Автосервисы
Wilgood в Москве
Звоните c 09:00 до 21:00
+7 (800) 101-05-13
Только до
Черная пятница в Wilgood - контрольный осмотр бесплатно!
Узнать подробнее
Только до
Черная пятница в Wilgood - контрольный осмотр бесплатно!
Узнать подробнее

Ошибка стояночного тормоза: причины и устранение

12.11.2025
998
Время чтения: 10 минут
Обновлено: 12.11.2025
Сохранить статью:
Ошибка стояночного тормоза: причины и устранение

О чем речь? Ошибка стояночного тормоза – горящий индикатор на панели автомобиля при работающем и выключенном ручнике. Она сигнализирует о проблеме в данной системе, игнорирование которой чревато серьезными последствиями.

Что учесть? Чаще всего ошибка возникает из-за низкого уровня тормозной жидкости, неполадок в электросистеме, некорректной работы суппортов. Некоторые узлы под силу проверить самостоятельно, для других потребуется специальное оборудование, которое есть только в распоряжении СТО.

Что собой представляет стояночный тормоз

Стояночный тормоз, который еще называют ручным (в некоторых автомобилях, особенно на рынке США, встречается в ножном варианте), предназначен для удержания автомобиля в неподвижном состоянии после остановки. Изначально его функции были более расширенными.

Этот механизм использовали как запасную систему, способную остановить машину при отказе основных тормозов. Поэтому в старых руководствах по эксплуатации он часто упоминался как аварийный. В современных авто стояночный тормоз не обладает той же эффективностью, что и основные системы торможения, и применяется исключительно для фиксации машины после остановки.

Принцип работы рассматриваемого механизма простой. Он функционирует автономно, не завися от основных тормозов, и приводится в действие механическим способом с помощью рычагов и стальных тросов. При включении ручника последние, соединенные с колодками, натягиваются. Так осуществляется блокировка колеса.

В современных электронных стояночных тормозах (EPB) тросы могут отсутствовать. При активации электронного ручника электродвигатель в каждом суппорте заднего диска или барабана приводит колодки этой системы в прижатое положение, ограничивая движение соответствующих колес. Это общее описание принципа работы стояночного тормоза. Конкретная конструкция может различаться в зависимости от модели автомобиля.

Что собой представляет стояночный тормоз
Источник: drive2.ru

Особого внимания заслуживает система, известная как трансмиссионный (центральный) тормоз. Она преимущественно используется на коммерческом транспорте — грузовиках, крупных внедорожниках и некоторых больших легковых автомобилях. Как следует из названия, в этой системе усилие действует не на колеса, а на трансмиссию.

Центральный стояночный тормоз монтируется прямо на приводном валу и удерживает транспортное средство за счет его блокировки. Этот тип механизма полностью независим от основного рабочего и чаще всего применяется на автомобилях с задним приводом. Центральные стояночные тормоза могут быть как барабанными, так и дисковыми. Этот механизм способен воздействовать на колеса не только задней, но и передней оси.

Подобные системы применялись почти до конца XX века, например, на машинах SAAB, известных нестандартными техническими решениями. Такие тормоза использовались на гоночных авто, некоторых видах спецтехники.

Зачем нужна лампочка стояночного тормоза

Чаще все индикаторы на приборной панели автомобиля выполняют функцию предупреждения. Они сигнализируют о возникших неполадках или неисправностях. В таких случаях рекомендуется обратиться в автосервис, где проведут компьютерную диагностику и предложат необходимые меры по ремонту.

Изначально, если высвечивается ошибка стояночного тормоза, это не указывает на неисправность. Индикатор просто сигнализирует, что автомобиль находится на ручнике. Как только рычаг опускается, лампочка гаснет. Это наглядно показывает, что указатель на приборной панели связан напрямую с тормозным механизмом.

Фактически эта лампочка загорается даже при небольшом движении рычага. Если слегка приподнять его, не доходя до первого щелчка, контакт уже замыкается, и индикатор активируется.

Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок

Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок - 300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ

  • Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
  • Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
  • Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях

Установите приложение за 2 простых действия:

Сигнал на приборной панели не горит лишь если рычаг полностью опущен в горизонтальное положение. Если же автомобиль тронулся, а индикатор все еще светится, значит, ручник не опущен до конца. Это нередко вызывает недоумение у многих водителей.

Но горящий индикатор может свидетельствовать о проблемах с тормозной системой автомобиля. Лампочка выполняет не только функцию сигнала о положении рычага. Она и предупреждает водителя о возможных неисправностях: например, о растянутом тросе механизма, недостаточном уровне тормозной жидкости в гидравлической системе.

Существуют иные причины, из-за которых индикатор может активироваться. Если лампочка ручного тормоза горит или мигает во время движения и не реагирует на поднятие или опускание рычага, это сигнализирует о проблеме с тормозной системой автомобиля. Такая ситуация крайне опасна. Поэтому необходимо как можно скорее обратиться в автосервис, чтобы определить и устранить причины загорания индикатора.

