Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 101-05-13
Только до
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽
Только до
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽

Как сделать сход-развал: на СТО и самостоятельно

06.08.2025
1288
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 06.08.2025
Сохранить статью:
Как сделать сход-развал: на СТО и самостоятельно

Что такое сход-развал? Это процедура регулировки углов установки колес для обеспечения правильного контакта шин с дорогой. Выполняется на специальном стенде с компьютерной диагностикой, где мастер корректирует параметры схождения и развала согласно спецификациям производителя авто.

Стоит ли делать самостоятельно? Без профессионального оборудования и опыта добиться точной настройки невозможно — ошибки приведут к ускоренному износу резины и ухудшению управляемости. Большинству автовладельцев разумнее обратиться в сервис (средняя цена – 1500-3000 рублей).

Что такое сход-развал на машине

Развал-схождение (или сход-развал) – услуга автосервиса по проверке и регулировке расположения колес транспортного средства по отношению к продольной и вертикальной оси.

Настройка таких параметров является важным условием для обеспечения хорошей управляемости и комфортных поездок на автомобиле. Кроме того, понимание того, как сделать сход-развал, необходимо для обеспечения безопасности водителя и пассажиров.

Что такое сход-развал на машине
Источник: i2.wp.com

Сход

Схождение (сход) – угол, под которым плоскость вращения колес расположена по отношению к продольному сечению кузова транспортного средства (ТС). Выделяют такие показатели схода:

  • положительные: плоскости вращения колес пересекаются в передней части авто (развернуты внутрь);
  • отрицательные: плоскости их вращения пересекаются в задней части транспортного средства (обращены наружу);
  • нулевой сход: колеса ТС (передней и задней оси) расположены почти параллельно.

Развал

Данный параметр демонстрирует угол, под которым плоскость вращения колеса расположена по отношению к вертикальной оси. Различают два варианта параметров развала:

  • Положительные: расстояние между верхними точками колес больше, чем между нижними. Часто такие настройки предусмотрены для грузовиков, поскольку под тяжестью развал приближается к нулевому значению.
  • Отрицательные: расстояние между верхними точками колес меньше, чем между нижними. Такие настройки характерны для спорткаров, поскольку в этом случае повышается эффективность прохождения поворотов на повышенной скорости.
  • Нейтральные (нулевые): расстояние между верхними и нижними точками колес почти равное. Такие регулировки считаются оптимальными для легковых моделей ТС, поскольку минимизируют изнашивание покрышек.

Кастор

Параметр демонстрирует угол наклона колес в продольной плоскости по отношению к линии, соединяющей центры их поворота. Различают три вида показателей кастора:

  • отрицательный: наклон оси поворота колеса направлен в переднюю часть;
  • положительный: он же обращен назад;
  • нейтральный: существенные отклонения от линии между центрами колес отсутствуют.

Настройка этого параметра влияет на управляемость ТС и безопасность поездок. Если кастор положительный, то при выполнении поворота показатель развала становится отрицательным. Поэтому колеса после завершения маневра под влиянием массы машины самостоятельно возвращаются в положение для прямолинейного движения.

Учитывая это, многие производители современных ТС предусматривают такую установку кастора в несколько градусов.

Когда нужно делать сход-развал на автомобиле

ТС далеко не всегда ездят по дорогам хорошего качества. Даже на идеальных европейских автобанах ходовая часть авто и колесные покрышки подвергаются высоким нагрузкам.

А на ухабистых отечественных магистралях изнашивание подвески происходит еще быстрее. Резкое маневрирование, резвые старты и торможения отражаются на показателях углов наклона колес. Чтобы устранить негативное влияние указанных факторов необходимо периодически проводить диагностику и регулировка схода-развала.

Производители автомобильных покрышек шин считают, что проводить регулировку развала-схождения нужно при каждом плановом ТО (техническом обслуживании) ТС. Для отечественных моделей рекомендуется посещать автосервис каждые 15–20 тыс. км пробега, а для машин иностранного производства допустимый интервал может составлять до 30 тыс. км.

Следует отметить, что корректную регулировку углов установки колес можно выполнить только с помощью специализированного оборудования. Поэтому доверять такую работу стоит исключительно профессионалам проверенных шинных центров.

Если настройка схода-развала не выполняется длительное время, это может привести к негативным последствиям. В этом случае повышается риск аварийных ситуаций.

При значимом отклонении углов установки колес водителю всё труднее удерживать ТС на прямой траектории, так как снижается площадь контакта шин с дорогой. И даже у новых машин параметры схода-развала не всегда выставлены идеально (автодилеры нередко пренебрегают этой процедурой).

