- Основные факторы, влияющие на увеличение расхода топлива
- Воздушный фильтр
- Топливный фильтр
- Топливные форсунки
- Неисправные свечи и катушки зажигания
- Повреждения электронных датчиков
- Лямбда-зонд
- Система выпуска
- Износ поршневой группы
- Факторы, не связанные с поломками, но влияющие на увеличение расхода топлива
- Объем двигателя и класс авто
- Рельеф местности
- АКПП
- Кондиционер
- Аэродинамика
- Потребители энергии
- Загруженность автомобиля
- Пробки
- Прогрев двигателя
- Несвоевременное техническое обслуживание
- Часто задаваемые вопросы об увеличении расхода топлива
- Как рабочие жидкости могут влиять на повышение расхода топлива?
- Может ли увеличиться расход топлива из-за шин?
- Как стиль вождения влияет на расход топлива?
О чем речь? Если увеличился расход топлива, то причина одна из двух. Либо произошла какая-то поломка или износился расходник, либо машина начала больше «есть» из-за изменившегося стиля езды, частых автомобильных пробок, включения кондиционера.
Что делать? Необходимо провести диагностику всех причастных узлов, деталей и расходников. Часто замена забитого топливного или воздушного фильтра решает проблему. Возможно, нужно будет сделать ремонт или поменять агрегаты.
Основные факторы, влияющие на увеличение расхода топлива
Воздушный фильтр
Состояние воздушного фильтра — один из важнейших факторов, влияющих на увеличение расхода топлива. Средний срок его службы составляет до десяти тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации.
Несвоевременная его замена повышает расход топлива на несколько процентов, так как его засорение приводит к дефициту воздуха в камере сгорания, ухудшая наполнение цилиндров и снижая КПД двигателя.
Кроме того, пыль и грязь, которые скапливаются на фильтре, могут попасть в камеру сгорания и вызвать царапины на стенках цилиндра. Вот почему воздушный фильтр следует регулярно чистить в непростых условиях эксплуатации, например при движении по грунтовым дорогам.
Сделать это можно несколькими способами: выбить его (как коврик), пропылесосить или продуть с помощью компрессора для шин.
Топливный фильтр
В современных автомобилях довольно часто используется двухступенчатая система фильтрации топлива. Первичную очистку осуществляет приемная сетка перед бензонасосом, а окончательную — фильтр тонкой очистки. При накоплении загрязняющих веществ в этих фильтрах затрудняется подача топлива в камеру сгорания.
В результате электронный блок управления увеличивает время открытия форсунок для восстановления нормальной подачи топлива. Это снижает мощность двигателя и заставляет водителя сильнее нажимать на педаль акселератора, тем самым растет расход топлива.
Топливные форсунки
Топливные форсунки, они же инжекторы, представляют собой микронасосы, обеспечивающие равномерную подачу топливной смеси и ее качественное сгорание. При их засорении факел распыления топлива становится неравномерным, что приводит к увеличению расхода горючего.
В качестве временной меры можно использовать очистители топливной системы, которые добавляются в бензобак. Однако наиболее эффективным решением является промывка форсунок на специализированном стенде. Эти действия помогут восстановить нормальный показатель топлива.
Неисправные свечи и катушки зажигания
В бензиновых автомобилях свечи зажигания играют ключевую роль в воспламенении топлива в камере сгорания двигателя. Со временем на контактной группе свечи появляется нагар, а также может нарушиться нормативный зазор между электродами, из-за чего свеча не всегда срабатывает. Это в свою очередь приводит к тому, что топливо не полностью сгорает, соответственно, его расход увеличивается.
Неисправная катушка зажигания также может стать причиной неполного сгорания бензина или дизельного топлива. Помимо перерасхода это может стать причиной пропусков зажигания, что потребует визита в сервисный центр.
Повреждения электронных датчиков
Еще одной распространенной причиной, почему увеличился расход топлива, является неисправность одного или нескольких датчиков, входящих в блок управления двигателем.
