- Устройство стартера
- Корпус
- Передняя и задняя крышки корпуса
- Якорь
- Щеткодержатель и щетки
- Втягивающее реле
- Силовые контакты или пятаки, и подвижная перемычка
- Бендикс или обгонная муфта
- Признаки неисправности стартера
- Как проверить стартер
- Проверка стартера с помощью АКБ
- Крутит ли стартер
- Проверка втягивающего реле
- Проверка щеток стартера
- Проверка бендикса
- Проверка обмотки стартера
- Проверка якоря стартера
- Часто задаваемые вопросы о проверке стартера
- Возможно ли сымитировать стартером запуск двигателя?
- Какие инструменты потребуются для проверки работоспособности?
- Возможно ли продлить срок службы стартера?
Как проверить стартер? Для этого понадобятся мультиметр, набор ключей и простые приспособления. Также перед проверкой необходимо разобраться в устройстве детали и точно установить, что проблема именно в ней.
На что обратить внимание? Во время проверки оценивают работоспособность бендикса, втягивающего реле, щеток и обмоток стартера. Сделать это можно в домашних условиях, иногда даже не снимая устройство.
Устройство стартера
Стартер современного автомобиля состоит более чем из 50 деталей. Для того чтобы понять принцип работы этого устройства, необходимо знать его базовую схему и основные компоненты. Стартер состоит из следующих частей:
Корпус
Корпус в большинстве случаев имеет цилиндрическую форму. В нем размещаются магнитные сердечники, которые по-простому называются «башмаки», в количестве четырех штук.
В старой конструкции стартера была предусмотрена обмотка возбуждения, на которую приходит ток от аккумуляторной батареи. Современные устройства оснащаются постоянными магнитами, которые выступают в роли статора электрического двигателя.

Передняя и задняя крышки корпуса
В них которые запрессованы втулки из меди или латуни, которые играют роль подшипников, необходимых для вращения вала стартера.
Якорь
Он состоит из напрессованных на вал стартера сердечника и нескольких пластин, на которые намотаны соединенные в цепь обмотки стартера. Выходы с этих обмоток подключаются к коллектору, расположенному на той же оси.
Щеткодержатель и щетки
Эти компоненты имеют вид металлических обойм с расположенными внутри пружинками и находятся в задней части стартера. Щетки – это угольно-графитные контакты. Именно на них непрерывно давят пружинки, тем самым прижимая их к подвижному коллектору.
Всего в стартере одна пара положительных щеток, которые подключаются к плюсу АКБ при работе стартера, и одна пара отрицательных, присоединенных к массе. В момент поворота ключа зажигания через толстый кабель, рассчитанный на ток 400 А, на щетки подается напряжение с аккумуляторной батареи, вследствие чего стартер начинает вращаться и происходит запуск силового агрегата.
Втягивающее реле
Этот узел крепится на корпус стартера с наружной его части. Реле работает как электромагнит, с помощью которого происходит втягивание металлического сердечника. Одной стороной он замыкает контакты, в результате чего происходит подача напряжения на щетки, и таким образом он выполняет функции реле. Другой стороной он перемещает бендикс, или обгонную муфту, для соединения с маховиком двигателя.
Силовые контакты или пятаки, и подвижная перемычка
Они представляют собой болты, изготовленные из меди и прикрученные к крышке реле. К ним гайками присоединяют провода, идущие от АКБ и положительной пары щеток стартера. При получении реле питания от включенного зажигания происходит смещение сердечника, который посредством своего подвижного контакта замыкает пятаки между собой.
Бендикс или обгонная муфта
Этот компонент необходим для того, чтобы передавать крутящий момент на маховик двигателя. В процессе запуска происходит смещение бендикса вперед по оси стартера, в результате чего его шестерня входит в зацепление с маховиком силового агрегата и раскручивает его.
Для того чтобы не происходила обратная передача усилия при работающем моторе, в бендиксе предусмотрено наличие обгонной муфты, благодаря которой шестерня вращается быстрее, чем ось стартера. Это необходимо для исключения поломки при передаче крутящего момента от стартера к силовому агрегату.
Принципиальная схема работы стартера выглядит следующим образом: при повороте водителем ключа зажигания цепь втягивающего реле замыкается, после чего силовой ток от аккумуляторной батареи через пятаки подается на коллектор стартера.