Почему возникает ошибка стояночного тормоза

Индикатор стояночного тормоза в автомобиле проявляется, когда на панели приборов загорается или мигает соответствующая лампочка. В нормальном состоянии она светится только при постановке машины на ручник и гаснет, когда он возвращается в исходное положение. Если же индикатор загорается во время движения или мигает независимо от положения механизма, это сигнализирует о неисправностях в тормозной системе.

Почему возникает ошибка стояночного тормоза
Источник: drive2.ru

Причин, по которым загорается индикатор ручного тормоза, немного. Рассмотрим наиболее распространенные:

  1. автомобиль стоит на ручнике;
  2. уровень тормозной жидкости ниже нормы;
  3. поврежден бачок для данного состава: неисправен поплавок, треснула крышка, вышел из строя датчик и т. д.;
  4. появились проблемы в электрической системе: контакты соединяются недостаточно надежно на всех участках цепи тормозного механизма автомобиля;
  5. износ соответствующих колодок;
  6. неправильная работа тормозного суппорта;
  7. неисправность электроники автомобиля: возможен сбой программного обеспечения, из-за чего индикатор загорается ошибочно;
  8. повреждения различных компонентов тормозной системы;
  9. неисправность ручника.
Не нашли решение своей
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!

Перезвоним в течение 1 минуты

    Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных

    Рычаг данного тормоза может повреждаться по разным причинам:

    • частое и активное использование ручника со временем приводит к износу стальных тросов;
    • изменение свойств материала, что нельзя восстановить;
    • частое использование ручного тормоза при резком торможении: водитель может задействовать его полностью как при экстренной ситуации, так и в состоянии испуга;
    • разрыв или залом троса механизма – при такой поломке его необходимо заменить в смотровой яме, на эстакаде или лежа под автомобилем.

    Важно: ни в коем случае не садитесь за руль и не отправляйтесь в дорогу, если горит индикатор ручного тормоза. Сначала нужно устранить неисправности этой системы самостоятельно или обратиться за помощью в автосервис.

    Что делать, если горит ошибка стояночного тормоза

    Без специального оборудования, смотровой ямы или подъемника трудно самостоятельно диагностировать серьезные неполадки тормозной системы. Тем не менее, чаще всего, когда на ходу загорается индикатор ручника, это связано с незначительными проблемами, которые автовладелец может устранить сам. Если же вы сомневаетесь в своих силах, лучше сразу обратиться к профессиональным автомеханикам.

    Что делать, если горит ошибка стояночного тормоза
    Источник: flectone.ru

    Для диагностирования потребуется смотровая яма, подъемник или эстакада. При наличии такого оборудования в гараже водитель сможет сам выявить и исправить это без посещения СТО.

    После того как автомобиль удобно установлен для диагностики, надо выполнить такие действия:

    • Проверьте работу ручного тормоза, несколько раз поднимая и опуская рычаг, при этом внимательно наблюдайте за поведением индикаторной лампы.
    • Проверьте уровень тормозной жидкости. Но сначала убедитесь, что автомобиль установлен на ровной горизонтальной поверхности.
    • При недостаточном уровне состава долейте его в бачок и снова проверьте, горит ли индикаторная лампа.
    • Если она продолжает светиться, извлеките датчик-поплавок из бачка тормозной жидкости. Осмотрите и очистите его: именно этот элемент часто становится причиной проблемы.
    • Оцените состояние тормозных колодок. Если износ достигает 80 % и более, лампа может загораться, даже когда ручник опущен. В этом случае оптимальным решением будет замена колодок на новые.

    Когда после всех проведенных действий лампочка ручника продолжает загораться во время движения, необходимо обратиться в профессиональный автосервис. Вероятнее всего, в этой системе присутствуют серьезные неполадки. Перед поездкой в сервис убедитесь, что тормоза корректно реагируют на нажатие педали.

    Что делать, если лампочка стояночного ручника не загорается

    Как и другие диагностические индикаторы на панели, лампа тормоза загорается при запуске двигателя, даже если ручник не включен. Через 5–7 секунд после старта мотора она гаснет. Это система управления подтверждает, что тормоза исправны и готовы к безопасной эксплуатации.

    Если при запуске двигателя лампочка не загорается, водителю следует проверить сам индикатор. В таких случаях причиной нередко становятся перегоревшие или поврежденные провода.

    Итак, если лампочка ручника не загорается, что нужно делать в этом случае? В первую очередь – проверить работу стояночного тормоза. Другие возможные причины могут быть следующими:

    • перегорела сама лампа, например светодиод;
    • повреждены или оборваны провода;
    • к индикатору не подключено питание «плюс».

