- Основные приемы холодного запуска машины
- Важность моторного масла при холодном запуске машины
- Нужно ли прогревать автомобиль после холодного запуска
- Часто задаваемые вопросы о холодном запуске машины
- Как произвести холодный запуск машины, если свечи залило топливом?
- Когда стоит прогревать машину после холодного запуска?
- Нужно ли прогревать дизельный двигатель после холодного запуска?
О чем речь? Холодный запуск машины зачастую сопряжен с различными сложностями. При сильных морозах может отказать аккумулятор, либо «мозги» автомобиля не смогут выбрать правильный режим старта и прогрева. С карбюраторными моторами все еще намного «веселее».
Как правильно? Итак, на улице -25 °C, ехать не хочется, но нужно. Не стоит торопиться после первого поворота ключа заводить машину. Сначала нужно взбодрить аккумулятор, запустив любой мощный потребитель на несколько секунд, например, фары, и дать топливу прокачаться через систему. Есть и другие важные нюансы холодного пуска.
Основные приемы холодного запуска машины
В зимний период перед запуском неразогретого двигателя желательно выполнить некоторые предварительные действия. Это поможет быстрее завести холодную машину.

Ниже перечислим последовательность операций для запуска мотора зимой. Их следует выполнять именно в указанном порядке.
- Активация стояночного тормоза в автомобиле.
- Выключение всех приборов и систем, потребляющих электрическую энергию. Сюда относят обогрев сидений, освещение, автомагнитолу и т. д.
- Запуск одного потребителя энергии на некоторое время. К примеру, можно включить фары головного света на 3–5 секунд. Таким образом активизируется аккумуляторная батарея для более легкого старта холодного мотора.
Дальнейшие действия выполняются в зависимости от типа двигателя.
Карбюраторные ДВС
- Если двигатель оборудован механическим топливным насосом, желательно вручную подкачать топливо с помощью соответствующего рычага, расположенного на бензонасосе. Как правило, достаточно произвести 5–8 нажатий. Ориентироваться можно по возрастанию усилия, необходимого для подкачки.
- Далее нужно вытянуть ручку подсоса, закрыв таким образом воздушную заслонку карбюратора. Перекрытием доступа воздуха в первую карбюраторную камеру достигается обогащение топливовоздушной смеси, и, соответственно, облегчается запуск двигателя на холодную.
Прочие ДВС с различными типами КПП
- Если двигатель работает по принципу впрыска топлива, необходимо включить зажигание без попытки запустить двигатель. Это приведет к запуску бензонасоса и к нагнетанию нужного давления в топливной сети. Обычно достаточно одного оборота стартера, чтобы насос активизировался и начал работать согласно алгоритму. Некоторые системы позволяют запустить электронасос, лишь на мгновение переведя ключ зажигания во второе положение. При этом должно быть слышно характерное жужжание. Стартер же останется неподвижным.
- В машине с АКПП следует прежде переключить коробку в положение P и нажать на педаль тормоза. В автомобиле с «механикой» нужно перевести рычаг на нейтраль, нажав на педаль сцепления и удерживая ее в таком состоянии. Эта мера снизит сопротивление при запуске мотора на холодную.
- Затем необходимо включить зажигание, подождать несколько секунд и запустить стартер. Двигатель должен также завестись. Пауза перед пуском стартера требуется, чтобы полностью загрузилась программа бортового компьютера. Она автоматически активирует режим холодного пуска.
- Стартер нужно вращать не дольше 15 секунд подряд. Если двигатель в это время не заводится, повторную попытку следует сделать спустя 20–30 секунд. В большинстве случаев мотор запускается и затем стабильно работает уже на этом этапе.
- Если машина глохнет после запуска холодного двигателя, необходимо выполнить повторный запуск с нажатой наполовину педалью акселератора.
- Если и после этого не получается обеспечить стабильную работу ДВС, нужно повторить попытку. Но при этом педаль акселератора выжимается до упора и удерживается в таком положении, пока крутится стартер. Данная мера помогает полностью освободить впускной коллектор и цилиндры от остатков топлива.
- Следующая попытка запуска холодного мотора производится без нажатия на педаль газа. Наконец, продув все цилиндры, нужно попробовать запустить двигатель с частично выжатым акселератором.
