- Функции раздаточной коробки
- Конструкция раздаточной коробки
- Принцип работы раздаточной коробки
- Типы раздаточных коробок
- По виду привода
- С учетом расположения валов
- По числу передач
- По особенностям блокировки
- Режимы управления раздаточной коробкой
- Возможные проблемы с раздаточной коробкой
- Периодичность обслуживания раздаточной коробки
- Часто задаваемые вопросы о раздатке
- Какие поломки в этом узле встречаются чаще всего?
- Что в принципе называют «раздаткой»?
- Какие плюсы обеспечивает использование раздатки?
- Как работает раздатка в машине?
Что такое раздатка? Это сокращение от термина «раздаточная коробка», обозначающее элемент трансмиссии, который помогает при эксплуатации мощных автомобилей в условиях бездорожья. У нее несколько функций, но основная — распределение крутящего момента между передним и задним мостами.
На что обратить внимание? Существует несколько видов раздаточных коробок. Их делят на категории в зависимости от особенностей конструкции. Те или иные варианты предполагают разное количество передач, разные типы приводов и расположение валов ведущих мостов, а также особенности блокировки межосевого дифференциала.
Функции раздаточной коробки
Что это такое? Раздатка (раздаточная коробка передач) — важный механизм, который устанавливается на внедорожниках и отдельных моделях грузовиков.
Основная задача такого агрегата состоит в распределении мощности между ведущим (который можно отключать с его помощью) и неосновным мостами транспортного средства.

Что такое раздатка с точки зрения выполняемых функций? Этот агрегат обеспечивает:
- Передачу крутящего момента от коробки переключения передач (КПП) к ведущему валу раздатки.
- Возможность выбора между двумя режимами движения: по бездорожью и по дороге с твердым покрытием.
- Распределение крутящего момента между ведущими осями транспортного средства.
Выбор требуемого режима работы раздаточной коробки осуществляется путем переключения механизма управления. В автомобилях с мощными моторами за счет полного привода обеспечивается увеличение зацепа и эффективность набора скорости.
Конструкция раздаточной коробки
Она представляет собой собранный в разборном корпусе (наполнен смазывающей жидкостью) механизм, который включает в себя:
- Ведущий вал, соединенный с КПП.
- Понижающую передачу и ее синхронизатор (дают возможность снижать скорость вращения колес с параллельным повышением крутящего момента, который им передается).
- Приводные валы, которые связаны с мостами автомобиля.
- Межосевой дифференциал и его блокировку (эти агрегаты обеспечивают фиксацию и распределение крутящего момента в зависимости от нагрузки).
- Цепную либо зубчатую передачу, передающую усилие на валы.

Перечень ее узлов позволяет получить представление о том, что представляет собой этот агрегат.
Принцип работы раздаточной коробки
В традиционном исполнении она включает в себя комплект валов и шестеренок, которые связаны друг с другом непосредственно или с помощью цепной передачи. Крутящий момент принимается от КПП с помощью ведущего элемента. Это все та же шестерня (или вал). Затем это усилие передается на карданы посредством демультипликатора и дифференциала.
Функции последнего узла может выполнять и механизм жесткого подключения переднего моста. Рассмотрим подробнее работу мультипликатора раздатки.
В перечень ее основных функций на внедорожниках, кроме подключения моста, входит и управление передаточным числом. Включение демультипликатора (понижающая передача) приводит к замедлению скорости вращения выходных валов, связанных с карданами по отношению к ведущему коробки передач.
Таким образом повышается крутящий момент. Этот режим называется движением на пониженной передаче. Он используется на участках со сложной проходимостью, на крутых подъемах или при перевозке грузов большой массы.
Типы раздаточных коробок
Существует несколько их классификаций с учетом конструктивных особенностей:
- По виду привода ведущего моста.
- По числу передач.
- По расположению приводных валов.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Впрочем, возможно еще группировать раздатки по способу управления, по принципу действия, по методу переключения передач и прочим параметрам.
По виду привода
На этом основании выделяют следующие типы раздаточных коробок:
- агрегаты с жестким подключением основного моста;
- раздатки, оснащенные межосевым дифференциалом.
В первом варианте конструкция более простая, но проходимость в условиях бездорожья значительно выше. В таких раздатках отсутствует межосевой дифференциал.
Однако на твердом покрытии такое решение ухудшает управляемость и повышает нагрузку на элементы трансмиссии. По этой причине в раздаточных коробках с жестким подключением предусмотрена возможность отключения одного из мостов при движении по асфальту.
Наличие дифференциала дает возможность приводным валам вращаться с различной скоростью, что позволяет безопасно использовать полный привод при движении по твердому дорожному покрытию.
С учетом расположения валов
По этой конфигурации раздаточные коробки подразделяются:
- На агрегаты с соосным расположением валов. Ведущий и тот, что идет к заднему мосту, находятся на одной оси.
- На раздатки с несоосными валами. Оси ведущего и приводного валов не совпадают.
Ключевое достоинство первых — конструкционная простота. Во втором варианте обеспечиваются преимущества в виде компактных габаритов и повышенного коэффициента полезного действия.
По числу передач
Встречаются агрегаты с одной, двумя или тремя ступенями.