Например, при поломке датчика массового расхода воздуха данные о его количестве, которое поступает в камеру сгорания, искажаются. Это приводит к повышенному количеству топлива, отказам двигателя и потере мощности.
При выходе из строя датчика угла поворота дроссельной заслонки нарушается процесс формирования топливно-воздушной смеси, в результате чего резко увеличивается расход топлива, а также одновременно снижается мощность двигателя.
Лямбда-зонд
Часто лямбда-зонд (датчик кислорода) выходит из строя из-за использования этилированного бензина, что приводит к образованию на его поверхности оксидов свинца. В результате процесс переобогащения топливной смеси вызывает увеличение содержания оксида углерода (СО) в выхлопе, что является одним из косвенных признаков неисправности датчика.
Компьютерная диагностика двигателя может использоваться для выявления неисправности лямбда-зонда. Его замена может быть довольно дорогой. Более доступным вариантом является использование датчика Bosch, совместимого с автомобилями ВАЗ. Также можно рассмотреть возможность его очистки ортофосфорной кислотой.
Наконец, ряд специалистов рекомендуют перепрошить компьютер автомобиля, чтобы он «не видел» лямбда-зонд.
Система выпуска
Часто причиной повышенного количества горючего становится каталитический нейтрализатор. Засоренный катализатор не может поддерживать необходимую температуру для нейтрализации вредных газов. В результате кислородный датчик автоматически повышает подачу кислорода, из-за чего увеличивается расход топлива.
Замена нейтрализатора может показаться очевидным решением проблемы, однако это достаточно дорого. В качестве альтернативы специалисты советуют установить универсальный (ремонтный) катализатор или пламегаситель. В некоторых случаях возможно восстановление или очистка оригинального узла.
Износ поршневой группы
Износ поршневой группы, который часто наблюдается у двигателей с большим пробегом, может привести к повышенному расходу топлива из-за нарушения компрессии в цилиндрах. Основными причинами данной проблемы являются закоксовывание поршневых колец, износ фрикционных деталей и плохая пригонка клапанов к гнездам в головке блока цилиндров.
Неэффективное сгорание топлива в таких ситуациях приводит к перерасходу и снижению мощности двигателя. Чтобы проверить компрессию, используется специальный прибор. Обычно для ее восстановления требуется раскоксовка поршневых колец и ремонт изношенных деталей двигателя.
Факторы, не связанные с поломками, но влияющие на увеличение расхода топлива
Объем двигателя и класс авто
Конечно, было бы неразумно ожидать низкого расхода топлива от бензинового джипа или большого представительского седана. В этом случае увеличенное количество горючего можно считать своего рода платой за роскошь и комфорт.
Однако, что интересно, в автомобилях одного класса при одинаковом стиле вождения двигатели с меньшим объемом могут потреблять больше топлива. При тех же оборотах двигатель, у которого больший объем, работает с более низкой нагрузкой и, соответственно, расходует меньше горючего.
Рельеф местности
Этот параметр особенно актуален для регионов с холмистой местностью. Постоянные подъемы, пробки, характер движения — все это существенно влияет на расход топлива.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
АКПП
Многие автовладельцы отмечают, что расход топлива у автомобилей с автоматической коробкой передач (АКПП) обычно выше, чем у машин с механической (МКПП), примерно на 5–10 %.
Однако эта цифра не является универсальной; некоторые утверждают, что автомат «добавляет» около 1 литра к количеству, другие считают, что разницы между АКПП и МКПП почти нет. Помимо этого, неисправный автомат также может увеличивать потребление горючего.
Режим OverDrive тоже влияет на его количество. При включенном O/D расход топлива снижается при движении по трассе. В городских условиях рекомендуется провести эксперимент, замерив расход с выключенным и включенным овердрайвом. Результаты могут различаться у разных владельцев: в одних случаях он выше при включенном режиме, а в других — при выключенном.