Магнитное поле, создаваемое в обмотках, заставляет вращаться вал и посаженный на него бендикс. Одновременно с этим втягивающим реле бендикс сдвигается таким образом, что он входит в зацепление и вращает маховик двигателя. Когда двигатель начинает работать, ключ зажигания возвращается в исходное положение, в результате чего происходит размыкание цепи, и обгонная муфта отходит от маховика.
Признаки неисправности стартера
Любое оборудование может ломаться. Как проверить стартер? Ниже перечислены основные признаки, при появлении которых необходимо проверить работоспособность системы запуска силового агрегата:
- неисправность втягивающего реле, что проявляется в отсутствии щелчков и неподвижности якоря;
- поломка или полный разряд АКБ;
- окисление контактов аккумулятора или наконечников, соединенных с ними;
- наличие неплотного контакта наконечников, которые соединяются с батареей или стартером;
- обрыв кабеля, с помощью которого происходит соединение стартера с замком зажигания, а также отсутствие напряжения на клеммных болтах;
- обрыв, пробив на массу или замыкание втягивающего реле.
В некоторых случаях наблюдается следующая картина: втягивающее реле работает исправно, и двигатель заводится, но вращение якоря либо полностью отсутствует, либо он вращается слишком медленно.
Это может происходить по следующим причинам:
- на клеммных болтах, расположенных на втягивающем реле, нет контакта;
- щетки неработоспособны в результате их повреждения или естественного износа;
- подгорели пластины коллектора;
- есть повреждение изоляции, побита обмотка, произошло замыкание между витками;
- имеется поврежденная изоляция держателя положительной пары щеток;
- случилось замыкание или повреждение изоляции коллекторных пластин.
Если неисправность выражается при отсутствии вращения коленвала, но при этом якорь вращается, то причины могут заключаться в:
- проскальзывании обгонной муфты;
- наличии неисправности устройства свободного хода – пружины бендикса или подводкового колечка;
- отсоединении или неисправности вилки привода стартера.

Если стартер продолжает работать после того, как завелся двигатель, то причинами такого явления могут быть:
- заклинившая вилка провода;
- неисправная пружина включения зажигания;
- заклинивший привод стартера на валу или клеммы втягивающего реле при работающем силовом агрегате;
- сломанная пружина, с помощью которой осуществляется возврат в исходное положение обгонной муфты или втягивающего реле;
- заедание втягивающего реле;
- ослабление крепежа, который соединяет ДВС машины с электромагнитным двигателем.
Если при проверке стартера после запуска слышен громкий шум, то это признак следующих неисправностей:
- наличие сильного износа таких деталей якоря, как втулки и шейки;
- корпус стартера поврежден на участке нахождения привода;
- повреждены зубья маховика или бендикса;
- ослабли болты крепления электродвигателя;
- на стартере плохо закреплена заряженная клемма, и она касается вращающегося якоря.
Как проверить стартер
Существует несколько способов, как проверить стартер на работоспособность, основные из которых приведены ниже:
Проверка стартера с помощью АКБ
Как проверить стартер от аккумулятора, и что может показать такая проверка? С помощью такого действия можно определить, правильно ли работает стартер, так как в то время, когда он стоит в сборе на машине, о работе данного устройства мало что можно узнать, за исключением случаев наличия щелчков.
В связи с этим если замкнуть клеммы с выводами на корпусе стартера и на втягивающем реле, то появится возможность определить наличие неисправностей на них, убедиться в том, крутится ли мотор стартера и срабатывает ли реле.

Крутит ли стартер
Установленный на автомобиль и исправно работающий стартер должен выдвигать и крутить шестерню.
Проверить его способность крутить маховик можно с помощью аккумулятора, для чего минусовую клемму необходимо присоединить на корпус, а плюсовая подключается к верхней клемме втягивающего реле и контакта его включения. Если стартер полностью исправен, то эти действия приведут к тому, что бендикс сдвинется и начнет прокручивать шестерню мотором.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Ниже описана более подробная проверка работоспособности каждого узла устройства запуска силового агрегата.
Проверка втягивающего реле
Для того чтобы проверить исправность втягивающего реле стартера, к нему необходимо подключить два провода. Один – это плюсовая клемма аккумуляторной батареи, а второй – минусовая клемма, подключаемая на корпус устройства. Исправно работающее реле будет обеспечивать стабильное выдвижение шестерни бендикса, при этом будет слышен характерный щелчок.
Если шестерня не выдвигается, то причина этого может заключаться в следующем:
- подгорели контакты втягивающего реле;
- заклинило якорь;
- перегорела обмотка реле или стартера.
Проверка щеток стартера
Как правило, щетки чаще всего проверяются одним из двух ниже описанных способов:
- Как проверить стартер напрямую
Первый способ заключается в проверке с использованием 12-вольтовой лампочки. Алгоритм действий при этом должен быть следующим: на щеткодержатель подключается один вывод лампочки, а другой – на корпус. Если лампочка будет гореть, то требуется замена щеток. Это обусловлено тем, что в защите есть пробои.
- Как проверить стартер мультиметром
Второй способ проверки щеток заключается в использовании данного прибора и применим только тогда, когда стартер находится в разобранном состоянии. Задачей в этом случае будет проверка замыкания на массу.
С помощью омметра нужно измерить величину сопротивления между щеткодержателем и основным механизмом. Этот показатель должен стремиться к бесконечности. Во время разборки щеточного узла важно визуально осмотреть сами щетки, коллектор, втулки, обмотку и якорь.
Почему это так важно? Все просто: наличие выработки на втулках может привести к просадке тока во время запуска двигателя или нестабильному срабатыванию моторчика, а коллектор, который подгорел или имеет какие-либо повреждения, будет элементарно съедать щетки.
Изношенные втулки также могут способствовать тому, что якорь будет перекошен, вследствие чего износ щеток будет неравномерным, а это увеличивает риски межвиткового замыкания обмотки.
Проверка бендикса
Исправность работы бендикса можно проверить очень легко. Для этого понадобится наличие обычных тисков, в которые зажимается корпус обгонной муфты. Для исключения риска механического повреждения делать это необходимо через мягкую прокладку.
Исправный бендикс не должен прокручиваться ни в какую сторону. Если же он проворачивается, то это свидетельствует о неисправности обгонной муфты, так как в исправном состоянии при попытке провернуть в другую сторону ход должен стопориться.
Прокручивание стартера вхолостую возможно в том случае, если бендикс элементарно залег или у него съело все зубья. В результате визуального осмотра можно только определить повреждение зубьев шестерни, а вот залегание можно диагностировать после полной разборки и очистки редуктора от грязи и засохшей смазки.

