Автосервисы
Wilgood в Москве
Ваш регион: Москва и МО
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 101-05-13
Только до 31 мая
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽
Только до
Дарим 3.000₽ на ремонт авто в вашем городе
Забрать 3000₽

Дизель или бензин: что лучше для ежедневной эксплуатации?

14.04.2025
1198
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 20.05.2025
Сохранить статью:
Дизель или бензин: что лучше для ежедневной эксплуатации?

Что лучше: дизель или бензин? Этот вопрос волнует многих автовладельцев и тех, кто только планирует приобрести машину. Оба типа двигателя имеют свои преимущества и недостатки, которые влияют на выбор в зависимости от бюджета и предпочтений водителя.

Как выбрать? Дизельные моторы славятся экономичностью и высоким крутящим моментом, а бензиновые — динамикой и меньшей шумностью. Чтобы принять правильное решение, важно учитывать множество факторов: условия эксплуатации, частоту поездок, стоимость топлива и обслуживания, а также экологические нормы.

Принцип работы бензинового двигателя

Функционирование бензинового двигателя внутреннего сгорания строится на четырехтактном цикле (автомобили с двухтактными моторами встречаются крайне редко). Этот процесс включает несколько этапов.

  • Впуск

Когда поршень достигает верхней мертвой точки, кулачки распределительного вала воздействуют на механизм газораспределения, открывая впускные клапаны. Через них в цилиндр поступает топливно-воздушная смесь, состоящая из бензина и воздуха.

По мере движения поршня вниз объем рабочей камеры увеличивается, способствуя ее заполнению. В тот момент, когда он достигает нижней мертвой точки, клапан закрывается, завершая фазу впуска.

  • Сжатие

Следующий этап заключается в перемещении поршня обратно вверх. Это приводит к интенсивному сжатию поступившей топливной смеси, что в свою очередь вызывает значительный рост ее температуры.

  • Рабочий ход

Когда поршень приближается к верхней точке, сжатая до высокого давления горючая смесь воспламеняется от искры свечи зажигания. В результате начинается активное горение топлива, сопровождающееся увеличением температуры до 2200 °С и троекратным ростом давления в цилиндре.

Образовавшиеся раскаленные газы расширяются, оказывая мощное воздействие на поршень и заставляя его двигаться вниз. Через шатун это движение передается на коленчатый вал, обеспечивая преобразование тепловой энергии в механическую.

  • Выпуск

Завершающий этап цикла отвечает за удаление выхлопных газов. Когда поршень снова движется вверх, газораспределительный механизм открывает выпускной клапан, позволяя отработанным газам покинуть рабочую камеру. После того как цилиндр освобождается от продуктов сгорания, клапан закрывается, и цикл начинается заново.

Принцип работы бензинового двигателя
Источник: a.d-cd.net

Таким образом, работа двигателя базируется на подаче топлива в цилиндр, его сжатии и воспламенении (это важно), после чего поршень, двигаясь под воздействием газов, приводит в действие шатун. Движение передается на коленчатый вал, который обеспечивает передачу крутящего момента на колеса автомобиля.

Принцип работы дизельного двигателя

Существует распространенное мнение, что принцип работы дизельного двигателя сильно отличается от бензинового аналога. Однако оба типа моторов функционируют по четырехтактному циклу, в ходе которого коленчатый вал совершает два полных оборота, а основные этапы остаются теми же. Существуют и отличия.

  • Впуск

На первом этапе через открытый впускной клапан в цилиндр поступает только воздух, без примеси топлива. В это время поршень перемещается вниз — от верхней мертвой точки к нижней, создавая разрежение и способствуя заполнению камеры. Когда он достигает нижнего предела, клапан закрывается, изолируя поступивший воздух.

  • Сжатие

Второй этап представляет собой сжатие поступившего воздуха: поршень начинает движение вверх, резко уменьшая объем рабочей камеры. В результате воздух нагревается до высокой температуры (порядка 500 °С), а давление в цилиндре значительно возрастает.

