- Почему свистят тормоза
- Особенности фрикционной накладки
- Несовместимость тормозных дисков с колодками
- Неправильная установка колодок или их залив техническими жидкостями
- Абсолютно новые колодки
- Поверхностная коррозия на тормозных дисках
- Тормозные диски и колодки перегреваются
- Наличие скрипунов на колодках
- Особенности конструкции тормозной системы
- Что делать, если тормоза издают посторонние звуки
- Критерии выбора надежных тормозных колодок
- Часто задаваемые вопросы о причинах свиста тормозов
- Какое влияние оказывает погода на работу тормозной системы?
- Какие колодки точно не будут скрипеть?
- Когда свист при торможении не связан с тормозами?
Почему свистят тормоза? Скрип, скрежет, свист и другие посторонние звуки возникают по разным причинам. Это могут быть неправильно подобранные колодки и диски, ошибки во время установки или особенности материала накладок.
На что обратить внимание? Иногда для устранения свиста не нужно ничего делать – он пройдет сам, когда детали притрутся. В других случаях очищают поверхность дисков от ржавчины, удаляют мусор с колодок, а если ничего не помогает, то остается только замена деталей.
Почему свистят тормоза
Существует несколько ответов на вопрос, почему свистят тормоза на машине. Если водитель слышат свист тормозов, то необходимо проанализировать все причины такого явления. Ниже представлены наиболее распространенные ситуации, когда тормоза издают посторонний шум.
Особенности фрикционной накладки
Фрикционные накладки, которые крепятся на тормозные колодки и осуществляют процесс торможения, характеризуются довольно сложным составом. В него в могут входить абразив, смесь из металлов, органические и неорганические волокна. В качестве основы выступают различные полимеры, стружка латуни или меди, а также стальная вата.
Состав смеси для конкретного автомобиля в основном зависит от его характеристик.
Срок эксплуатации колодок, у которых фрикционная накладка отличается повышенной твердостью и устойчивостью к истиранию, довольно большой. Правда, есть у таких тормозных элементов один минус, заключающийся в их повышенной шумности. Особенно явно это проявляется при эксплуатации автомобиля во влажных условиях или в момент прогрева.
Мягкие накладки работают намного тише, но и стираются за довольно короткое время. Практически все производители тормозных колодок пытаются найти золотую середину между длительным сроком эксплуатации и шумом.
Довольно часто у фрикционных накладок на краях имеются разнообразные срезы, а по центру располагаются пазы, как поперечные, так и диагональные. В некоторых случаях расположение этих скосов и пазов может быть асимметрично, соответственно, при замене колодок важно следить за тем, чтобы установка была произведена на правильную сторону.
Многие могут подумать, что с помощью такой конструкции производители пытаются экономить на материале, так как площадь фрикционной накладки становится меньше, из-за чего тормозные колодки придется покупать чаще. Но в реальности такие формы обусловлены стремлением уменьшить шумность и сделать процесс торможения более эффективным. Особенно актуально это во время обкатки новых аксессуаров и при небольшом торможении.
Несовместимость тормозных дисков с колодками
Как правило, дорожащий своей репутацией продавец или СТО рекомендуют приобретать колодки и диски одного производителя. Но, как показывает практика, не всегда это удается сделать:
- В наличии может не быть колодок и дисков одной фирмы, поэтому приходится брать то, что есть. Ведь не у всех имеется возможность ждать несколько дней.
- Довольно часто нерабочая поверхность дисков настолько покрывается ржавчиной, что рассмотреть под ней маркировку не удается, а значит, производитель останется неизвестным.
Все это может привести к тому, что в процессе торможения будет слышен свист.
Иногда можно купить тормозные колодки и диски одного производителя, но разных серий. В этом случае водитель столкнется не только со свистом, но и с плохой работой тормозов.
В чем дело в этом случае, почему свистят тормоза на авто? Все просто: виноват специфический состав фрикционной накладки. Из-за низкого коэффициента трения водитель должен как можно сильнее давить на тормоз, в результате чего резко возрастает давление в тормозной системе. В такой ситуации передние колодки работают недостаточно эффективно, в отличие от задних, которые и останавливают машину.
