- Причины перегрева автомобиля
- Стадии перегрева автомобиля
- Что делать при перегреве автомобиля
- Профилактика перегрева автомобиля
- Часто задаваемые вопросы о перегреве автомобиля
- Как заметить постоянный небольшой перегрев?
- Как можно ехать с перегревом?
- Чем объясняется повышенная уязвимость современных машин в сравнении со старыми?
О чем речь? Перегрев автомобиля – превышение двигателем рабочей температуры на 20-30 и более градусов. В таких условиях охлаждающая жидкость начинает закипать и не может эффективно отводить тепло от мотора.
На что обратить внимание? Длительный перегрев приводит к полному выходу из строя двигателя, если вовремя не остановиться и не принять меры. Кратковременное повышение температуры тоже опасно, так как приводит хоть и не к необратимым, но серьезным поломкам.
Из этого материала вы узнаете:
- Причины перегрева автомобиля
- Стадии перегрева автомобиля
- Что делать при перегреве автомобиля
- Профилактика перегрева автомобиля
- Часто задаваемые вопросы о перегреве автомобиля
Причины перегрева автомобиля
Нужно понимать, что закипает не сам мотор, а антифриз (охлаждающая жидкость), при этом двигатель очень сильно перегревается. Вообще, чтобы антифриз закипел, температура должна подняться примерно до 1300С, так как в охлаждающей системе жидкость находится под давлением при условии, что крышка радиатора исправна. Обычно при работе двигателя температурный режим составляет 80 – 900С, а мощные современные двигатели нагреваются примерно до 1000С. То есть, даже если произойдет перегрев на 15 – 200С, то антифриз еще не закипит.
Возникает вопрос, почему из-под капота идет пар? Так происходит из-за расширения антифриза при повышении температуры. В результате расширительный бачок радиатора переполняется, и жидкость выливается на горячий двигатель, трансмиссию и другие элементы. При этом давление, которое препятствовало закипанию антифриза внутри системы охлаждения, пропадает, поэтому в подкапотном пространстве жидкость закипает при той же температуре, что и вода (около 100сС) и начинает испаряться. Так и образуется пар.
Перед тем, как принимать меры при перегреве автомобиля, нужно понять, почему он возникает, поскольку разные причины такого состояния требуют разных действий для его устранения.
Рассмотрим основные причины перегрева:
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости. Маленький объем антифриза может приводить к тому, что мотор не будет эффективно охлаждаться. Обычно такое бывает, если антифриз вытекает.
- Заклинивание термостата. В случае неполного открытия термостата в радиатор попадает недостаточное количество охлаждающей жидкости, и поэтому он плохо охлаждается.
- Засорение радиатора. Соты радиатора забиваются насекомыми, пухом тополей, листьями. Все это мешает отводу тепла.
- Поломка вентилятора охлаждения. Электровентиляторы сгорают, а механические вентиляторы, работающие напрямую от двигателя, переходят на холостое вращение, если выходит из строя вискомуфта.
- Износ или поломка помпы. Плохое качество антифриза или его редкая замена приводят к постепенному «съеданию» крыльчатки водяного насоса, в результате чего жидкость плохо циркулирует. Если же происходит разрыв приводного ремня помпы, то ее работа полностью прекращается.
- Нарушение герметичности системы охлаждения. Самое простое, из-за чего это может произойти, это повреждение крышки радиатора. Самый сложный случай — пробой прокладки ГБЦ и попадание газов из картера в систему.
- Система охлаждения плохо справляется. У некоторых автомобилей в силу определенных инженерных особенностей или из-за слишком маленького пространства под капотом, двигатель перегревается при нагрузке, даже если система охлаждения работает как надо.
Причины перегрева автомобиля могут быть разными, но при возникновении многих из них можно все же самостоятельно доехать до дома или сервисного центра, избежав эвакуатора и клубов пара из-под капота. Но чтобы это стало возможным, нужно следить за показателями температуры, чтобы вовремя зафиксировать перегрев.
У многих машин на приборной панели расположен полноценный указатель температуры двигателя. Однако на современных моделях вместо него используют контрольные лампочки разных цветов: синяя говорит, что двигатель холодный, желтая или красная свидетельствует о перегреве. Не всем водителям это удобно, но выбора нет.