Сразу после холодного запуска мотор работает при 2000–2500 оборотах в минуту, которые постепенно снижаются по мере прогрева. Если двигатель завелся, нужно сразу же отпустить педаль акселератора. Это необходимо сделать, чтобы обороты не начали резко расти.
В автомобиле с МКПП педаль сцепления отпускается только после выхода двигателя на устойчивый режим работы, а в морозную погоду желательно подержать ногу на педали еще некоторое время. Тем самым обеспечиваются условия для более полноценного прогрева ДВС. В противном случае недостаточно прогретая коробка будет оказывать значительно сопротивление работе двигателя вплоть до полной его остановки.
Карбюраторные ДВС должны прогреваться параллельно с регулировкой (снижением) оборотов с помощью привода дроссельной заслонки. Инжекторные двигатели выполняют эту задачу самостоятельно на программном уровне.
Обычно перечисленных здесь способов достаточно, чтобы мотор запустился даже в сильный мороз. Вязкость масла также влияет на этот процесс. Если даже эти приемы не помогают, скорее всего, имеет место неисправность в двигателе, требующая устранения. По возможности необходимо прибегнуть к дополнительным мерам, описанным ниже в этой статье, или же дождаться потепления на несколько градусов.
При наличии времени последний вариант чаще всего срабатывает без особых манипуляций с мотором.
Важность моторного масла при холодном запуске машины
Моторное масло следует выбирать строго по сезону. Некоторые автовладельцы совершают грубую ошибку, в течение года пользуясь одним и тем же сортом без сезонной замены. Вне зависимости от погодных условий в двигатель можно заливать низкотемпературную жидкость 0W, 5W или 10W.
Доподлинно известно, что уровень вязкости масла по SAE привязан к температурам ниже нуля. В настоящее время все чаще используются и вовсе маловязкие сорта (0W-20, 5W-30).

По данной маркировке всегда можно выяснить температурный предел. Так, моторное масло 10W обеспечит надежную работу до температуры -25 градусов Цельсия. А вот в условиях более сильных морозов такой гарантии уже нет. Между тем в нашей стране температура зимой может опускаться ниже и держаться в течение нескольких дней или даже недель.
С другой стороны, некоторые производители масла на практике не всегда гарантируют точное соблюдение технологии для достижения заявленных характеристик. То же самое относится и к топливу. Может произойти ситуация, когда некачественный бензин в условиях сильных морозов буквально превращает смазку в солидол. И это вовсе не теоретические рассуждения — такие прецеденты уже бывали 10–15 лет назад.
Компания Shell даже инициировала расследование, по итогам которого всем автовладельцам было рекомендовано в зимнее время пользоваться только маслом с индексом 0W. Даже при некачественном топливе оно будет приемлемо прокачиваться по системе.
В нынешних российских реалиях каждый автовладелец может столкнуться с покупкой суррогата, хотя от региона к региону актуальность проблемы меняется. Отдельные официальные дистрибьюторы моторных масел и вовсе исключают подобные ситуации. Это подтверждают и их постоянные клиенты, своевременно меняющие масло в своих автомобилях.
Тем не менее вероятность приобрести откровенную подделку существует, особенно в небольших населенных пунктах. Таким образом, далеко не всегда достаточно купить специальную низкотемпературную марку масла у первого попавшегося продавца, чтобы вязкость этого масла соответствовала условиям эксплуатации.
Нужно ли прогревать автомобиль после холодного запуска
Холодным называется запуск двигателя, еще не достигшего своей рабочей температуры. Этот процесс актуален прежде всего для регионов с преобладанием низких температур. Жители указанных территорий справедливо задаются вопросом о предварительном прогреве двигателя перед началом движения. Ниже рассмотрим более подробно эту проблему.
В прежние времена, когда большая часть автомобилей оснащалась карбюраторными двигателями, задача доведения мотора до рабочей температуры в основном решалась путем работы этого двигателя на холостом ходу. Достаточно частой была ситуация, когда машина глохнет при холодном запуске и отказывается заводиться.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Подача топлива в двигатель практически везде осуществлялась вручную. Для регулировки использовалась заслонка, ограничивающая приток воздуха для обогащения топливной смеси в условиях низких температур. Это способствует более легкому воспламенению топлива даже в холодном двигателе.
Современные инжекторные ДВС снабжены специальными датчиками, с помощью которых автоматически создается оптимальный состав топливовоздушной смеси в зависимости от окружающей температуры.