Наибольшее распространение получили двухступенчатые раздаточные коробки, поскольку они оптимально удовлетворяют потребности большинства владельцев полноприводных внедорожников.
По особенностям блокировки
Она может быть симметричной (с равномерным распределением крутящего момента между осями) или несимметричной (тяга передается в разных пропорциях). В современных моделях авто применяется три основных варианта блокировки:
- Фрикционная многодисковая муфта. Срабатывает при значительной разнице скоростей вращения валов передней и задней осей (например, при пробуксовке). Фрикционный диск сжимается и частично блокирует межосевой дифференциал. Уровень регулируется в зависимости от приложенного усилия.
- Вязкостная муфта. Состоит из пластинчатых дисков, соединенных с приводными валами, которые работают в специальной смазке. При пробуксовке одного из валов жидкость нагревается, ее вязкость возрастает, что приводит к блокировке муфты и передаче крутящего момента на вторую ось.
- Червячная блокировка. Обеспечивает оперативное и точное перераспределение крутящего момента между осями при пробуксовке. Построена на использовании червячных и шестеренчатых передач.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
Каждый из перечисленных вариантов имеет свои особенности. Фрикционные и вязкостные муфты склонны к перегреву и обладают невысокой скоростью срабатывания. В то же время червячная блокировка, хоть и обеспечивает быстрое перераспределение момента, подвержена риску повреждения при чрезмерных нагрузках.
Режимы управления раздаточной коробкой
Она может регулироваться как вручную (с использованием рычагов в салоне авто), так и с помощью электроники (применяются кнопки или селекторы).
В новых моделях внедорожников нередко используются автоматические режимы. Электронный блок управления, опираясь на данные с датчиков, самостоятельно регулирует блокировку дифференциала и распределяет тяговое усилие между осями.
В некоторых моделях водитель имеет возможность отключить автоматику и вручную контролировать работу полного привода. Однако в большинстве кроссоверов и внедорожников такой функции не предусмотрено. Распределением крутящего момента полностью занимается электроника.
В некоторых случаях режимы активируются с помощью рычагов в салоне или кнопок либо селекторов. Они имеют несколько фиксированных положений, каждое из которых задает определенные условия функционирования полного привода.