Признаки, указывающие на необходимость регулировки углов установки колес:

  • Машину уводит в сторону при прямолинейном движении и ее приходится постоянно корректировать рулем.
  • Ускоренный износ шин по бокам или характерный визг колес даже на небольшой скорости.
  • Рулевое колесо не возвращается в исходное положение после поворота или имеет разный угол поворота влево и вправо.
  • Снижение курсовой устойчивости при движении на высоких скоростях.
  • Автомобиль «плавает» в колее.
  • Различие в углах разворота.
  • Наблюдается плохой отклик на руле, он вибрирует при езде.

Развал-схождение обязательно нужно делать после ремонта подвески. Особенно, если выполнялась замена шаровых опор, рычагов, стоек, ШРУСов, рулевых тяг, наконечников или пружин (эти детали влияют на углы установки колес). При этом замена шин, амортизаторов или стабилизаторов не требует такой регулировки, поскольку на геометрию подвески она не влияет.

Не стоит доверять специалистам СТО, которые навязывают развал-схождение без оснований.

Нарушение этих настроек может произойти и из-за сильных ударных нагрузок или постоянной езды по разбитым дорогам. Водители, которые предпочитают агрессивный стиль вождения, должны в первую очередь задуматься о визите в автосервис.

Боковой удар, который оставил после себя вмятину на диске, – веский повод ехать в шинный центр. Падение колеса в яму или небольшое ДТП также могут сбить угол и серьезно повлиять на подвеску.

Как делают сход-развал на СТО

Перед проведением проверки и регулировки схода-развала нужно правильно подготовить ТС. Важно убедиться: диски не имеют деформаций, а давление в шинах соответствует установленной норме. Только при этих условиях можно получить точные и надежные результаты настройки.

Как делают сход-развал на СТО
Источник: Tilda.com

Также нужно удостовериться в исправности ходовой части ТС — отсутствии люфтов ступичных подшипников, рулевых механизмов, тяг и наконечников, исправности рычагов и пружин подвески. Иначе регулировать углы установки колёс бесполезно. Помешать их выставить верно может состояние кузова — при деформации после сильной аварии, из-за коррозии силовых элементов.

Кроме того, перед регулировкой необходимо проверить состояние ходовой части. Не должно быть люфтов в ступичных подшипниках, рулевых тягах, наконечниках, рычагах и пружинах подвески. Если эти элементы неисправны, корректно выставить сход-развал не получится.

Важна и геометрия кузова. Серьезные ДТП или коррозия несущих частей могут нарушить заводские параметры, сделав точную настройку невозможной.

Как сделать сход-развал самому? Такая настройка выполняется на специальном стендовом оборудовании, где точно измеряется текущее положение колес. В зависимости от технологии такие агрегаты бывают оптическими, лазерными и компьютерными.

В первом случае используется световой луч, проецируемый на шкалу из оптических трубок, закреплённых на колесах. Более точную и быструю диагностику обеспечивают лазерные стенды. В них используются узконаправленные лучи.

Более точными являются компьютерные стенды. Здесь углы установки колес измеряются с помощью датчиков, передающих данные напрямую в систему. В зависимости от типа сенсоров и способа их подключения такие стенды могут отличаться между собой, но принцип работы схож.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Компьютер сравнивает полученные значения с эталонными параметрами, заложенными в память для конкретной модели ТС, и отображает отклонения. Затем в реальном времени подсказывает мастеру, как именно нужно отрегулировать углы, чтобы привести их в норму.

Компьютерные стенды различаются по типу датчиков и способу передачи данных. Кордовые используют проводные приборы, закрепляемые на колёсах. ИК-стенды работают с инфракрасными излучателями, а радиоканальныепередают данные по беспроводному радиосигналу, что делает их более удобными в использовании.

Наивысшую точность обеспечивают самые современные и дорогие 3D-стенды. Они используют камеры и фотоэлементы для создания 3-мерной модели ТС, считывая данные с контрастных «мишеней», закреплённых на колёсах. Такой метод позволяет максимально точно определить и откорректировать углы установки.

3 способа сделать сход-развал самостоятельно

Известно минимум три доступных способа, как правильно сделать сход-развал. Они помогут владельцам ТС сэкономить на визите в автосервис.

