- Принцип работы подушки безопасности
- Где находятся подушки безопасности
- Когда необходима диагностика подушки безопасности
- Проверка датчика удара
- Проверка тестером
- Проверка мультиметром
- Как понять, что подушки безопасности уже срабатывали
- Часто задаваемые вопросы о проверке подушки безопасности
- Каким должно быть сопротивление пиропатрона подушки безопасности автомобиля?
- Когда не происходит срабатывание подушки безопасности?
- Возможен ли износ подушки безопасности?
Как проверить подушку безопасности? Один из способов — посмотреть на все индикаторные лампочки, включив зажигание в положение «старт». Обычно подушки безопасности работают нормально, если их индикаторы загораются на мгновение и гаснут.
Что учесть? Рекомендуется проводить проверку подушки безопасности не реже раза в два года. Кроме того, необходимо проверять ее состояние после любого серьезного удара или аварии, а также при покупке поддержанного авто.
Принцип работы подушки безопасности
Airbag (подушка безопасности) – это важный компонент системы безопасности автомобиля. Этот элемент обеспечивает защиту водителя и пассажиров от травмирования при столкновениях транспортных средств. Чтобы разобраться, как проверить подушку безопасности, рассмотрим особенности ее работы.

Активация. В момент столкновения авто, специальные анализаторы реагируют на внезапное изменение скоростного режима и информирую об этом ЭБУ. Электроника обрабатывает полученную информацию и дает команду на срабатывание одной или нескольких подушек.
Надув airbag. Это устройство имеет вид надувной емкости. Как правило, его изготавливают из нейлона. После активации системы в airbag подается воздух. Airbag надувается мгновенно. В результате между твердыми элементами салона авто (рулевое колесо, приборная панель или дверные карты), а также между водителем или пассажиром появляется защитный барьер.
Поглощение ударного воздействия. Ключевая функция подушки состоит в поглощении удара. В случае столкновения авто с препятствием airbag распределяет ударное воздействие на более широкую площадь контакта. Это снижает риск серьезного травмирования людей. Airbag, надуваясь, смягчает удар, который приходится на водителя или пассажира.
Пассивные системы безопасности. В настоящее время практически все модели авто комплектуются несколькими подушками (фронтальные, боковые и шторки).
Фронтальный airbag активируется, если удар приходится в переднюю часть машины. Соответственно, при боковых столкновениях срабатывают подушки, расположенные по бокам салона. Защиту от ударов сверху обеспечивают шторки.
Работа SRS. В состав supplemental restraint system входят пристегивающие устройства, подушки безопасности, а также ряд других устройств, снижающих риск травмирования при ДТП. SRS интегрирована с другими системами авто. В результате создается сложный комплекс, который спроектирован, чтобы защитить людей, находящихся в салоне машины.
Выясняя, как проверить подушку безопасности в автомобиле, важно понимать сам процесс активации airbag при ДТП. При столкновении машины все происходит мгновенно. Активацию airbag инициируют сенсоры, контролирующие изменения скорости и ускорений транспортного средства.

Если данные с датчиков указывают на неизбежность столкновения, блок управления SRS запускает пиропатрон (взрывное устройство), что приводит к наполнению баллона подушки газом. В надутом состоянии она поглощает удар, минимизируя травмирование людей в салоне авто.
Где находятся подушки безопасности
Перед тем как проверить подушки безопасности в машине, полезно будет определить их местонахождение. Автомобили разного класса в различных комплектациях могут иметь следующие виды такого оборудования:
- фронтальные подушки (находятся в рулевом колесе или на торпедо);
- боковые (размещаются в спинках кресел или дверных картах);
- коленные (устанавливаются под рулевым колесом и перчаточным ящиком);
- шторки, защищающие голову (находятся под потолочной обивкой между стойками кузова);
- центральные (устанавливаются в подлокотниках автокресел).
В топовых комплектациях автомобили могут оснащаться всеми указанными выше подушками безопасности или большинством из них. В бюджетных моделях чаще всего присутствуют только две передние airbag.

В местах установки на заглушках подушек безопасности автопроизводители наносят надпись SRS либо airbag.
Когда необходима диагностика подушки безопасности
От аварии на дороге никто не застрахован, поэтому от исправности SRS зависит жизнь и здоровье людей. В этом разделе мы расскажем, как, когда и почему важно проверить подушку безопасности пассажира и водителя:
- Подозрение о возможной активации airbag: если в момент аварии произошло срабатывание одной или нескольких подушек, нужно обязательно диагностировать состояние SRS и заменить сработавшие airbags. Возможны случаи, когда в местах их установки нет заметных повреждений. Тем не менее нужно проверить все подушки и заменить те, которые были активированы, так как они являются одноразовыми.
- Наличие заметных повреждений: при существенных деформациях передней части кузова или дверных конструкций авто может произойти нарушение целостности подушек несмотря на то, что они не были активированы.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
- Сильный удар: airbags могут получить существенные повреждения в результате аварии. В связи с этим нужно проверить их состояние.
- Замена элементов кузова: установка нового бампера, капота, дверей и других деталей, поврежденных после аварии, иногда сопровождается нарушением функциональности подушек, поэтому их нужно проверить после такого ремонта.
- Длительный срок службы: причиной неисправности SRS, помимо ДТП, бывает и износ в результате длительной эксплуатации. Специалисты рекомендуют проверять их состояние раз в несколько лет.
Проверка состояния airbag как средства, обеспечивающего защиту людей в салоне авто, должна проводиться с определенной периодичностью, даже если подушки и не были активированы. Надежная работа SRS позволят избежать травм и даже спасти жизнь при ДТП.
Проверка датчика удара
Один из вариантов, как проверить подушку безопасности водителя и пассажира, предполагает наблюдение за индикатором на панели приборов, который отвечает за SRS.
С учетом особенностей его срабатывания можно сделать вывод об исправности системы, контролирующей работу подушек. Чтобы диагностировать состояние airbag, нужно провернуть ключ в замке зажигания и посмотреть на индикаторы приборного щитка:
- если индикатор с символом, обозначающим подушку безопасности, светится после того, как остальные погасли, есть вероятность, что датчик удара вышел из строя;
- в случае, когда данный индикатор вообще не загорается, велика вероятность того, что он был принудительно деактивирован предыдущим владельцем авто, чтобы скрыть неисправность SRS.