Проверка обмотки стартера
Для проверки обмотки стартера можно использовать дефектоскоп или лампочку 220 В. Последовательность действий в этом случае схожа с проверкой исправности щеток.
Лампочку нужно последовательно подключить между обмоткой и корпусом статора, при этом один провод крепится на корпус, а второй к вводу обмотки. Если лампочка загорается, то это свидетельствует о наличии пробоя. В случае использования омметра значение сопротивления должно быть в районе 10 кОм.
Аналогично проверяется и обмотка ротора стартера. Один провод от лампочки прикладывается к пластине коллектора, а другой на сердечник. Если есть пробой, то есть горит лампочка, то требуется либо перемотка обмотки, либо полная замена ротора.
Проверка якоря стартера
Проверка якоря стартера осуществляется подачей напряжения в 12 V напрямую с АКБ на стартер, минуя реле. Если якорь крутит, значит он исправен, а если нет, то это говорит о наличии каких-либо проблем с ним или с щетками. Дальнейшая диагностика возможна только при полной разборке узла и проверке с помощью мультиметра.
Как правило, основными причинами неисправности якоря являются:
- наличие пробоя обмотки на корпус, который можно проверить с помощью мультиметра;
- распайка коллекторных выводов, диагностируемая при тщательном детальном осмотре;
- межвитковое замыкание обмотки, определить которое можно только при использовании специального прибора ППЯ.
В результате детального визуального осмотра при замыкании обмотки можно найти:
- стружку и иные токопроводящие частицы, застрявшие между ламелями коллектора;
- полностью выгоревшие ламели из-за наличия контакта между шиной обмотки и петушком.
Часто задаваемые вопросы о проверке стартера
Возможно ли сымитировать стартером запуск двигателя?
Да, возможно. Для этого нужно минус источника питания подключить на корпус, а плюс – на положительный контакт стартера, после чего плюсовой и управляющий контакты замыкаются. В результате этих действий шестерня выдвигается вперед, и двигатель начинает работать.
Какие инструменты потребуются для проверки работоспособности?
Проверка работоспособности возможна при наличии:
- тестера или мультиметра;
- контрольной лампы 12 V;
- силовых проводов;
- отверток;
- гаечных ключей.
Возможно ли продлить срок службы стартера?
Для того чтобы продлить срок службы стартера, необходимо соблюдать следующие правила:
- продолжительность работы стартера не должна превышать 15 секунд, после которых необходим сорокасекундный перерыв;
- как только стартер начал издавать нетипичные звуки, необходимо провести его диагностику;
- нестабильная работа стартера требует обязательного поиска причин этого явления;
- стартер и контакты всегда должны быть чистыми;
- ремень должен быть натянут.
Проверку стартера можно произвести своими силами, поскольку ничего сложного в этом нет. Конечно, если не хватает соответствующих знаний и опыта на предмет того, как проверить стартер, не снимая, или как проверить снятый стартер, то можно что-то упустить.
К тому же для диагностики потребуется наличие гаража и специального оборудования. Если вам удалось найти неисправность, то за этим следует поиск специалиста, который сможет грамотно ее устранить.
Изображение в шапке статьи: freepik / freepik.com