Способ № 1

3 способа сделать сход-развал самостоятельно - Способ № 1
Источник: a.d-cd.net

Этот способ поможет автовладельцам самостоятельно выполнить сход-развал после ремонта подвески. Для начала потребуется изготовить простой измерительный инструмент:

  1. Возьмите металлическую трубу длиной около 1,5 метра. С одного конца сделайте вырез по форме кромки колесного диска. На другом закрепите фиксатор: просверлите отверстие, приварите гайку и вкрутите в неё подходящий болт.
  2. Подберите стальной штырь, который свободно скользит внутри трубы.
  3. Немного изогните конструкцию, чтобы она могла обходить подрамник автомобиля и не мешала замеру.

Сама процедура регулировки схода-развала выполняется по следующему алгоритму:

  1. Заезжаем на смотровую яму или ставим ТС на эстакаду.
  2. Берем самодельный измерительный инструмент и упираем прорезь на одном конце в середину задней стороны обода одного из передних колес.
  3. Выдвигаем штырь до лёгкого касания аналогичной точки на диске второго колеса.
  4. Фиксируем положение штыря с помощью болта-зажима.
  5. Переходим к передней части колес и повторяем замер между теми же точками на дисках.
Не нашли решение своей
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!

Перезвоним в течение 1 минуты

    Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных

    Когда при втором измерении штырь снова лишь слегка касается кромки диска, угол схождения считается нулевым. Дополнительная настройка не требуется. Если же есть зазор или, наоборот, инструмент слишком сильно упирается, необходимо провести регулировку — особенно с той стороны, где производился ремонт подвески:

    1. Ослабляем контргайку на рулевой тяге.
    2. Выкручиваем тягу из наконечника на один оборот.
    3. Проворачиваем руль несколько раз в обе стороны для снятия напряжения.
    4. Повторяем замер между передними точками дисков по прежней схеме.
    5. Продолжаем настройку до тех пор, пока штырь не будет легко касаться обоих колёс. Это будет означать правильное схождение.

    Важно! В процессе регулировки следите, чтобы не повредить и не открутить пыльник. Это может привести к загрязнению и быстрому износу шарнира.

    Метод особенно удобен, если подвеска ремонтировалась только с одной стороны. Но при замене деталей с обеих действовать нужно следующим образом:

    1. Ослабляем контргайку с одной стороны и выкручиваем рейку из наконечника на один оборот.
    2. Затем переходим на вторую сторону. Делаем то же самое: ослабляем контргайку, но закручиваем рейку в наконечник на один оборот.
    3. Выполняем повторный замер между серединой дисков спереди и сзади, чтобы проверить угол схождения.

    Важно! При настройке рейки выкручивают и закручивают с двух сторон на одинаковое число оборотов, но в противоположных направлениях. Это сохраняет центр рулевого управления и баланс подвески.

    Так можно добиться нулевого угла схождения. Точная длительность процедуры зависит от ситуации, но после завершения обязательно нужно проверить прямолинейность рулевого колеса:

    1. Выезжаем на ровную трассу.
    2. Находим прямой участок и следим, ровно ли стоит руль при движении.

    Если рулевое колесо остается в нейтральном положении и не уводит в сторону, значит настройка завершена успешно. В противном случае потребуется дополнительная корректировка углов.

    Пример: руль смещен на четверть оборота вправо, нужно заехать на яму или эстакаду, ослабить обе контргайки, затем закрутить рулевую тягу правого колеса на один оборот, выкрутить левую на тот же оборот. При смещении влево действия аналогичны, но в обратной последовательности: сначала закручивается левая тяга, затем ослабляется и выкручивается правая.

    Завершающий этап — надежная фиксация всех элементов подвески с помощью контргаек. После этого необходимо снова выехать на ровный прямой участок дороги и проверить, остается ли руль в нейтральном положении при движении прямо.

    Способ № 2

    Метод сделать сход-развал по нитке — это усовершенствованный вариант предыдущего способа. Принцип регулировки тот же, но перед началом потребуется выполнить несколько дополнительных подготовительных шагов:

    Сначала поворачиваем руль от одного крайнего положения до другого, считая число полных оборотов. Делим это значение пополам и возвращаем руль в среднее положение — так он будет стоять строго по центру. Затем натягиваем нить или прикладываем рейку вдоль кузова — она должна касаться боков задних и передних колёс, чтобы определить отклонение.

    3 способа сделать сход-развал самостоятельно - Способ № 2
    Источник: a.d-cd.net

    Далее регулируем схождение по описанному методу, добиваясь разницы между колёсами на одной оси в пределах 0–2 мм. У переднеприводных ТС допустимо только положительное схождение, у заднеприводных — отрицательное.