Указатели в виде стрелок тоже видоизменились и на них сейчас не указаны конкретные показания температуры. Риска шкалы, находящаяся посередине, показывает температуру примерно 860С, то есть нормальный режим. Все отклонения от нее в сторону символа Н (от слова «Hot», то есть горячий) — это перегрев. Красная риска возле Н говорит о температуре примерно 1300С, при которой антифриз кипит.
За указателем температуры обязательно нужно следить, особенно при повышенной нагрузке на двигатель (в пробках, на бездорожье, на долгих подъемах). Если стрелка зашла за середину шкалы, нужно действовать.
Стадии перегрева автомобиля
1. Слабый перегрев двигателя — возникает при работе мотора при повышенной температуре в течение 5 – 10 минут.
Такое бывает, если ломается вентилятор или термостат, но водитель быстро замечает перегрев и глушит мотор. Последствия этого будут несерьезные — могут лишь немного подплавиться поршни. Современные двигатели часто не замечают короткий перегрев. При сильном перегреве может пойти черный дым и будет ощущение, что мотор все время работает под нагрузкой. Кроме того нагреванию способствует сильное взаимное трение подплавленных поршней и оставшегося на стенках цилиндров алюминия.
2. Заметный перегрев — возникает, если двигатель при высокой температуре работал дольше 20 минут.
Среди причин этого может быть любая, названная выше, либо какая-то иная. Последствия похожи на таковые при слабом перегреве, но проявляются они сильнее. Кроме того, к ним может присоединиться искривление плоскости ГБЦ или появление трещины в головке блока цилиндров, что может вызвать вылетание гнезда клапана. Также может прогореть прокладка ГБЦ или разрушиться перегородки между кольцами на поршнях. На алюминиевых блоках может искривиться плоскость, к которой крепится ГБЦ. Возможна также протечка масла через различные сальники.
3. Сильный перегрев — имеет более тяжелые последствия: может появиться стук в двигателе или его может заклинить. Последствия сильного перегрева автомобиля таковы, что в двигателе практически не остается ни одной целой рабочей основной детали.
Процесс начинается в камерах сгорания мотора: при недостатке охлаждения происходит расплавление поршней, они прогорают насквозь и могут полностью разрушиться, а расплавленный металл слипается со стенками цилиндров, поэтому поршни начинают ходить еще хуже. При этом двигатель может заглохнуть. Вместе с этим происходит разогрев моторного масла до такой температуры, когда его свойства исчезают, и оно становится похоже на воду. Смазка трущихся элементов нарушается, шатунные и коренные вкладыши расплавляются и прилипают к коленчатому валу. После этого некоторые из них проворачиваются на шатунах или в блоке. Может заглохнуть двигатель. При повышенной температуре без охлаждения происходит деформация ГБЦ, клапаны прогорают, клапанные гнезда (одно или несколько) вылетают, в верхней части двигателя начинает резко звонко стучать и двигатель может заглохнуть.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
В итоге поршень еще может продолжать работу, а коленвал повреждается: он разламывается по трещине, которая возникает на одной из шеек в том месте, где провернулся вкладыш. Двигатель может заглохнуть, а может все еще работать.
Также может случиться по-другому: какой-либо из поршней из-за перегрузки заклинивает в цилиндре и разрывается на две части. Верхняя часть остается в гильзе, а нижняя улетает в поддон. Обезглавленный шатун болтается в блоке вместе с поршневым пальцем, и они пробивают одну из стенок блока. В таком случае двигатель точно заглохнет.
Что делать при перегреве автомобиля
Если это произошло в пути, то главное — не паниковать. Действовать нужно грамотно, тогда вы сможете спасти машину и продолжить поездку. Рекомендации, что делать при признаках перегрева автомобиля:
- В движении включите печку и откройте окна в салоне. Так площадь системы охлаждения увеличится, и антифриз остынет. Если быстро двигаться с включенной печкой на маленьких оборотах, то поток воздуха быстрее, чем на стоянке, охладит двигатель.