    Иногда неполадки возникают в электрической цепи генератора, где задействованы два провода: коричневый и красный. Для проверки заведите двигатель и коснитесь первым металлической части кузова. При этом датчик заряда аккумулятора должен загораться вместе с индикатором тормозной системы — это реализовано через дублирование при запуске с помощью диода. Если светится только один — батареи или тормозов — вероятная причина – неисправный диод.

    Какие дополнительные меры рекомендуют опытные водители при появлении ошибки электромеханического стояночного тормоза:

    • Тщательно осмотрите концевой выключатель и его разъем.
    • На верхе рукоятки найдите скрытый стопор, аккуратно нажмите на него и извлеките.
    • Сделайте проверку предохранителей.
    • Убедитесь, что фиксатор надежно закреплен на пластине, чистый и рядом нет посторонних предметов.
    • Переместите рычаг привода вниз и вверх.
    • Легонько постучите по панели приборов. Иногда этот простой прием помогает при неустойчивом контакте.

    Часто неполадки связаны с проблемами пружины в механизме зацепления. Обычно рекомендуется заменить ее, но иногда достаточно извлечь ее, растянуть и установить обратно.

    Рассмотрим пример на автомобиле ВАЗ, как правильно снять и вернуть на место фиксатор:

    1. Поверните кнопку против часовой стрелки, чтобы снять ее.
    2. Извлеките пружину из тягового стержня.
    3. Аккуратно растяните ее в разные стороны, увеличив длину примерно на три сантиметра.
    4. Соберите все детали в обратном порядке, возвращая их на прежние места.

    Обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации автомобиля перед выполнением любых действий. В технической документации содержатся полезные рекомендации и инструкции, позволяющие проводить диагностику безопасно для механизмов и узлов.

    Часто задаваемые вопросы об ошибке стояночного тормоза

    С помощью каких инструментов проводится диагностика?

    Для проверки тормозной системы, включая стояночный тормоз, могут понадобиться:

    • Домкрат и прочные подпорки. Применяются для надежной фиксации автомобиля при работе с тормозной системой.
    • Набор головок и колесный ключ— используются для действий с колесами.
    • Линейка или штангенциркуль — нужны для замера толщины тормозных колодок и дисков.
    • Металлическая щетка, набор отверток — используют при визуальном осмотре элементов.
    • Инспекционная лампа или фонарик — применяются для подсветки при работе с тормозной системой.
    • OBD-II-сканер — используется для диагностики современных автомобилей.
    • Тормозная жидкость, насос или шприц для прокачки — применяются для контроля уровня жидкости и прокачки данной системы.

    Для диагностики также могут использоваться тормозной испытательный стенд, датчики износа колодок, манометры и другие тестовые приборы, оптические инструменты, такие как эндоскопы.

    Какими могут быть причины, если светятся датчики АБС и ручника?

    При неполадках в антиблокировочной системе одновременно загораются индикаторы ABS и тормоза. Две лампы предусмотрены специально: если одна перегорит, вторая все равно покажет, что ручник активирован.

    К чему приведет поездка на авто при включенном ручном тормозе?

    Это причина ускоренного износа тормозных колодок, дисков и барабанов. Кроме того, из-за перегрева могут повредиться элементы всей данной системы.

    Когда ошибка стояночного тормоза загорается или мигает во время движения, независимо от того, включен ручник или нет, это с высокой вероятностью указывает на отказ отдельных элементов этой аппаратуры. Такая ситуация крайне опасна. В первую очередь рекомендуется немедленно обратиться на СТО для диагностики и ремонта неисправных тормозов.

    Источник изображения в шапке статьи: srattha nualsate / shutterstock.com

    Позвонить
    бесплатно
    В «Счастливые часы»
    СКИДКА
    В «Счастливые часы» СКИДКА
    блогнг
    7 секретов от экспертов Wilgood: Как сэкономить 78 000 ₽ на обслуживании авто за год
    Шабанов Олег Вячеславович
    Эксперт в области обслуживания автомобилей

    За годы работы в Wilgood я разработал систему ухода за автомобилем, которая экономит нашим клиентам в среднем 78 000 ₽ в год. Эти простые приемы подходят для любой марки авто и не требуют специальных навыков.

    Наш опыт показывает, что 70% крупных ремонтов можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на мелкие детали. Именно поэтому мы в Wilgood разработали уникальную методику диагностики, которая позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.

    Применяя наши советы, вы не только сэкономите деньги, но и продлите срок службы вашего автомобиля минимум на 50 000 км. Скачивайте бесплатно и используйте уже сегодня:

    Узнайте, как открыть автосервис
    по франшизе и зарабатывать
    от 750 235 ₽ в месяц
    Вилгуд дарит 100.000 ₽
    на открытие!
    Узнать подробнее Посмотреть отзывы франчайзи