  • Рабочий ход

В конце фазы сжатия, когда поршень почти достиг верхней мертвой точки, через форсунку в камеру подается дизельное топливо. Оно мгновенно воспламеняется при контакте с нагретым сжатым воздухом, так как для этого не требуется искра зажигания (ключевое отличие от бензинового двигателя).

В процессе сгорания образуется значительное количество газов, которые создают высокое давление и вынуждают поршень двигаться вниз, передавая энергию через шатун на коленчатый вал. Именно этот этап обеспечивает преобразование энергии сгорания в механическую силу.

  • Выпуск

Завершающий такт отвечает за удаление отработанных газов. Когда поршень вновь начинает двигаться вверх, выпускной клапан открывается, позволяя выхлопным газам покинуть рабочую камеру. Достигнув верхней мертвой точки, поршень завершает процесс очистки цилиндра, после чего клапан закрывается, и цикл повторяется.

В упрощенном виде процесс работы дизельного двигателя можно описать так: в цилиндр поступает воздух, который затем подвергается интенсивному сжатию, приводящему к его нагреву.

В этот разогретый воздух подается дизельное топливо, воспламеняющееся без необходимости в свечах зажигания. Под воздействием давления образовавшихся газов поршень толкает шатун, передавая вращательное движение коленчатому валу и, соответственно, механическую энергию для работы транспортного средства.

Сравнительные параметры дизеля и бензина

Требования к топливу

Дизельные двигатели отличаются высокой надежностью, но предъявляют жесткие требования к качеству используемого горючего. Дизельное топливо должно быть тщательно очищено от воды и твердых примесей, так как их присутствие может негативно сказаться на работе двигателя.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

По этой причине в таких силовых агрегатах устанавливаются два фильтра — грубой и тонкой очистки. Даже воздух, попадающий в систему, способен нанести серьезный вред: при высоком давлении он превращается в абразив, ускоряя износ стенок форсунок и элементов топливного насоса высокого давления (ТНВД).

Затраты на обслуживание и ремонт

Существенный минус дизельного двигателя заключается в его сложной конструкции, что делает обслуживание и ремонт возможными только в специализированных сервисных центрах. К тому же стоимость запчастей для таких моторов значительно выше, чем у бензиновых аналогов.

Ремонт форсунки, даже при незначительных неисправностях, обойдется минимум в 5000 рублей, а при сложных случаях сумма может достигать 15 000 рублей. При этом замена детали на новую потребует затрат в десятки тысяч рублей.

Сравнительные параметры дизеля и бензина
Источник: masterpiecer.yandex.net

Восстановление вышедшего из строя ТНВД на СТО обойдется минимум в 30 000 рублей, а приобретение нового устройства может стоить от 50 000 до 200 000 рублей в зависимости от модели и производителя. Если же потребуется полная замена двигателя, расходы могут составить до 20–25 % от общей стоимости автомобиля.

Обслуживание бензиновых двигателей обходится дешевле. Они менее чувствительны к качеству топлива, а мелкие неисправности устраняются всего за несколько тысяч рублей. Капитальный ремонт более серьезных узлов стартует с 10 000–15 000 рублей.

Полная замена бензинового двигателя также значительно дешевле по сравнению с дизельным агрегатом — цены начинаются от 90 000 рублей.

Экологичность

Работа дизельных двигателей сопровождается выбросами сажи и оксидов азота. Однако она разлагается относительно быстро, а благодаря меньшему расходу топлива уровень выбросов углекислого газа у дизеля ниже.

Бензиновые двигатели, в свою очередь, производят больше углекислого газа, поэтому долгое время считались менее экологичными. Однако современные технологии очистки выхлопных газов значительно снизили их негативное влияние на природу.

Не нашли решение своей
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!

Перезвоним в течение 1 минуты

    Нажимая на кнопку «Оставить заявку» я даю согласие 
на обработку персональных данных

    Определить, какой тип двигателя менее вреден для природы, однозначно невозможно. Любой автомобиль независимо от используемого топлива оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Если же главная цель — минимизация экологического ущерба, лучшим выбором будет пересесть на велосипед.