- Остановитесь, особенно в том случае, если из-под капота идет пар. Выберите безопасное место и включите аварийный сигнал. Поднимите крышку капота, чтобы внутренние детали охладились. Обычно на это затрачивается около 15 минут.
- Если охлаждающая жидкость не вытекает, откройте радиатор и долейте туда антифриз, поскольку часто перегрев возникает при его выкипании. После добавления охлаждающей жидкости температура двигателя нормализуется и выше нормальной отметки не растет. Помните, что добавлять жидкость следует тонкой струйкой только при низком давлении (когда шланги мягкие).
- После добавления антифриза запустите двигатель, если температура не растет, значит, можно ехать. Если она поднимается не быстро, то нужно ехать в сервис, если же она повысилась резко, то лучше не рискуйте и вызовите эвакуатор, чтобы вашу машину увезли в ремонт.
- Если перегрев произошел из-за загрязнения радиатора, то его нужно почистить. При поверхностных загрязнениях это можно сделать самостоятельно, а в случае скопления грязи внутри необходимо обратиться к специалистам.
Если перегрев автомобиля зимой или летом происходит постоянно, то нужно обязательно обращаться в сервис, чтобы мастера устранили все неполадки и привели охлаждающую систему двигателя в норму.
Запомните, что никогда нельзя делать следующее:
- Открывать пробку радиатора, а также расширительного бачка непосредственно после остановки машины. Это приведет к сильному выбросу горячей жидкости с температурой около 1100С, и вы обожжете лицо и руки.
- Лить воду на горячий двигатель. Такой метод вызывает резкий скачок температуры, который может спровоцировать раскол деталей.
Очень опасно ехать при перегретом двигателе, нужно остановиться и постараться устранить проблему.
Профилактика перегрева автомобиля
Регулярно проводите техобслуживание автомобиля, чтобы перегрев был вам не страшен. Лучше обращаться на профильные СТО, так как там специалисты уже знакомы с особенностями модели вашей машины. Они тщательно проверят охлаждающую систему, зная ее склонность к неполадкам.
Также самостоятельно обследуйте автомобиль перед каждым выездом. Посмотрите под машину, оглядите место, где она стояла, если вы, например, сдаете назад. Обратите внимание на пятна под ней. Осматривайте пространство под капотом при заливке стеклоомывающей жидкости, замене предохранителей или реле, подзарядке аккумуляторной батареи. Вас должно насторожить образование влажных темных пятен.
В некоторых автомойках есть услуга по очищению радиатора. Если в вашей местности на дорогах большое количество мусора, веток, листьев, то стоит такой услугой пользоваться. Также перед радиатором можно поставить дополнительные сетки для защиты.
Часто задаваемые вопросы о перегреве автомобиля
Как заметить постоянный небольшой перегрев?
Признаком перегрева автомобиля является образование белого налета на электродах свечей зажигания или изменение их вида. Также можно заподозрить перегрев при потемнении стенок расширительного бачка охладительной системы. Увидеть это можно только при холодном двигателе. Если в охлаждающей жидкости вы увидели пену или темные хлопья, это говорит о том, что из-за перегрева в охлаждающую систему попадает масло.
Как можно ехать с перегревом?
Если двигатель закипел в пути, а ехать еще долго, то воспользуйтесь рекомендациями водителей-профессионалов. Про печку уже упоминалось ранее, а также можно:
- Соблюдать определенную скорость (около 50 -60 км/ч).
- Делать остановки через каждые 10 минут, чтобы охлаждающая жидкость остывала.
Чем объясняется повышенная уязвимость современных машин в сравнении со старыми?
Современные двигатели постоянно работают близко к состоянию перегрева. Рабочая температура доходит до 110 и даже 1200С, чтобы добиться большой мощности и экономии топлива. Но любой сбой в охлаждающей системе, сопровождающийся снижением эффективности охлаждения по различным причинам, может привести к очень серьезным последствиям для двигателя.
Если причина перегрева мотора не ясна, то нужно обратиться в сервисный центр для диагностики всех составных частей системы. Если антифриз был залит более двух лет назад, то следует его заменить. И, конечно, обязательно следите за показателями температуры, чтобы своевременно увидеть, если она начнет расти. Ваша внимательность позволит сохранить работоспособность двигателя.