- Устройство и задачи датчика температуры
- Почему загорается датчик температуры
- Проверка исправности датчика температуры
- Что делать, если загорелся датчик температуры в движении
- Что нельзя делать, если загорелся датчик температуры
- Часто задаваемые вопросы о загоревшемся датчике температуры
- Что делать, если в пробке загорелся датчик температуры?
- Как можно поддерживать оптимальную температуру?
- Может ли лампочка датчика гореть синим или зеленым цветом?
О чем речь? Ситуация, когда загорается датчик температуры, не редкость. Это происходит из-за поломок термостата, самого датчика, потери герметичности ГБЦ, низкого качества антифриза или проблем с проводкой.
На что обратить внимание? Игнорировать индикатор нельзя — длительный перегрев приведет к выходу из строя мотора, что повлечет дорогой ремонт или полную замену двигателя. Первое, что нужно сделать, проверить работоспособность датчика.
Устройство и задачи датчика температуры
Многие владельцы автомобилей не знают, где именно искать датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Чаще всего его можно обнаружить на двигателе, рядом с выпускной системой, что упрощает доступ для замены.
Тем не менее для точного определения расположения датчика стоит обратиться к руководству пользователя, поскольку его местоположение порой бывает неожиданным.
В некоторых моделях автомобилей ДТОЖ размещен в термостате или рядом с ним. Важно, чтобы датчик взаимодействовал с охлаждающей жидкостью, иначе его работа теряет смысл.
В большинстве случаев ДТОЖ может находиться в следующих местах:
- радиатор;
- верхний патрубок, соединяющий радиатор и блок цилиндров;
- кожух термостата;
- под крышкой головки блока цилиндра.
Датчик температуры двигателя имеет простую конструкцию, что обеспечивает его надежность и точность функционирования. При установке один из контактов подключается к кузову (масса), а другой — к бортовой 12-вольтной сети автомобиля.
Устройство включает в себя следующие компоненты:
- термистор — элемент, сопротивление которого варьируется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости;
- электрический разъем;
- корпус датчика;
- уплотнительная прокладка.
Основным компонентом является термистор, отвечающий за контроль температуры охлаждающей жидкости. В его производстве применяется оксид кобальта или никель, которые при повышении температуры увеличивают число свободных электронов, что приводит к снижению сопротивления.
Ранее использовались термореле. При достижении определенной температуры они замыкали контакты для прогрева мотора, а при остывании размыкали их.
В современных автомобилях датчики температуры охлаждающей жидкости работают от 5 В, передавая электрический сигнал в блок управления двигателем, который анализирует данные и определяет последующие действия.
Работа термистора заключается в том, что при холодном моторе его сопротивление максимальное, а с нагревом оно снижается, что позволяет электронному блоку управления активировать вентилятор и другие функции для поддержания стабильной работы системы охлаждения.
В современных автомобильных устройствах датчик выполняет и другие функции: получение аналоговой информации, передача ее на электронный блок управления для дальнейшего электронного управления термостатом.
Принцип действия датчиков температуры охлаждающей жидкости зависит от его вида. Они различаются температурным коэффициентом:
- Отрицательный — сопротивление падает с увеличением температуры.
- Положительный — сопротивление растет при нагревании.
От корректной работы прибора зависят важные функции автомобиля, включая подачу топлива, контроль угла зажигания, повышение оборотов холодного мотора, включение вентилятора в системе для охлаждения антифриза или тосола.
Почему загорается датчик температуры
Может возникнуть вопрос, почему загорается датчик температуры при запуске. Световой сигнал уровня охлаждающей жидкости активируется, когда датчик фиксирует повышение температурных показателей. Это ключевой компонент, от состояния которого зависит работа двигателя и сопутствующих систем.
При нормальном уровне антифриза необходимо в первую очередь обратить внимание на сам датчик, так как он может выйти из строя в результате механических повреждений или износа.
Неполадки в работе датчика способны ухудшить эффективность сжигания топлива и вызвать сбои в функционировании электронных систем. Чаще всего проблемы связаны с плохими или окисленными контактами, а не с самим датчиком. Важно проверить все соединения и целостность устройства, так как если оно повреждено, то потребуется его замена.
Также неисправности могут возникать из-за термостата: он может заедать и давать неправильные показания. После замены термостата важно убедиться в правильности его установки.
Еще одной причиной может быть трещина в блоке двигателя или поврежденная прокладка под головкой блока, что приводит к смешиванию охлаждающей жидкости с моторным маслом.
На начальных стадиях утечка может быть небольшой, но со временем станет серьезной проблемой, требующей дорогостоящего ремонта. Поэтому необходимо проверять наличие запаха охлаждающей жидкости в салоне, так как это является первым знаком утечки.
Проблема может заключаться в неисправном модуле уровня антифриза. В данном случае необходимо осмотреть проводку на наличие коррозии или повреждений, что является довольно распространенным случаем.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Наиболее часто контакты могут окисляться, если автомобиль активно используется в условиях высокой влажности. Кроме того, имеет значение попадание реагентов с дороги.
Для проверки включите зажигание и проконтролируйте уровень охлаждающей жидкости. Сначала отсоедините разъем, а затем снова подключите его. Если индикатор загорается в любом положении, стоит проверить проводку на замыкание. Если индикатор гаснет при отсоединении разъема, необходимо заменить датчик уровня охлаждающей жидкости.