Также раньше холодным двигателям приходилось тратить больше времени на испарение бензина. В итоге переизбыток топлива все-таки поступал в камеру сгорания и затем в цилиндры, смывая с их стенок смазку. Движущиеся элементы лишались защиты от трения, на их поверхностях образовывались задиры.
Такие повреждения для автовладельцев были весьма серьезной проблемой. Для современных ДВС она, как правило, уже неактуальна.
Тем не менее по-прежнему возникает вопрос: если дергается машина при холодном запуске, нужно ли ее подольше прогревать? Автопроизводители утверждают, что дополнительное время для прогрева не требуется. Как правило, водителям хватает 20–30 секунд, чтобы после запуска двигателя проверить зеркала и пристегнуться. После этого уже можно ехать.
Тем не менее в условиях сильных морозов все же рекомендуется в течение нескольких минут не совершать резких ускорений и торможений в процессе движения. Некоторые водители по привычке перед этим еще тратят 7–8 минут на прогрев, хотя для современных моделей авто в этом необходимости нет. Напротив, данная мера даст лишь негативный результат. Ниже разберемся, почему.
Допустим, машина дымит на холодную при запуске. Двигатель при этом продолжает работать на холостом ходу, тратя топливо и взаимодействуя с электронными системами автомобиля.
Однако в условиях работы при неоптимальной температуре мотор не полностью сжигает топливовоздушную смесь. В выхлопной системе образуется нагар, повышается расход топлива, ускоряется износ элементов двигателя. Проводимые испытания показали, что прогрев машины в течение 10 минут провоцирует выброс в атмосферу избыточного объема углекислого газа.
Помимо этого, водители тратят на 19 % топлива больше, чем в нормальных условиях. Вред для окружающей среди также значителен. По информации Министерства энергетики США, автомобили, долгое время работающие на холостом ходу, выбрасывают каждый год в атмосферу 30 млн т углекислого газа, потребляя при этом несколько миллиардов литров топлива.
Часто задаваемые вопросы о холодном запуске машины
Как произвести холодный запуск машины, если свечи залило топливом?
Неудачные попытки завести двигатель в холодную погоду приводят к тому, что в камеру сгорания поступает слишком много топлива. Свечи при этом заливаются и перестают выполнять свою функцию. В результате их приходится выкручивать и очищать от остатков топлива различными способами.
Если доступ к свечам зажигания затруднен (как это часто бывает у моделей с инжекторными ДВС), лучше прибегнуть к более простому варианту решения проблемы. Для начала отключаются разъемы управления форсунками, тем самым прерывается подача топлива. Далее нужно в течение 12–15 секунд вращать стартер с целью принудительной вентиляции цилиндров. Это даст возможность высушить электроды свечей.
На карбюраторном двигателе следует полностью открыть воздушную заслонку путем утапливания соответствующего рычага и также прокрутить стартер.
Когда стоит прогревать машину после холодного запуска?
Хотя длительный прогрев двигателя в современном автомобиле необязателен, есть несколько других причин, по которым стоит некоторое время подержать машину с заведенным двигателем на холостом ходу. В частности, это имеет смысл, когда обледенели стекла, и нужно срочно их отогреть. Но слишком долгая работа мотора вхолостую, как мы выяснили, скорее вредна, чем полезна.
Особенно этого следует избегать в закрытом помещении. Сразу после того как стекла освободились ото льда, нужно начинать движение, в ходе которого машина сама прогреется.
Нужно ли прогревать дизельный двигатель после холодного запуска?
У современных дизельных силовых агрегатов имеются встроенные датчики, которые позволяют не прогревать холодные двигатели вхолостую.
Более того, длительный прогрев такого агрегата на холостом ходу приводит к стремительному засорению сажевых фильтров. Внутри впускных коллекторов также скапливается значительное количество сажи. Поэтому, прогревая дизель после холодного запуска, водитель лишь столкнется с дополнительными проблемами.
Практически каждый автовладелец задается проблемой запуска двигателя при температурах ниже -20 градусов Цельсия. Возникают вопросы относительно того, как лучше поступать в такой ситуации.
В данной статье мы попытались ответить на многие из них (например, почему машина глохнет на холодную при запуске). От водителя требуется четко соблюдать порядок действий, чтобы его автомобиль быстро заводился в самую холодную погоду.
Изображение в шапке статьи: Erik Mclean / unsplash.com