Маркировка его режимов работы в разных моделях и марках машин может отличаться. В большинстве случаев используются следующие обозначения:
- 2H. Привод на одну постоянно ведущую ось.
- 4H. Подключаемый полный привод, передний мост может активироваться через межосевой дифференциал (с блокировкой или без).
- 4L. Полный привод с понижающей передачей и возможностью подключения переднего моста через межосевой дифференциал (с блокировкой или без, применяется в постоянном полном приводе).
- 4H Lock. Полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом (не используется в системах Part-time).
- 4L Lock. Пониженный ряд с заблокированным межосевым дифференциалом (используется исключительно в системах Full-time).
- 4 Auto. Автоматический режим, при котором передний мост подключается через межосевую фрикционную муфту при необходимости (актуален для систем AWD, All-Wheel Drive — полный привод).
Чтобы точно разобраться в маркировках раздатки конкретной модели авто необходимо обратиться к руководству по эксплуатации от производителя. Это поможет правильно интерпретировать обозначения и узнать, в каких условиях рекомендуется использовать те или иные режимы.
Возможные проблемы с раздаточной коробкой
Ее неисправности могут быть связаны с разными причинами. Наиболее распространенные из них:
- износ или поломка шестерен, цепного привода, подшипников;
- проблемы с механизмом переключения режимов;
- повреждение сальников;
- сбои в работе сервоприводов при наличии электронной системы управления.
Признаки неисправности раздаточной коробки:
- Гул или шумная работа из-за изношенных подшипников валов.
- Вибрации при движении. Нередко появляются вслед за гулом. Основная причина — те же подшипники, но также возможен дисбаланс кардана.
- Затрудненное или некорректное переключение режимов. Это связано с износом шестерен, деформацией вилки включения; режимы могут включаться с усилием или самопроизвольно выключаться.
- Рывки при маневрах на твердом покрытии. Возможны, если блокировка дифференциала или жесткое подключение второго моста остаются активными, вызывая избыточные нагрузки на трансмиссию.
- Утечка масла. Характерная неисправность любых узлов со смазкой; протечки возможны через изношенные сальники или поврежденные прокладки.
Все указанные симптомы, особенно если они ярко выражены, указывают на необходимость дефектовки и ремонта раздатки.

Для выявления причины неисправности проводится начальная диагностика. Специалист оценивает уровень шума, наличие вибраций, посторонних звуков при работе раздаточной коробки. В сложных случаях используется диагностический сканер OBD II (On-Board Diagnostics — система бортовой диагностики).
Периодичность обслуживания раздаточной коробки
Интервалы сервиса зависят от конкретной модели машины и устанавливаются в соответствии с регламентом автопроизводителя.
При стандартных условиях эксплуатации производить замену масла в раздаточной коробке следует каждые 40–80 тысяч километров пробега. Срок службы смазки может сокращаться из-за частых поездок по плохим дорогам, утраты герметичности, окисления или внешнего загрязнения рабочей жидкости.
Факторы, влияющие на частоту обслуживания раздаточной коробки:
- Свойства и качество масла. Смазочные материалы низкого уровня быстро утрачивают свои характеристики.
- Износ и срок службы узла. Со временем шестерни и подшипники деградируют, увеличиваются люфты между элементами механизма.
- Объем смазочной жидкости. Водителю рекомендуется периодически самостоятельно контролировать уровень масла и его состояние.
- Общий пробег автомобиля. Превышение предписанных регламентов негативно отражается на ресурсе других компонентов трансмиссии.
- Эксплуатационные условия. При частой езде по тяжелым дорогам (грязь, песок, бездорожье) замену масла следует производить гораздо чаще стандартного интервала.

Для технического обслуживания следует обращаться в сертифицированный автосервис с квалифицированными специалистами.
Часто задаваемые вопросы о раздатке
Какие поломки в этом узле встречаются чаще всего?
Нередко возникают такие проблемы, как затрудненное переключение режимов, утечки масла или заклинивание механизма.
Что в принципе называют «раздаткой»?
Если выражаться простыми словами, то так называется механизм, который находится между карданами и коробкой переключения передач. Даже простая полноприводная трансмиссия легкового автомобиля с муфтой Haldex технически оснащена раздаточной коробкой. В конструкции присутствует узел, принимающий момент от КПП и передающий его на задний карданный вал.
С классической точки зрения раздатка обязательно включает в себя демультипликатор. При наличии свободного дифференциала должна иметься возможность его блокировки.
Какие плюсы обеспечивает использование раздатки?
Среди ключевых достоинств этого агрегата можно выделить:
- улучшенные внедорожные качества;
- повышение устойчивости и надежности управления автомобилем;
- расширенные возможности выбора режимов движения;
- способность уверенно преодолевать различные препятствия на пути.
Как работает раздатка в машине?
Вращающий момент от двигателя поступает через коробку передач в раздаточную коробку, где далее распределяется между передним и задним мостами автомобиля.
Раздатка — это важный и функциональный узел, значительно повышающий эксплуатационные характеристики машин. Однако, чтобы избежать серьезных неисправностей этого агрегата, необходимо регулярно проводить техническое обслуживание, включая своевременную замену масла, проверку герметичности, а также контроль работы всех механизмов и электронных компонентов.
Источник изображения в шапке статьи: drive2.ru