Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 101-05-13
Только до
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽
Только до
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽

Нужен ли сход-развал: задачи и особенности процедуры

03.01.2025
1196
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 05.05.2025
Сохранить статью:
Нужен ли сход-развал: задачи и особенности процедуры

Нужно ли делать сход-развал? Правильно выставленные углы установки колес необходимы для корректной работы подвески, что напрямую влияет на ее долговечность, скорость износа покрышек и безопасность езды.

На что обратить внимание? Сход-развал делают после сезонной замены шин (если они разного размера) или в случае ремонта «ходовки». Также процедура необходима после ДТП или попаданий в ямы, однако перед этим требуется восстановить целостность пострадавших элементов.

Понятие и задачи схода-развала

Для улучшения устойчивости и управляемости своих моделей автопроизводители задают специальные параметры положения колес относительно друг друга и дорожного покрытия. Эти параметры, такие, как развал, схождение и кастор, известны как углы установки колес.

Развал — это угол, под которым колеса наклонены относительно перпендикуляра к поверхности. В случае отрицательного развала колеса расположены как будто «домиком» в то время как при положительном угле верхняя часть колеса отклоняется наружу по отношению к нижней.

Схождение представляет собой сумму углов, образующихся между плоскостью, проведенной через центры колес, и продольной осью автомобиля.

Несмотря на то, что это может показаться сложным для понимания, все довольно просто: если схождение положительное, плоскости вращения колес встречаются спереди автомобиля, как бы сходясь навстречу друг другу. При отрицательном схождении они пересекаются где-то сзади, что называют расхождением.

Кастер (иногда называемый кастором) — это термин, происходящий от английского caster angle (угол наклона), который обозначает угол между вертикальной осью и проекцией оси поворота колеса на продольной плоскости автомобиля. При положительном значении кастера ось поворота колес наклоняется назад относительно движения транспортного средства, а при отрицательном — направлена вперед.

Почему углы установки колес различаются у разных автомобилей?

Рассмотрим подробнее развал. При значениях, близких к нулю, машина демонстрирует максимальную устойчивость при движении по прямой. Но об этом можно говорить, лишь если ходовая часть авто имеет достаточную степень жесткости.

На машинах, выпускавшихся ранее, предпочтительнее был именно положительный развал, или «домик наоборот». Такая регулировка применялась с целью частичной компенсации мягкости амортизаторов и нестабильности углов при нагрузках.

С течением времени конструкторы начали исследовать отрицательные значения развала. Однако они не используют значительные наклоны колес, как это практикуется в автоспорте. Эта тенденция позволила повысить устойчивость автомобиля при поворотах, поскольку колеса не «подламываются» и лучше сцепляются с дорожным покрытием благодаря увеличенной площади контакта.

Таким образом, настройки, близкие к нулевым, теоретически способствуют большей устойчивости, а «минусовой развал» ведет к более агрессивному входу в повороты. Также это может ускорить износ внутренних краев шин. Поэтому как инженеры, так и специалисты по развалу предпочитают устанавливать параметры ближе к нулю.

Понятие и задачи схода-развала
Источник: 24мицар.рф

Кроме того, в зависимости от особенностей конструкции и кинематики подвески, упругости пружин, ширины колес и других важных факторов углы установки колес могут значительно разниться у различных марок авто. К тому же они могут различаться даже в пределах одной модели, в зависимости от типа подвески (обычной или спортивной) и размеров шин.

Зачем нужен сход-развал

Для чего нужен сход-развал в автомобиле? Когда углы установки колес отличаются от заявленных производителем показателей, это приводит к быстрому и неравномерному износу шин. Например, чем меньше значение развала, тем интенсивнее будет стираться внутренний край протектора. При большом значении развала, соответственно, более изношенной выглядит наружная сторона.

Нарушение установленных углов схождения проявляется характерным износом, при котором каждый элемент протектора имеет разную нагрузку, из-за чего профиль протектора напоминает пилу.

Еще одной серьезной проблемой становится то, как автомобиль ведет себя во время движения при отклонениях в углах установки колес.

Например, при наличии значительного положительного схождения маневренность транспортного средства существенно снижается. Автомобиль с трудом входит в поворот, стремясь нарушить пределы допустимой траектории движения.

В свою очередь, отрицательное схождение нередко сопровождается отклонением автомобиля от движения по прямой, дерганьем при изменении скоростного режима. Поэтому водителю приходится постоянно корректировать положение руля. К тому же отрицательный развал влияет на срок службы автомобильных шин.

Когда нужен сход-развал

Как автовладельцу понять, что нужно делать сход-развал:

  • Если во время движения автомобиль тянет в одну из сторон

Причины могут варьироваться: от наклона дорожного покрытия и недостатка воздуха в колесах до необходимости установки новых рулевых тяг или подшипников. Однако чаще всего именно настройка схождения-развала позволяет вернуть машине ход по правильной траектории.