    Преимущества и недостатки бензиновых двигателей

    Плюсы бензиновых двигателей:

    • Более высокая мощность. Бензиновые моторы обладают лучшей отдачей, чем дизельные аналоги, что делает их идеальным выбором для спортивных автомобилей.
    • Меньшая зависимость от качества топлива. Атмосферные бензиновые двигатели способны работать даже на 92-м бензине, что разрешено производителями и не сокращает их ресурс. Если в топливную систему попадет некачественное горючее, мотор можно промыть и продолжить эксплуатацию без серьезных последствий.
    • Надежный запуск в холодную погоду. Исправный бензиновый двигатель заводится даже при сильном морозе, поскольку температура его замерзания составляет около -72 °C.
    • Простота в ремонте и обслуживании. Во многих бензиновых автомобилях отсутствуют сажевые фильтры, топливные насосы высокого давления и сложные форсунки, что делает их обслуживание и ремонт менее затратными.
    • Низкая стоимость запчастей. Бензиновые моторы получили широкое распространение в России, что обеспечивает большой выбор комплектующих. Запчасти для таких двигателей в среднем стоят дешевле, а благодаря популярности многие детали можно приобрести на вторичном рынке.
    • Широкий потенциал для тюнинга. Наиболее популярный вариант доработки — увеличение мощности программным способом. В бензиновом моторе такая процедура позволяет повысить мощность на 30–40 %, тогда как в дизельном — лишь на 20 %.
    Преимущества и недостатки бензиновых двигателей
    Источник: a.d-cd.net

    Минусы бензинового двигателя:

    • Повышенный расход топлива. При одинаковом рабочем объеме бензиновый мотор потребляет на 10–20 % больше горючего по сравнению с дизельным.
    • Для достижения номинальной мощности бензиновый двигатель требует работы на высоких оборотах, что неизбежно приводит к увеличению расхода топлива.
    • Многие бензиновые моторы расходуют масло в процессе эксплуатации, особенно если речь идет о турбированных версиях. Некоторые автопроизводители считают это нормальным явлением и даже указывают допустимые пределы в руководстве по эксплуатации.
    • Частое техническое обслуживание. В среднем замена масла и фильтров требуется каждые 8–10 тысяч километров. При интенсивной эксплуатации, включая агрессивный стиль вождения, этот интервал сокращается до 5–7 тысяч километров.
    • Современные бензиновые моторы подвержены высокой термической нагрузке. Неисправности системы охлаждения или загрязненный радиатор могут привести к перегреву двигателя, что в ряде случаев требует капитального ремонта.

    Преимущества и недостатки дизельного двигателя

    Плюсы дизельного двигателя:

    • Экономичность. Дизельные моторы расходуют меньше топлива. У большинства двигателей объемом до 2,5 литра городской расход составляет около 7–8 литров, а на трассе — 5–6 литров.
    • Высокий крутящий момент на низких оборотах. Для достижения максимальной тяги дизельному двигателю не требуется работать на высоких оборотах, что делает его отличным выбором для эксплуатации в условиях повышенной нагрузки — например, при движении по бездорожью или перевозке тяжелых грузов.
    • Особенности привода ГРМ. Во многих дизельных двигателях используется ременной газораспределительный механизм. Хотя его необходимо менять чаще, чем цепь, стоимость таких комплектующих существенно ниже.
    Преимущества и недостатки дизельного двигателя
    Источник: a.d-cd.net

    Минусы дизельного двигателя:

    • Сложная конструкция топливной системы

    Дизельные моторы оснащены современными топливными форсунками, насосами высокого давления и системой впрыска Common Rail. Чем больше элементов в системе, тем ниже надежность, а стоимость их ремонта и замены значительно превышает аналогичные затраты на бензиновые агрегаты.

    • Чувствительность к качеству горючего

    Топливо в дизельной системе находится под высоким давлением, поэтому необходимо использовать исключительно качественный продукт. Попадание низкосортного топлива или контрафактной продукции может привести к серьезным поломкам, которые невозможно устранить простой промывкой системы, — в большинстве случаев потребуется замена поврежденных узлов.