Неправильная установка колодок или их залив техническими жидкостями
Подавляющее большинство автомобилистов предпочитает менять колодки своими силами, и нередко допускает ошибки. Но неверно думать, что слесари в автосервисе никогда не ошибаются.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Конструкция колодок может быть разной, поэтому в некоторых случаях в комплект могут входить не только сами колодки, но и противоскрипные пластины, новые болты, смазка и паста. В том случае, если в наборе присутствует пластина из металла и небольшой пакетик с пастой, то последнюю наносят на металлическое основание и накрывают пластиной.
При наличии в комплекте новых металлических скоб или винтов их стоит поставить на место старых. Сделать это нужно даже в том случае, если изношенные детали на вид еще кажутся хорошими.
Некоторые модели колодок подходят на большое количество авто, из-за чего в комплекте есть различные детали для каждого транспортного средства. Важно среди этого многообразия выбрать именно те, которые подходят.
Колодки для азиатского рынка продаются комплектами, в составе которых отсутствуют противоскрипная пластина и паста. В этом случае их необходимо докупить отдельно.
Важно, чтобы работы производил опытный механик, который точно знает, что должно входить в комплект, что должно меняться и что необходимо приобрести дополнительно.
Ответ на вопрос, почему свистят тормоза при торможении, может заключаться и в том, что на тормозные колодки случайно попадет техническая жидкость – тормозная, трансмиссионная или моторное масло. Такое может произойти не только во время замены колодок, но и при другом ремонте.
Абсолютно новые колодки
Если меняются тормозные колодки, а также диски, то их прилегание будет неполным, то есть участвовать в процессе торможения будет не вся поверхность фрикционных накладок. Эффективность работы новых скрипящих колодок будет несколько ниже старых.
Поверхностная коррозия на тормозных дисках
Если машина эксплуатируется во влажную или сырую погоду, а также после мойки, то тормозные диски практически сразу покрываются тонким слоем поверхностной ржавчины. Это не считается какой-либо неисправностью, поскольку рабочая часть дисков ничем не обрабатывается. Именно такая коррозия и приводит к свисту.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
Тормозные диски и колодки перегреваются
Уменьшение толщины и массы рабочей части обусловлено износом тормозного диска или колодки. У более легких деталей есть одно свойство – повышенная вибрация. Диск в любом случае будет оставаться тяжелым, а вот более легкие колодки начнут издавать скрип.
Не секрет, что изношенные детали сопровождаются плохим отводом тепла, их свойства при перегреве или резких температурных перепадах могут меняться. Интенсивное торможение приводит к образованию гладкого нагара на поверхности колодок.
Наличие скрипунов на колодках
Скрипун – это металлический датчик, показывающий износ тормозной колодки. Как правило, встречаются только на автомобилях, выпущенных для азиатского рынка. Представляет собой согнутую пополам металлическую пластину, один конец которой крепится к основанию колодки, а второй на 2–3 мм выступает за рабочую часть.
При сильном износе колодки скрипун задевает тормозной диск, в результате чего и появляется звонкий скрип.
Как правило, установка скрипунов осуществляется на одну или две из четырех колодок. Если износ будет неравномерным, то направленное действие скрипуна может привести к порче тормозного диска.
Особенности конструкции тормозной системы
На эксклюзивных автомобилях или спорткарах в состав тормозной системы входят керамические диски и колодки, которые предназначены для скоростной езды по гоночным трекам, а не для толкания в пробках.
Так как керамика рассчитана на эффективную работу при высоких температурах, то останавливается автомобиль только после прогрева тормозов. Пока тормоза не прогреты, они будут скрипеть.
Что делать, если тормоза издают посторонние звуки
Что делать водителю, если тормозные колодки его автомобиля скрипят? Ниже перечислены основные способы борьбы с появившимся посторонним шумом:
- Скрип, возникший сразу после установки новых колодок, должен пройти сам по себе после небольшого пробега, за время которого произойдет притирка колодок и дисков.
- Если же скрип появился при работе старых колодок, то необходимо срочно проверить их состояние. Для этого откручивается одно колесо с той стороны, откуда доносится посторонний шум. После этого нужно заглянуть в суппорт и визуально оценить, в каком состоянии находится тормозная система, а именно – фрикционная накладка. Если ее толщина менее 4 мм, то скрипун включается в работу.
- Если состояние накладок еще хорошее, то скрип тормозов может появиться из-за попадания посторонних частиц. Для того чтобы убедиться в этом, нужно снять колодку. Если в накладке есть посторонние частицы, то можно попробовать ее немного подточить.