Проверить это можно самостоятельно: на дороге с небольшим потоком машин, например, где-то загородом, выберите участок без поворотов и отпустите руль. Внимательно наблюдайте за поведением вашего автомобиля. При отсутствии неисправностей машина будет двигаться ровно, не пытаясь отклониться или изменить маршрут.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

  • Если колеса находятся в прямом положении, а руль — нет.

Зачастую рулевое колесо незначительно смещено влево или вправо, что связано с ремонтом элементов подвески либо сильным ударом колесом.

  • Если наблюдается неравномерный износ резины на колесе.

Например, внешняя часть колеса может быть более изношена, чем внутренняя. Это позволяет судить о положительных показателях схода и развала. При этом при отрицательных значениях наибольшему износу подвержена внутренняя сторона шины.

Чтобы ненадолго отсрочить замену шин, можно поменять покрышки местами, сохранив лучшую часть протектора. Это поможет решить проблему, но лишь временно. Оптимальным решением будет профессиональная регулировка углов установки колес и сокращение риска возникновения подобных ситуаций в будущем.

Когда нужен сход-развал
Источник: drive2.ru

Как понять, с какой периодичностью нужен сход-развал:

  • Сезонная замена. Рекомендуется проводить развал-схождение при смене шин на зимние или летние. Особенно это важно, если для разных сезонов вы используете колеса с разными характеристиками. Например, летние – 17 дюймов с низкопрофильной резиной, а зимой предпочитаете 19-дюймовый обычный протектор.
  • В зависимости от пробега автомобиля. Регулировку рекомендуется выполнять после каждых 20 тысяч км пробега. Угол установки колес может меняться по причине естественного изменения элементов подвески в ходе эксплуатации.
  • При возникновении необходимости. Например, автомобиль на высокой скорости попал колесом в яму на дорожном полотне. Чаще всего это может сбить настроенные параметры. Если после подобного происшествия транспортное средство уводит в сторону при движении, наблюдается неравномерный износ протекторов или изменяется положение руля, не стоит откладывать регулировку схода-развала.
  • После ремонта или замены элементов ходовой части. Техническое состояние некоторых деталей влияет на параметры углов установки колес. Поэтому после их замены обязательно требуется выполнить регулировку развала-схождения. Так, например, чтобы заменить стойки стабилизатора, бывает необходимо снять подрамник, а это влечет за собой регулировку развала-схождения.

Не стоит забывать, что неоригинальные запчасти могут иметь отличия в геометрии, что также может нарушить настройки, которые не поддаются корректировке.

Порядок настройки схода-развала в сервисе

Для различных моделей и марок автомобилей установлен ряд рекомендованных углов схождения и развала. Однако на некоторых машинах возможна регулировка не всех углов из-за специфических конструктивных особенностей.

Сегодня сервисы и шинные центры применяют высокоточное оборудование для настройки схождения и развала. В качестве примера можно привести 3D-стенд от компании Hunter. Его программное обеспечение включает в себя информацию о рекомендуемых углах установки колес на различные транспортные средства.

В специализированных шинных центрах данное оборудование периодически калибруется с целью достижения высокой точности настройки.

Не нашли решение своей
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!

Перезвоним в течение 1 минуты

    Нажимая на кнопку «Оставить заявку» я даю согласие 
на обработку персональных данных

    Процесс регулировки схождения и развала выглядит следующим образом:

    • Квалифицированный специалист перед началом регулировки оценивает состояние подвески

    Без этого грамотный мастер не начнет выполнять настройку. Если есть неисправности в узлах ходовой части автомобиля, их необходимо устранить, прежде чем заниматься регулировкой углов установки колес.

    • Во время диагностики и настройки автомобиль помещают на специальные поворотные платформы

    На колеса устанавливаются мишени, с которых специальная камера считывает данные и отображает их на экране.

    Зачастую для этих целей применяются мишени на колесных дисках. Но при этом высока вероятность повреждения лакокрасочного покрытия диска.

    В современных системах регулировки углов колес такие мишени фиксируются с помощью специальных адаптеров, которые крепятся непосредственно к шине, что исключает контакт с диском.

    Процесс регулировки развала-схождения для автомобилей марок Mercedes и BMW осуществляется по определенным правилам, установленным производителями авто. Это определяется особенностями конструкций данных автомобилей.

    Например, для различных моделей Mercedes применяется двухступенчатый метод измерения углов с поворотом колес на 20 градусов. Для большинства моделей марки BMW при регулировке углов установки колес применяется дополнительная нагрузка. В данном случае автомобили оснащаются мешками с песком для получения необходимых параметров.