    Способ № 3

    Понадобятся ровная площадка, рулетка и длинный прямоугольный металлический профиль — чем он длиннее, тем точнее будет результат.

    Порядок действий при этом способе следующий:

    1. Загоняем машину на ровную площадку, руль фиксируем в среднем положении.
    2. Прикладываем профиль сначала к задней, затем к передней части переднего колеса так, чтобы он проходил через центр диска, а второй конец касался пола.
    3. Отмечаем точки касания на земле.
    4. Повторяем те же действия со вторым передним колесом.
    5. Измеряем расстояния между передними и задними метками с помощью рулетки — разница покажет угол схождения.
    6. Сверяем результат с нормами в инструкции по эксплуатации. При необходимости регулируем тяги, закручивая или выкручивая рулевые рейки.

    Все представленные методы настройки схода-развала достаточно просты. Даже новичок сможет при первых признаках отклонения параметров самостоятельно проверить и отрегулировать углы установки колес. Это избавит от лишних трат и зависимости от СТО.

    Часто задаваемые вопросы о регулировке схода-развала

    Что будет, если неправильно сделать сход-развал?

    Неверные настройки схода-развала на авто могут привести к серьезным проблемам. Ниже приведены основные последствия:

    • Колесные покрышки будут изнашиваться неравномерно и гораздо быстрее. Если показатели развала отрицательные, резина будет «съедаться» по внутренней части протектора, а при положительных значениях – по внешней. Неправильная регулировка углов схождения также специфически отражается на износе шин.
    • Автомобиль теряет управляемость. Если показатели схождения положительные, машина тяжело входит в повороты, а при отрицательных значениях ее уводит в сторону.
    • Увеличивается нагрузка на механизмы торможения и рулевого управления, поэтому сокращается их срок службы.
    • В результате повышения сопротивления качению повышается расход топлива.
    • Нестабильное поведение авто на трассе увеличивает риск попасть в аварию.

    Почему на разных машинах углы установки колес разные?

    Это связано с особенностями подвески конкретного ТС. Так, на жесткой при установке угла развала приближенно к нулевому значению, машина будет двигаться стабильно и ровно. На старых авто данный показатель находится в зоне положительных значений, это позволяет компенсировать работу мягких амортизаторов и нестабильность углов при увеличении нагрузок.

    Производители современных ТС предусматривают отрицательные параметры угла развала. Такое решение повышает устойчивость машины при совершении поворотов (увеличивается пятно контакта покрышек с асфальтом, и они эффективнее цепляются за дорогу).

    Углы развала на современных автомобилях зависят от кинематики и конструкционных особенностей ходовой части, ширины колеи и ряда других условий. Даже у одинаковых моделей ТС этот показатель может отличаться для разных типоразмеров шин или конструкций подвески.

    Когда сход-развал делать бесполезно?

    Даже квалифицированный мастер схода-развала не сможет сделать правильную регулировку, если протектор покрышек существенно и неравномерно изношен, подвеска ТС нуждается в ремонте (в ходовой части есть существенные люфты и отдельные ее детали нуждаются в замене). Или если в результате деформации кузова нарушена его геометрия.

    В таких ситуациях нужно вначале устранить выявленные дефекты (заменить шины, отремонтировать подвеску и т. д.).

    Учитывая такие факторы, перед тем как сделать сход-развал на машине, рекомендуется провести диагностику подвески и состояния кузова. Все выявленные неисправности нужно устранить.

    Имеют место и ситуации, когда после того как специалисту удалось сделать сход-развал на машине, ее все равно тянет в сторону при движении по ровной дороге. Решением проблемы может быть перестановка колес местами.

    Иногда поможет только замена «подозрительной» пары шин. Дело в том, что неоднородность слоев брекера или деформация каркаса колесной покрышки способны сделать ее «кривой».

    Изображение в шапке статьи: senivpetro / freepik.com

    Вам также может понравиться
    Позвонить
    бесплатно
    Екатерина Баранукова
    менеджер
    🔥Подарок от Вилгуд для случайного посетителя!
    Екатерина Баранукова печатает …
    7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
    Шабанов Олег Вячеславович
    Эксперт в области обслуживания автомобилей

    За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

    Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

    Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня:

    Узнайте, как открыть автосервис
    по франшизе и зарабатывать
    от 750 235 ₽ в месяц
    Вилгуд дарит 100.000 ₽
    на открытие!
    Узнать подробнее Посмотреть отзывы франчайзи