- В некоторых случаях скрип не исчезает, несмотря на все предпринимаемые действия. Тогда делают полную профилактику каждого тормозного механизма, смазывают направляющие и колодки в тех местах, где происходит их контакт с суппортом.
Если ни один из вышеперечисленных методов не помог справиться с проблемой, то остается только замена колодок. В качестве эксперимента можно попробовать установить старый комплект колодок, при условии, что он еще не экстремально изношенный. Если скрипа нет, значит, у вас бракованные новые колодки.
Критерии выбора надежных тормозных колодок
Тормозные колодки для любого автомобиля должны отвечать как потребительским, так и эксплуатационным характеристикам. На самом деле, критериев довольно много, но основные из них следующие:
- Показатель коэффициента трения. Производители обозначают его при помощи буквенного кода и наносят непосредственно на колодку. Пример: первая из двух букв FF в маркировке показывает коэффициент трения в начале работы тормозной системы до ее прогрева, а вторая – работу при номинальной температуре.
- Показатель температурной устойчивости. Здесь имеется в виду то, что тормозные колодки должны эффективно работать во всем диапазоне температур и соответствовать эксплуатационным характеристикам.
- Уменьшение пыли. Все понимают, что стремление к меньшему показателю пыли повышает эстетический вид автомобиля, поддерживает чистоту и обеспечивает лучшее торможение.
- Продолжительность эксплуатации тормозных дисков зависит от многих факторов, основными из которых являются марка и модель транспортного средства, стиль езды, погодные условия, тип тормозных колодок и т. д. Как правило, средний срок службы дисков составляет не более 80 000 км.
- Отсутствие посторонних звуков. Для этих целей тормозные диски оснащаются противошумной пластиной. С ее помощью, а также благодаря скосам и пазам фрикционной пластины происходит уменьшение посторонних шумов.
- Износоустойчивость. Как правило, на автомобилях с механической коробкой переключения передач передние тормозные колодки могут выдержать пробег до 50 000 км, а в случае с АКПП – до 30 000 км.
У всех устройств есть свои достоинства и недостатки, и тормозные колодки не являются исключением, поскольку еще не придумали идеальный механизм. Здесь нужно выбирать между желанием пореже менять, но ездить со свистом или ехать в тишине и комфорте, но чаще менять колодки. При улучшении производителем одного параметра во время изготовления колодок неизбежно будет ухудшаться второй.
Часто задаваемые вопросы о причинах свиста тормозов
Какое влияние оказывает погода на работу тормозной системы?
Многие начинающие автолюбители не понимают, почему время от времени свистят тормоза. Если машина эксплуатируется на грунтовых дорогах, в сильный мороз или слякоть, то нельзя исключать появление свиста при работе тормозной системы. Как только погода нормализуется, посторонний шум пропадает. Также к свисту может привести попадание инородных предметов на колодки или диски.
Какие колодки точно не будут скрипеть?
Те колодки, которые устанавливает производитель на сборочном конвейере автомобилей. Также тихой работе тормозов способствует использование колодок, выпускаемых заводом-изготовителем авто. В случае, если вы ездите на автомобиле зарубежного производства, необходимую запчасть нужно искать по каталогу и внимательно следить за тем, чтобы это был оригинал, а не аналог.
Когда свист при торможении не связан с тормозами?
Посторонний шум в виде свиста может раздаваться не только по причине некачественных тормозных колодок, но и из-за сильного износа ступичного подшипника.
Люфт и нагрев ступицы способствуют появлению шума, поскольку тепло в процессе езды будет передаваться на тормозной суппорт, колодки и диски. Причем существует прямая зависимость между свистом и состоянием ступичного подшипника – чем громче звук, тем критичнее состояние.
Наличие свиста и скрипа тормозных колодок служат основанием для проверки состояния тормозной системы автомобиля. Важно понимать, что колодки являются расходным материалом, который нуждается в периодической замене в соответствии со сроками, указанными производителем в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Работа тормозной системы вашего автомобиля должна быть безупречной. Только так вы сможете исключить вероятность попадания в ДТП по причине проблем с тормозами. Соответственно, при обнаружении признаков износа колодок, а также при наличии постороннего шума необходимо сразу же обратиться в автосервис.