Современные «кулибины» умеют вносить корректировки в настройки электронных систем автомобилей. В связи с этим даже в случае, когда индикатор airbag ведет себя как положено, нельзя быть полностью уверенным в надежности SRS.
Проверка тестером
В данном случае для диагностики SRS применяется тестер. Это простое устройство часто используется электриками для измерения напряжения и сопротивления тока. Как проверить подушку безопасности тестером?
- Первым делом, чтобы обесточить бортовой компьютер, необходимо снять клеммы с АКБ.
- Для полного отключения ЭБУ нужно подождать 5–10 минут (время саморазряда конденсаторов).
- Снимаем декоративный молдинг подушки безопасности.
- Тестер необходимо перевести в режим измерения сопротивления.
- Измеряем показатель сопротивления на пиропатроне.
Если полученный результат отличается от нормального значения в рамках 2–3 Ом, значит, имела место активация взрывателя, после чего вместо штатного airbag установили муляж.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
В решении проверить подушку безопасности тестером есть один недостаток. Злоумышленники, зная о таком методе диагностики, устанавливают муляжи, укомплектованные специальными резисторами, имитирующими рабочий пиропатрон.
Проверка мультиметром
Как проверить подушку безопасности в руле мультиметром? Здесь так же все сводится к замеру сопротивления пиропатрона. Стоит учесть, что в разных моделях этот показатель будет уникальным. Найти данные для конкретного автомобиля можно в документации автопроизводителя. Чаще всего сопротивление пиропатрона подушки безопасности составляет 2–3 Ома.
Приведем алгоритм, как проверить подушку безопасности с помощью диагностического сканера:
- Определяем места установки подушек.
- Мультиметр следует подключить к сервисному разъему бортового компьютера (как правило, он находится в месте с затрудненным доступом: в зоне центральной консоли или бардачка).
- Поэтапно необходимо измерить показатели для всех систем авто. ЭБУ регистрирует все подключаемые устройства, в том числе и на нештатные их срабатывания.
- Анализируем внесение изменений в устройство: система предоставляет информацию по датам, времени и версиям прошивок.

Безусловно, для расшифровки показаний диагностического сканера потребуется специальная программа. В связи с этим проверка подушки безопасности таким способом должна осуществляться в сервисном центре.
Перед тем, как записаться в СТО, стоит убедиться в наличии подушек (или их муляжей). Такая диагностика в автосервисе часто производится уже при начальном осмотре транспортного средства.
Как понять, что подушки безопасности уже срабатывали
Как проверить боковые и фронтальные подушки безопасности на срабатывание? Для этого следует внимательно изучить интерьер транспортного средства на наличие следующих признаков:
- неточное соответствие цвета заглушек и обивки салона авто;
- присутствие следов, указывающих на ремонт обивки, в местах расположения подушек;
- наличие вмятин, сколов, сильных царапин и потертостей на заглушках подушек безопасности;
- неоригинальная маркировка лобового стекла.
Перед тем, как проверить подушку безопасности на работоспособность, следует изучить состояние ее заглушки. Наличие видимых дефектов может указывать на срабатывание SRS. Затем, после демонтажа заглушек, нужно оценить состояние защитного устройства. Подозрения должны возникнуть, если на пиропатроне или оболочке подушки присутствуют повреждения.
Часто задаваемые вопросы о проверке подушки безопасности
Каким должно быть сопротивление пиропатрона подушки безопасности автомобиля?
Точные данные по этому параметру можно найти в технической документации на конкретную модель или уточнить у специалистов автосервиса (опытные мастера точно скажут, присутствует ли airbag на вашем авто). В среднем сопротивление для рабочей SRS составляет 2,7–4,5 Ом.
Когда не происходит срабатывание подушки безопасности?
Airbag не активируется при ударе в заднюю часть автомобиля. Сзади идущая машина при внезапном торможении резко опускается и может «подныривать» под авто, которое находится спереди, если у того достаточный дорожный просвет.
Возможен ли износ подушки безопасности?
Для серийных моделей авто такая ситуация практически исключена. Для этого сами подушки крепятся специальным образом, чтобы они всегда оставались неподвижными. Износ и старение присущи лишь пиропатронам. Из-за этого автопроизводители, как правило, указывают регламент замены подушек безопасности.
Уточнить периодичность обслуживания SRS можно у автодилера (если таких данных нет, следует производить замену подушек каждые 15 лет).
Отметим еще раз, что надежная подушка безопасности в исправном состоянии является важным элементом вашей защиты в случае аварийных ситуаций на трассе. Не забывайте о регулярной диагностике SRS.
Изображение в шапке статьи: Rahul Pugazhendi / unsplash.com