Кондиционер
В автомобиле комфортную температуру и отсутствие запотевания стекол обеспечивает климатическая система. Однако следует иметь в виду, что при ее работе увеличивается расход топлива.
Аэродинамика
Аэродинамическое сопротивление автомобиля повышается с увеличением его площади. Поэтому использование багажников, рейлингов, прицепов и другого навесного оборудования приводит к большему расходу топлива.
Потребители энергии
Энергию потребляют мультимедийная система, подогрев сидений и зеркал, фары, видеорегистратор и другое электрооборудование. Поэтому при их работе увеличивается расход топлива.
Загруженность автомобиля
При полной загрузке автомобиля пассажирами и тяжелым багажом расход топлива увеличивается по сравнению с ситуацией, когда едет только водитель с пустым багажником. Чтобы сэкономить горючее, стоит избегать перевозки тяжелых грузов без особой надобности.
Пробки
Машина может стоять на светофорах, в пробках и заторах, при этом двигатель продолжает работать на холостом ходу. При медленной езде функционирует на низких оборотах. В результате расход топлива в городском цикле выше, чем за городом.
Прогрев двигателя
Зимой автозапуск используется автовладельцами для прогрева двигателя, а летом — для охлаждения салона. Увеличивается расход топлива при работе холодного двигателя и длительной работе на холостом ходу.
В зимнее время года горючего может понадобиться больше на 10–20 % из-за низких температур и необходимости прогрева двигателя. Поэтому не рекомендуется делать это более пяти минут.
Несвоевременное техническое обслуживание
Засоренный воздушный или топливный фильтр, а также изношенные свечи зажигания могут увеличить потребность двигателя в топливе. Поэтому важно своевременно проходить техническое обслуживание и заменять все необходимые расходники.
Часто задаваемые вопросы об увеличении расхода топлива
Как рабочие жидкости могут влиять на повышение расхода топлива?
Одной из наиболее распространенных причин повышенного расхода является использование некачественного топлива. Если бензин или дизель не соответствуют установленным химическим нормам, их сгорание происходит ненормально.
В результате блок управления двигателем пытается компенсировать проблему, увеличивая подачу топлива для обогащения смеси. Чтобы избежать лишних трат на не полностью сгоревшее топливо, рекомендуется пользоваться заправками известных сетевых компаний.
Некачественное моторное масло или его несвоевременная замена также могут негативно влиять на расход горючего.
Может ли увеличиться расход топлива из-за шин?
Шины являются важным фактором, влияющим на расход топлива. Например, при низком давлении в них увеличивается сопротивление качению. Это приводит к тому, что часть топлива тратится на преодоление этого, вместо того чтобы использоваться для движения автомобиля, что и вызывает повышенный расход.
Для улучшения показателей количества топлива и запаса хода многие гибридные автомобили и электромобили оснащаются узкими и жесткими покрышками.
Как стиль вождения влияет на расход топлива?
Одной из самых очевидных причин увеличения расхода топлива в машине является агрессивный стиль вождения. Частые разгоны и торможения существенно влияют на «прожорливость» автомобиля.
При резком торможении работа, затраченная на разгон, превращается в бесполезное тепло, вырабатываемое тормозами. В результате полезные ресурсы (топливо) используются неэффективно. Чтобы изменить ситуацию, нужно стараться чаще ездить накатом и по возможности реже нажимать на педаль тормоза.
Итак, можно сделать вывод, что расход топлива автомобиля зависит от очень многих факторов. Вопрос в том, как справляться с этой проблемой и стоит ли это делать вообще.
Зачастую стоимость ремонта, направленного на снижение количества горючего, может быть настолько высокой, что ее можно было бы потратить на длительную эксплуатацию автомобиля с повышенным расходом топлива.
К тому же нет уверенности, что ремонт действительно даст ожидаемый результат. Поэтому нужно хорошо подумать, действительно ли расход горючего вашего авто настолько велик, как вам кажется, и стоит ли с этим что-то делать.
Изображение в шапке статьи: Dawn McDonald / unsplash.com