорания или оплавления.

Если предохранитель перегорел, это указывает на неисправность в конкретной цепи, поэтому рекомендуется заменить сгоревший предохранитель новым, с аналогичным сопротивлением. Затем необходимо выяснить, что вызвало скачок напряжения. Если предохранители в порядке, воспользуйтесь мультиметром для поиска короткого замыкания, проверки напряжения, качества заземления и целостности электрической цепи.

  • Датчик коленного вала.

В случае поломки датчика коленвала ремонт невозможен, требуется его замена. Иногда проблема в сильном загрязнении контактов. В этом случае их следует тщательно очистить. При повреждении проводки ее можно восстановить путем перепайки и повторной экранировки, при наличии соответствующих умений.

  • Сигнализация.

Что делать, если машина не заводится, а причиной является охранная система? Попробуйте закрыть автомобиль штатным способом и снова открыть. Многие автономные сигнализации оснащены сервисным режимом, алгоритм активации которого описан в инструкции. Обычно необходимо нажать кнопку, расположенную в скрытом месте. После этого система перестает блокировать запуск мотора.

Часто задаваемые вопросы о причинах проблем с запуском машины
Источник: gpointstudio / freepik.com
  • Запас топлива исчерпан.

Вызовите такси и отправляйтесь на АЗС. Либо попросите немного бензина у попутных машин. Если попадется старенький автомобиль, пригодится проверенный метод: шланг, создание вакуума и переливание через воронку в бензобак. Для перекачки горючего из современной машины необходим специальный насос.

  • Замерзло топливо.

Самый надежный способ – переместить автомобиль в теплое помещение. Чем выше температура, тем быстрее топливо оттает. В крайнем случае можно воспользоваться подземной парковкой торгового центра, но лучше всего обратиться в автомойку или автосервис.

Не нашли решение своей
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!

Перезвоним в течение 1 минуты

    Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных
    • Выхлопная система.

    Прежде всего осмотрите выхлопную трубу с фонариком. Если в глушителе есть посторонние предметы, их будет видно. Ткань можно извлечь самостоятельно. Для удаления монтажной пены используйте специальный очиститель, который можно приобрести в строительном магазине.

    Когда скопилось слишком много снега, единственное решение – оставить автомобиль на несколько часов в отапливаемом помещении.

    • АКПП не в положении «Паркинг».

    Это наиболее легко устранимая причина, которую даже сложно назвать проблемой. Просто установите рычаг переключения передач в положение «Паркинг» или «Нейтраль» (обозначения «P» или «N»).

    Часто задаваемые вопросы о причинах проблем с запуском машины

    Почему автомобиль не сразу заводится?

    У машин, работающих на бензине, наиболее распространенной причиной может быть недостаточное давление в топливной магистрали. Также возможно загрязнение регулятора холостого хода или дроссельной заслонки. Если электроника ведет себя необычно при попытке запуска, вероятно, проблема в аккумуляторной батарее. Если при повороте ключа слышны щелчки реле, то неисправность может быть связана со стартером.

    Что делать, если машина не заводится из-за замерзшего масла?

    При минусовых температурах масло может потерять текучесть, особенно если использовано не всесезонное. Замена масла, произведенная давно, приводит к тому, что оно становится густым, как смола, и не справляется со своей функцией.

    Один из способов – прогреть мотор. Для этого можно воспользоваться автономным подогревателем или обычной грелкой с теплой водой. Иногда выручает строительный фен: направьте струю теплого воздуха на масляный поддон. Другой вариант – временно перевезти автомобиль в теплое место, возможно, с помощью эвакуатора. После того как масло оттает, необходимо заменить его на подходящее для зимнего периода.

    Возможен ли отказ запуска двигателя из-за проблем с ремнем ГРМ?

    Безусловно. Причиной может быть обрыв, слабое натяжение или смещение относительно правильного положения. В зависимости от характера неисправности потребуется замена ремня или регулировка его натяжения.

    Почему тугое проворачивание коленвала мешает старту мотора?

    Зачастую виной этому физические дефекты внутренних компонентов двигателя. Для устранения данной неисправности потребуется глубокая проверка и основательный ремонт.

    Мы осветили только наиболее очевидные случаи. Факторов может быть значительно больше. Это и некорректная работа инжекторов, и программные ошибки, и дефекты сенсоров. Однако эти причины трудно обнаружить без специализированной аппаратуры для диагностики. Если вы протестировали все доступные элементы, но мотор по-прежнему отказывается запускаться, единственное правильное решение – обратиться к квалифицированному диагносту в автосервис.

    Источник изображения на шапке: aleksandarlittlewolf / freepik.com

    Вам также может понравиться
    Позвонить
    бесплатно
    В «Счастливые часы»
    СКИДКА
    В «Счастливые часы» СКИДКА
    блогнг
    7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
    Шабанов Олег Вячеславович
    Эксперт в области обслуживания автомобилей

    За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

    Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

    Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня:

    Узнайте, как открыть автосервис
    по франшизе и зарабатывать
    от 750 235 ₽ в месяц
    Вилгуд дарит 100.000 ₽
    на открытие!
    Узнать подробнее Посмотреть отзывы франчайзи