    • Сажа

    Современные дизельные автомобили оснащены сажевыми фильтрами, которые улавливают вредные частицы в выхлопных газах. Однако для их эффективной работы требуется регулярная регенерация.

    Этот процесс запускается автоматически, но для его активации необходимо поддерживать скорость 80–90 км/ч в течение 15–30 минут. Поэтому время от времени автомобилю требуется движение по трассе.

    Кроме того, из-за работы клапана EGR, перенаправляющего отработанные газы во впускной коллектор для дополнительного сжигания, со временем сажа оседает и в самом коллекторе. В результате его приходится периодически разбирать и очищать, но при значительном износе потребуется замена.

    • Сезонное топливо

    Дизельное горючее бывает трех видов: летнее, зимнее и арктическое. Зимой используются специальные зимние или арктические составы с депрессорными присадками, предотвращающими его загустение. Обычно АЗС самостоятельно переходят на зимний вариант, но не всегда своевременно.

    В случае резкого похолодания летнее топливо может загустеть, что сделает запуск двигателя невозможным. Многие автомобилисты решают эту проблему с помощью антигелей — специальных присадок, улучшающих текучесть горючего при низких температурах.

    • Шум

    Работа дизельного двигателя сопровождается повышенной вибрацией и громким звуком, что ощущается даже в автомобилях премиального класса.

    Часто задаваемые вопросы о выборе между дизельным и бензиновым двигателем

    Какой двигатель работает тише: дизельный или бензиновый?

    Дизельные моторы известны более высоким уровнем шума и вибраций, что объясняется высоким давлением при сгорании топлива. Однако этот недостаток во многом зависит от качества шумоизоляции: в машинах с хорошей звукоизоляцией определить лучший тип двигателя по звуку практически невозможно.

    Также восприятие шума — субъективный фактор. Интересно, что некоторые исследователи сравнивают урчание дизельного двигателя на холостом ходу по частоте с кошачьим мурлыканьем, оказывающим успокаивающий эффект и положительно влияющим на самочувствие человека.

    Какой двигатель мощнее: дизельный или бензиновый?

    При одинаковом рабочем объеме бензиновый двигатель, как правило, обладает большей мощностью в лошадиных силах, тогда как дизельный агрегат выигрывает по крутящему моменту.

    Автомобили с бензиновым мотором демонстрируют лучшую разгонную динамику, тогда как дизельные двигатели обеспечивают стабильную тягу даже при высокой нагрузке, что делает их оптимальными для перевозки тяжелых грузов и движения по бездорожью.

    Что лучше: дизель или бензин зимой?

    Бензиновый двигатель показывает большую устойчивость к низким температурам. Дизельные более чувствительны к морозам. Но существуют специальные зимние сорта солярки, которые не загустевают и позволяют использовать дизель даже в сильные холода.

    Дизель чувствителен к морозу, но не боится влаги и конденсата, так как в его работе не требуется искра, а она нужна только для запуска. Современные дизельные моторы часто оснащаются свечами накаливания, обогревателями, мощными стартерами и аккумуляторами, что помогает поддерживать необходимую температуру в блоке двигателя.

    Если у дизельного мотора могут возникнуть проблемы с запуском при -30 °С, то бензиновый может столкнуться с подобными трудностями только при температуре ниже -40 °С.

    В современных реалиях эксплуатационные расходы обоих типов двигателей практически сравнялись, поэтому выбор между ними зависит скорее от индивидуальных предпочтений.

    Дизельные автомобили демонстрируют высокую тяговую мощность и уверенный старт, а бензиновые обеспечивают более комфортную езду за счет меньшего уровня шума и вибраций. Какой вариант лучше купить — зависит от ваших условий эксплуатации и личных предпочтений.

    Изображение в шапке статьи: engin akyurt / unsplash.com

    Вам также может понравиться
    Позвонить
    бесплатно
    Екатерина Баранукова
    менеджер
    🔥Подарок от Вилгуд для случайного посетителя!
    Екатерина Баранукова печатает …
    7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
    Шабанов Олег Вячеславович
    Эксперт в области обслуживания автомобилей

    За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

    Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

    Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня: