- Что такое картер двигателя
- Какие функции выполняет картер двигателя
- Охлаждение узлов и агрегатов
- Защита деталей двигателя
- Причины повышенного расхода масла в двигателе
- Изнашиваются уплотнительные элементы
- Естественный износ маслосъемных колпачков
- Износ поршневых колец или цилиндров
- Неправильно подобранная вязкость масла
- Неправильная работа системы вентиляции картерных газов
- Как снизить расход масла в двигателе
- Чем опасна утечка масла из двигателя
- Что делать при обнаружении утечки масла из двигателя
- Повреждение сальников коленчатого вала
- Негерметичность шлангов
- Неплотное прилегание клапанной крышки
- Наличие повреждений прокладки ГБЦ
- Поврежденный или засоренный масляный фильтр
- Слишком сильное давление картерных газов
- Пробой поддона картера
- Часто задаваемые вопросы о масле в картере двигателя
- С какой периодичностью необходимо осуществлять проверку уровня масла в картере двигателя?
- Где располагается картер двигателя?
- Какая норма расхода масла?
О чем речь? Масло в картере двигателя обеспечивает смазку всех трущихся деталей, отводит тепло, защищает от коррозии и устраняет продукты износа. Контроль уровня жидкости – залог долговечности и бесперебойной работы автомобиля.
На что обратить внимание? Повышенный расход масла в двигателе может говорить о серьезных неисправностях. Основные причины – утечка или сгорание. В любом случае следует посетить автосервис для диагностики и, если потребуется, ремонта автомобиля.
Что такое картер двигателя
В любом автомобиле, который оснащается двигателем внутреннего сгорания, есть картер, это важный компонент силового агрегата.
Джон Картер, английский инженер, изобрел данное устройство в 1889 году. В то время был необычайно популярен велосипед марки Sunbeam, для которого ученый и разработал первый в мире картер – механизм предназначался для смазывания цепи и хранения масла таким образом, чтобы оно не подвергалось внешним воздействиям.
Спустя какое-то время началось стремительное развитие автомобильной техники, и картер стал востребован в этой отрасли. Во всех узлах, которые работают с масляной средой, в том числе и в двигателях внутреннего сгорания, теперь присутствует этот элемент.
Картер является важным компонентом двигателя внутреннего сгорания, поскольку в данном «резервуаре», или «емкости», размещается основная часть моторного масла, необходимого для смазки различных деталей.
В его нижней части расположены коленчатый и балансировочный валы, а также масляный насос. Сверху установлены цилиндры, крепление которых осуществляется болтовыми соединениями. Блоки отделяются от картера с помощью специальной уплотнительной прокладки.
В вертикальных стенках расположены специальные каналы, через которые масло свободно перетекает в поддон, где происходит его дальнейшее остывание и подготовка к новому циклу работы. На стенках резервуара предусмотрены магнитные вставки, с помощью которых улавливаются металлические вкрапления, образовавшиеся из-за естественного износа кривошипно-шатунного механизма.
Некоторые модели двигателей оснащаются дополнительной защитой из металлической сетки с мельчайшими ячейками. Такая конструкция позволяет задерживать более крупные частицы, препятствуя их оседанию на дно поддона.
Из-за проникновения в корпус выхлопных газов, а также концентрации паров масла качество смазки ухудшается. Избавиться от этой проблемы можно путем вентиляции картера, для чего в нем предусмотрена установка небольшой трубки, которая подключается либо к головке блока цилиндров, либо к воздушному фильтру.
Какие функции выполняет картер двигателя
Ключевая задача картера состоит в креплении подвижных механизмов, бесперебойная работа которых возможна только при условии обильной смазки. В картере силового агрегата располагается много важных элементов, среди которых масляный насос, коленвал, балансировочный вал и так далее.
Кроме обеспечения смазки, к функциям картера относятся:
Охлаждение узлов и агрегатов
Следствием любого вращающего движения деталей является сильный нагрев их поверхностей. Из-за этого масло, которое находится в емкости, тоже постепенно нагревается и теряет свои свойства.
Для предотвращения такого эффекта смазка нуждается в охлаждении. Резервуар прекрасно справляется с этим, поскольку он находится в постоянном контакте с прохладным потоком воздуха. Чем быстрее движется транспортное средство, тем сильнее поток и лучше охлаждение.
Защита деталей двигателя
Для изготовления картера двигателя и коробки передач применяется особо прочный металл. Это смягчает последствия ошибок неопытных автомобилистов, которые могут при движении по плохим дорогам повредить узлы и механизмы автомобиля.
Картер защищает вращающийся вал и масляный насос от возможных деформаций при ударе. Его корпус может немного погнуться или деформироваться, но при этом не лопнуть и остаться целым.
Конечно, если на большой скорости удариться о бетонный блок, то никто не может дать гарантий целостности картера, но все же это неплохая защита.
Если речь идет о трансмиссионных картерах, то их конструкция такова, что валы и шестерни устанавливаются в один механизм, который фиксируется на раме машины.
Причины повышенного расхода масла в двигателе
Нередко водители, особенно начинающие, задаются вопросом, куда может расходоваться масло в двигателе. Как показывает практика, ответов может быть только два. Первый заключается в наличии утечек через прокладки или сальники. Второй вариант – это сгорание масла в камере двигателя.
Стенки цилиндров, поршни и кольца тоже нуждаются в смазке. В процессе движения поршня вниз маслосъемное кольцо может не до конца убирать масло, поэтому его остатки сгорают вместе с топливной смесью. Также в камеру сгорания масло может попадать через сальники клапанов, так называемые маслосъемные колпачки. Еще одним вариантом сгорания смазки является ее попадание в коллекторы через турбину.
Причин «масложора» может быть несколько, основные из которых приведены ниже:
Изнашиваются уплотнительные элементы
В результате естественного износа сальников или прокладок масло может просто утекать через неплотности. Для того чтобы такого не происходило, необходимо регулярно проводить осмотр силового агрегата сверху и снизу. Если где-нибудь будут заметны следы потеков или влажной грязи, то это свидетельствует о наличии проблемы с уплотнителями. В некоторых случаях при утечках расход масла может быть довольно высоким.
Естественный износ маслосъемных колпачков
Данные элементы ничем не отличаются от прокладок и сальников, поэтому со временем они «дубеют» или, другими словами, теряют эластичность и не могут работать с прежней эффективностью, поэтому расход масла увеличивается. Решается данная проблема простой заменой колпачков на новые.
Износ поршневых колец или цилиндров
В некоторых случаях может наблюдаться параллельный износ обоих этих элементов. Из-за чего это происходит? Изношенные маслосъемные кольца начинают оставлять на стенках цилиндров большее количество масла, которое впоследствии сгорает вместе с топливной смесью. Но кроме естественного износа, кольца могут «залегать», то есть терять свою работоспособность вследствие сильного нагара.
Неправильно подобранная вязкость масла
Подбор масла необходимо осуществлять строго в соответствии с рекомендациями производителя. Не стоит полагаться на мнения и опыт бывалых водителей. В зависимости от конструкции силового агрегата, может заливаться масло от 0W20 до 15W40. Если будет заливаться масло с меньшей вязкостью, то расход его будет значительно больше.
В некоторых случаях при одинаковой вязкости масла может встречаться повышенный его расход. Это зависит от конкретного производителя.
Неправильная работа системы вентиляции картерных газов
Повышенный расход масла является явным признаком того, что система ВКГ неисправна. Смазка может выдавливаться через имеющиеся неплотности или вместе с воздухом втягиваться в цилиндры. Из-за этого вроде бы исправный мотор начинает усиленно потреблять масло, а владельцу авто приходится его постоянно доливать, до устранения неисправности.
Как снизить расход масла в двигателе
Для того чтобы расход масла пришел в норму, необходимо выполнить следующее:
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
- Устранить все возможные утечки. Сальники и прокладки, подверженные естественному износу, нужно заменить на новые.
- Подобрать масло, рекомендуемое производителем транспортного средства.
- Практиковать использование присадок. В этом случае вязкость масла увеличивается, резина уплотнителей смягчается, что приводит к защите от протечек.
- Выполнить мероприятия по прочистке колец. Это можно сделать с помощью специальной автохимии. При небольшой степени закоксованности такие действия являются эффективными в борьбе с повышенным расходом масла.
- Заменить маслосъёмные колпачки. Из-за воздействия повышенных температур и нагрузок, теряется эластичность и герметичность резиновых колпачков, что позволяет маслу проникать в камеру сгорания.
- Восстановить нормальную работу систему вентиляции картерных газов. Сделать это можно путем контроля состояния картера и маслоотделителя. При заклиненном клапане узла наблюдается поступление масла в трубопровод впуска, что характеризуется его повышенным расходом.
- Проходить регулярное техническое обслуживание автомобиля в сроки, указанные производителем. В результате такого шага все неисправности можно выявить на начальном этапе и небольшими силами и средствами их устранить.
Специалисты рекомендуют обращаться на специализированные СТО для точной диагностики повышенного расхода масла и дальнейшего устранения неисправностей.
Чем опасна утечка масла из двигателя
Если есть утечка масла из двигателя, то это всегда проблема. Узнать о ней проще всего по наличию масляного пятна, которое появляется под передней частью транспортного средства после его длительной стоянки. Так, в течение одной ночи под автомобилем может появиться лужица масла приличных размеров.
Если из двигателя вытекает масло, то это может привести к следующим проблемам:
- Уменьшению объема моторного масла в силовом агрегате. Недостаточное количество смазывающей жидкости приводит к масляному голоданию, которое может закончиться тем, что двигатель заклинит и разрушатся некоторые иные элементы. Такие последствия могут спровоцировать возникновение аварийной ситуации на дороге.
- Загрязнению двигателя и всего моторного отсека. Масляная пленка на поверхности узлов и агрегатов, как магнит, притягивает пыль и грязь в подкапотном пространстве. Грязевой слой препятствует естественному отводу тепла, в результате чего система охлаждения вынуждена работать на пределе своих возможностей. В некоторых случаях из-за этого возможен перегрев силового агрегата, а также возгорание в подкапотном пространстве.
- Постоянному доливу масла до требуемого уровня. При этом важно доливать масло той же марки и вязкости, какое было залито изначально, в соответствии с рекомендацией производителя. При доливе нельзя использовать недорогую смазку.
- Проблемам с электрикой. При утечке масла из двигателя оно накапливается в свечных колодцах, что мешает системе зажигания корректно работать, и в результате силовой агрегат начинает троить. Попадающее на провода масло повреждает их изоляцию, а также уплотнители и демпфирующие подушки.
- Регулярной мойке двигателя, из которого происходит утечка масла. Только так автовладелец может обезопасить от возгорания подкапотное пространство. Это приводит к дополнительным финансовым затратам.
Определить факт утечки масла из двигателя можно при регулярной проверке его уровня с помощью масляного щупа. Ниже дано подробное описание, как проводить данную процедуру:
- автомобиль необходимо расположить на ровной площадке;
- выждать около 15 минут после остановки для того, чтобы все масло стекло в картер;
- извлечь щуп и протереть его ветошью;
- вернуть щуп на место до упора, снова достать и посмотреть уровень.
Если в результате проверки выяснится, что объем масла существенно уменьшился, то необходимо предпринять срочные меры по выяснению причины.
Что делать при обнаружении утечки масла из двигателя
Любой автомобилист может столкнуться с такой проблемой, как утечка масла. При этом сразу же возникает вопрос – что делать? Самостоятельно искать причину и устранять неисправность или же довериться профессионалу?
Для нормальной работы силового агрегата смазочные жидкости являются жизненно важной частью. Система смазки должна быть герметичной, что возможно только при наличии исправных специальных уплотнителей (прокладок, сальников и манжет). Если же герметичность нарушается и появляется утечка масла, то автовладелец должен в кратчайшие сроки доставить транспортное средство на диагностику.
Некоторые виды неисправностей можно попробовать устранить своими силами, для чего необходимо отыскать источник утечки:
Повреждение сальников коленчатого вала
Сальники коленвала являются наиболее распространенной причиной протечек смазывающей жидкости. Они могут подвергнуться деформации из-за использования масла низкого качества, перегрева силового агрегата, несвоевременной замены масла и фильтров, частой промывки двигателя. Не исключается и естественный износ сальников, в результате которого они дубеют.
Такую неисправность очень сложно устранить самостоятельно, поскольку при замене сальников требуется частичная разборка мотора. Лучшим вариантом ремонта будет обращение на специализированную СТО.
Негерметичность шлангов
Если утечка масла связана с нарушением герметичности шлангов, то проблему можно решить своими силами. Для этого нужно подтянуть все соединения, запустить двигатель и дать ему поработать в течение 15 минут. После этого все соединения проверяют на наличие старых и новых подтеков.
Если это не помогло, то все дело в естественном износе шлангов, в которых появляются микротрещины. В этом случае их нужно заменить на новые.
Неплотное прилегание клапанной крышки
В большинстве случаев утечка возникает из-за наличия дефектов прокладки клапанной крышки. Если у собственника авто есть опыт ремонта транспортных средств, то замена прокладки не вызовет никаких затруднений. В противном случае необходимо обращение в проверенный автосервис.
Для замены прокладки потребуется снять крышку, произвести ее очистку от загрязнений и масляных потеков, просушить. После этого, установив новую прокладку, крышку возвращают на место. В некоторых случаях можно применять специальный герметик для уплотнения соединения. При установке крышки важно соблюдать правильную последовательность и силу затяжки болтов.
Наличие повреждений прокладки ГБЦ
В этом случае прокладку головки блока цилиндров необходимо заменить. Данные работы лучше доверить профессионалам СТО, у которых есть соответствующий опыт и инструменты.
Поврежденный или засоренный масляный фильтр
Такая ситуация может возникнуть вследствие использования дешевого некачественного масла, деформации уплотнительной резинки или несвоевременного технического обслуживания. Признаком утечки масла в этом случае будет сизый дым, запах горелого масла, посторонние звуки в двигателе, повышенный масложор.
Исправить ситуацию может только замена масляного фильтра.
Слишком сильное давление картерных газов
Из-за неисправностей в системе вентиляции картера возможно повышение давления, что может стать причиной утечки масла. Засорение системы вентиляции может произойти вследствие применения некачественного масла или не рекомендованного заводом-производителем.
Ремонт заключается в промывке силового агрегата, чистке вентиляционных каналов и заливке нового «правильного» масла.
Пробой поддона картера
В такой ситуации самым правильным решением будет приобретение нового поддона. Но если такая возможность отсутствует, то временным выходом из ситуации может стать «холодная сварка» или заделка пробоины эпоксидным клеем, в который добавляется металлический порошок.
Часто задаваемые вопросы о масле в картере двигателя
С какой периодичностью необходимо осуществлять проверку уровня масла в картере двигателя?
В среднем проверку уровня масла нужно производить через каждые 2000 километров пробега. Но практически у каждого автопроизводителя есть свои собственные рекомендации. Особенно это касается двухтактных двигателей, конструкция которых предполагает повышенный расход масла.
Где располагается картер двигателя?
Такой вопрос может возникнуть только у начинающего водителя, поскольку он не совсем корректен. Картер двигателя является составной частью самого силового агрегата, поэтому и располагается там же. Картер двигателя находится между коленвалом и поддоном.
Какая норма расхода масла?
Для двигателей, пробег которых составляет менее 100 000 километров, нормальным считается расход в пределах 100 граммов на 1000 километров. Таким образом, если межсервисный интервал 10 000 километров, то долив масла не требуется. Между верхней и нижней отметкой уровня масла вмещается как раз около одного литра, поэтому ниже минимальной отметки уровень не упадет.
Чтобы ваш автомобиль был всегда на ходу и в исправном состоянии, необходимо выполнять определенные несложные правила. В первую очередь важно соблюдение рекомендованных производителем интервалов прохождения технического осмотра.
Во-вторых, нужно стараться пользоваться только оригинальными деталями и комплектующими. Также нельзя доводить ситуацию до масляного голодания двигателя, важно следить за работой системы вентиляции картерных газов, использовать рекомендованное моторное масло.
Изображение в шапке статьи: drive2.ru