Это основные факторы, которые могут привести к активации индикатора на панели приборов. Пользователь может самостоятельно провести проверку состояния датчика, однако для диагностики других проблем потребуется обратиться в сервисный центр.
Проверка исправности датчика температуры
Оптимальным и наиболее простым методом проверки датчика температуры охлаждающей жидкости является использование диагностического разъема с хорошим сканером. Но что делать, если у вас нет под рукой такого устройства?
В таком случае вам понадобится хотя бы мультиметр, хотя в некоторых ситуациях можно обойтись и без него, учитывая простоту конструкции самого датчика.
По сути, вероятность его поломки минимальна, если только вы не заливаете в систему охлаждения обычную воду — в этом случае резистор может начать ржаветь, так как датчик погружен в антифриз.
Обычно причиной проблем становится проводка. Поэтому первую проверку целесообразно начать с соединений: снимите разъем и оцените его состояние. Если вы заметили окислы (зеленые, серые или белые), их необходимо удалить, прежде чем продолжать диагностику. Также стоит протянуть провода, поскольку внутри изоляции может находиться подгнивший провод.
Если контакты в порядке и провода целы, берем мультиметр. Сначала проверяем наличие постоянного напряжения на датчике — обычно это около пяти вольт. Если все в норме, можно измерить его сопротивление в три этапа: при горячем двигателе, через 20 минут после остановки и после полного остывания.
Изменение сопротивления должно быть значительным (от 150–200 Ом на горячем моторе до 7–8 КОм при нуле). Если разница мала, стоит подумать о замене датчика.
Что делать, если загорелся датчик температуры в движении
Что делать, когда загорается индикатор температуры? Первоначально нужно незамедлительно включить обогрев, чтобы вывести часть тепла с двигателя. Спокойно найдите тихое место и приостановите движение. Перед тем как выключить мотор, откройте капот и проверьте, функционирует ли вентилятор, охлаждающий радиатор.
Теперь можно выключить зажигание. Проверьте радиатор: если он холодный, вероятнее всего, термостат поврежден. Если рука ощущает тепло, это может свидетельствовать о засорении радиатора или поломке помпы. Не забудьте посмотреть натяжение ремня привода.
Дайте двигателю остыть. При открывании горячего мотора существует риск ожога от пара, поднимающегося из радиатора. Восстановление мягкости водяных патрубков будет сигналом охлаждения. После этого откройте радиатор и доведите уровень охлаждающей жидкости до оптимального. Добавлять антифриз в горячий двигатель нельзя, поскольку это может привести к трещинам на головке блока.
В завершение без резких ускорений направляйтесь в гараж, высадив пассажиров при наличии.
При загорании индикатора температуры двигателя необходимо:
- включить отопление;
- остановиться;
- на работающем двигателе проверить вентилятор;
- заглушить агрегат;
- оценить температуру радиатора;
- проверить натяжение приводного ремня;
- подождать, пока двигатель остынет;
- долить охлаждающей жидкости;
- осторожно ехать в гараж.
Что нельзя делать, если загорелся датчик температуры
Не следует:
- Открывать пробку радиатора, когда двигатель горячий, чтобы ускорить его охлаждение. Это может привести к ожогам, а также негативно сказаться на состоянии автомобиля. Давление в системе препятствует закипанию антифриза, и резкое снижение давления может повредить двигатель.
- Охлаждать горячий двигатель струей воды. Резкое изменение температуры может негативно сказаться на его работе.
- Добавлять антифриз или воду в горячий двигатель. Смешение температурных жидкостей может повредить металлические элементы и привести к повреждению радиатора. Лучше дождаться остывания мотора, прежде чем заливать жидкость.
Превентивные меры помогут избежать перегревов и поддержать двигатель в рабочем состоянии.
Советы:
- Минимизируйте движение на пониженных передачах и высоких оборотах.
- Регулярно обновляйте антифриз.
- Следите за температурным индикатором и оперативно реагируйте на любые изменения.
Часто задаваемые вопросы о загоревшемся датчике температуры
Что делать, если в пробке загорелся датчик температуры?
В первую очередь необходимо вдавить педаль газа и удерживать ее в этом положении примерно 10–15 секунд, одновременно поддерживая обороты двигателя на уровне 2000 в минуту. Это позволит улучшить циркуляцию охлаждающей жидкости в системе.
Как можно поддерживать оптимальную температуру?
Качество антифриза играет ключевую роль в предотвращении его кипения. Высококачественная охлаждающая жидкость начинает кипеть только при 150 градусах, в то время как менее качественная — при более низких температурах. Поэтому экономить на антифризе нецелесообразно, хотя высокая цена не гарантирует его подлинность.
Может ли лампочка датчика гореть синим или зеленым цветом?
На некоторых автомобилях, таких как Hyundai Getz, синий индикатор может сигнализировать о том, что двигатель еще не прогрелся. Иногда лампочка может быть зеленого оттенка и обычно гаснет, когда он достигает рабочей температуры. Если этого не происходит, рекомендуется обратиться в сервис, так как возможны неисправности термостата.
Вспыхнувший индикатор температуры двигателя внутреннего сгорания — серьезный сигнал. Игнорирование этого может привести к значительным поломкам и дорогостоящему ремонту, поэтому проблему следует решать незамедлительно.