    Порядок настройки схода-развала в сервисе
    Источник: t-cars.ru
    • Квалифицированный специалист выставляет нужные углы схождения-развала и кастора на обеих осях

    С учетом характеристик, заявленных компанией-производителем для определенной модели авто, квалифицированный специалист, используя инструменты, выставляет нужные углы схождения-развала и кастора на обеих осях. А затем сверяется с результатами на мониторе компьютера. В этом процессе важно соблюдать особую точность, достигающую долей градуса.

    Для измерения угла развала машину сначала отгоняют назад, а затем вперед. Для того чтобы отрегулировать углы схождения, рулевое колесо прокручивают вправо и влево. Затем делаются измерения с фиксированным положением руля и тормозных колодок.

    Отклонения от требуемых углов выделены на мониторе красным цветом. После правильной настройки значения будут светиться зеленым.

    • Сведения заносятся в базу данных

    Сведения о последней коррекции углов схождения и развала хранятся в базе данных системы, что значительно облегчает работу механиков и удобно для владельцев автомобилей.

    Можно ли сделать сход-развал самому

    Если вы не готовы тратить деньги на услуги специализированных компаний, но располагаете временем, то настройку углов передних колес можно провести самостоятельно.

    Вот пошаговая инструкция по регулировке развала-схождения:

    • Проверьте состояние элементов рулевого управления и подвески — неисправные детали подлежат замене.
    • Подкачайте все шины до рекомендованного давления.
    • Установите автомобиль на ровной поверхности.
    • С помощью мела нанесите две вертикальные отметки сверху и снизу на внешней стороне покрышек.
    • Приложите шнур с отвесом от крыла машины вдоль меток на колесах.
    • Поочередно измерьте расстояние между отметками и шнуром, ориентируясь на точки, расположенные на ободе колеса.

    Регулировка угла развала необходима, когда в заднеприводных транспортных средствах разница в измерениях составляет более 3 мм. Для переднеприводных моделей авто этот показатель должен быть более 1 мм. На стойке амортизатора расположен регулировочный болт. Найдите его и поверните для корректировки угла. Местоположение и направление вращения болта могут отличаться в различных марках автомобилей.

    Для точной регулировки схождения необходимо установить автомобиль на смотровую яму. Вам потребуется телескопическая линейка. С ее помощью нужно измерить расстояние между неподвижными элементами — внутренними кромками передних колес. Нанесите мелом метки на середину передней и задней части колес.

    Можно ли сделать сход-развал самому
    Источник: pa-irk.ru

    Далее необходимо ориентировать передние колеса в сторону движения. Затем взять телескопическую линейку, спуститься в смотровую яму. Сначала выполните измерение расстояния между внутренними кромками передних колес.

    После этого необходимо повторить процедуру для задних колес. Если расстояние спереди превышает расстояние сзади, следует немного укоротить рулевые тяги. В случае если расстояние сзади больше, длину тяги требуется увеличить.

    Эти рекомендации подходят для разных транспортных средств. Индивидуальные параметры регулировки, как правило, размещены в сервисной книжке любого автомобиля.

    Часто задаваемые вопросы о необходимости делать сход-развал

    Когда нельзя отрегулировать сход-развал?

    Перед процедурой регулировки развала и схождения обязательно проверяется состояние подвески и ходовой части автомобиля. Если обнаружены люфты, то корректная настройка углов будет невозможна. В этом случае потребуется замена изношенных деталей.

    После серьезных аварий, повлекших за собой нарушения в геометрии кузова, прежде чем регулировать развал-схождение, потребуется провести качественный ремонт. Также недопустимо выполнение данной корректировки, если колесные диски значительно деформированы.

    Нужно ли регулировать сход-развал после замены элементов подвески автомобиля?

    Регулировка развала и схождения необходима после замены различных ключевых элементов подвески, которые влияют на ее геометрию, таких как:

    • сайлентблоки;
    • рулевые наконечники;
    • рычаги подвески;
    • шаровые опоры;
    • ШРУС.

    Требуется ли балансировка после регулирования схода-развала?

    Обслуживающие действия, связанные с регулировкой развала и балансировкой, не имеют прямой зависимости. Поэтому нет четких указаний о том, что после проведенной регулировки обязательно требуется выполнять балансировку.

    Опытные автовладельцы, которым не раз приходилось менять покрышки на передних колесах, могут без труда понять, нужно ли регулировать сход-развал. Намного безопаснее предусмотреть это заранее и обратиться в профессиональные сервисы либо выполнить регулировку самому, используя рекомендации из данной статьи.

    Изображение в шапке статьи: drive2.ru

    Вам также может понравиться
    Позвонить
    бесплатно
    Екатерина Баранукова
    менеджер
    🔥Подарок от Вилгуд для случайного посетителя!
    Екатерина Баранукова печатает …
    7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
    Шабанов Олег Вячеславович
    Эксперт в области обслуживания автомобилей

    За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

    Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

    Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: