- Опасность черного дыма из выхлопной трубы
- Причины появления черного дыма у бензиновых и дизельных авто
- Особенности работы бензиновых двигателей и причины черного дыма
- Особенности дымления дизельных двигателей
- Конкретные неисправности, вызывающие черный дым из выхлопной трубы
- Загрязненный воздушный фильтр
- Неисправные топливные форсунки
- Ошибки датчика расхода воздуха
- Неисправность клапана ЕГР
- Износ поршневых колец
- Накопление отложений в двигателе
- Действия при появлении черного дыма из выхлопной трубы
- Часто задаваемые вопросы о черном дыме из выхлопной трубы
- Как понять причину появления черного дыма?
- Какая причина черного дыма у турбированных машин?
- Какова причина появления черного дыма из выхлопной трубы у машины на дизеле?
О чем речь? Черный дым из выхлопной трубы является индикатором серьезных неполадок: неисправности в работе форсунок, переобогащения топливной смеси, износа ЦПГ и проблем с системой зажигания.
На что обратить внимание? Причины черного дыма для бензиновых и дизельных двигателей схожи, за исключением системы зажигания, которой в автомобилях на тяжелом топливе просто нет. Чтобы выявить корень проблемы, потребуется комплексная диагностика.
Опасность черного дыма из выхлопной трубы
Выхлопные газы представляют собой сложную газовую смесь, образующуюся в результате сгорания топлива в двигателе внутреннего сгорания. Основу выхлопа из бензинового или дизельного двигателя (более 80 %) составляют азот и кислород — нейтральные компоненты атмосферного воздуха, не представляющие опасности.
До 5,5 % выбросов образует водяной пар, который при низких температурах конденсируется, придавая выхлопу характерный белый цвет. Остальные компоненты выхлопа, включая потенциально вредные вещества, в большинстве случаев не имеют выраженной окраски.
Исключение составляют продукты неполного сгорания топлива, например сажа. Повышенное содержание этих веществ приводит к появлению черного дыма из выхлопной трубы, что свидетельствует о нарушениях в работе двигателя или качестве топливной смеси.

Если вы заметили черный дым из выхлопной трубы вашего авто, не пренебрегайте диагностикой ДВС. Игнорирование проблемы приведет к неприятным последствиям:
- Расход топлива значительно увеличится.
- Повысится износ цилиндропоршневой группы, ведь излишки топлива в камере сгорания будут вымывать защитный слой масла со стенок цилиндров. Сухое трение приведет к ускоренному износу деталей и появлению задиров на элементах цилиндропоршневой группы.
- Деградация моторного масла. Проникающее в картер несгоревшее топливо смешивается с моторным маслом, повышая износ элементов ДВС, которые требуют масляной смазки.
- Разрушение катализатора и повреждение двигателя. Со временем забитый каталитический нейтрализатор начинает разрушаться, и частицы его керамического блока могут попадать в цилиндры двигателя, тем самым полностью выводя из строя ДВС.
- Ухудшение экологических показателей из-за токсичности черного дыма из выхлопной трубы.
Причины появления черного дыма у бензиновых и дизельных авто
Дым чернеет по причине наличия в нем сажи. Это микроскопические углеродные частицы, образующиеся при неполном сгорании топлива.В исправном двигателе они практически полностью дожигаются в камере сгорания. Появление заметного сажевого выхлопа всегда свидетельствует о нарушениях в работе силового агрегата.
Главной причиной появления черного дыма из выхлопной трубы является переобогащенная топливно-воздушная смесь. Есть еще несколько причин его возникновения: неисправность форсунок, неправильная работа системы зажигания, износ элементов ЦПГ или заправка некачественным топливом с примесями и без присадок.
Изношенный двигатель проявляет себя целым комплексом проблем:
- трудный запуск;
- потеря мощности;
- повышенный расход масла;
- характерный выхлоп у изношенного двигателя чаще не чисто черный, а с сизым или синеватым оттенком из-за попадания масла на цилиндры.
Распространено такое мнение, что всему виной топливный насос, который выдает повышенное давление и влияет на излишнее обогащение смеси. Но оно не совсем верно.
Действительно, насос всегда подает топливо с запасом, а вот за реальное давление в топливной рампе отвечает перепускной клапан (регулятор давления, который возвращает излишки топлива в бак). Именно его неисправность приводит к аномальному росту давления в рампе.

Особенности работы бензиновых двигателей и причины черного дыма
В современных бензиновых двигателях забитый воздушный фильтр крайне редко приводит к переобогащению смеси и появлению черного дыма. В отличие от старых карбюраторных моторов электронная система управления современных двигателей автоматически корректирует подачу топлива при недостатке воздуха.
В результате автомобиль может потерять мощность, но до появления черного дыма из выхлопной трубы машины на бензине дело обычно не доходит. Автомобиль скорее перестанет ехать, чем начнет дымить из-за загрязненного фильтра.
Гораздо чаще причиной черного дыма становятся неисправности электронных компонентов системы управления двигателем или загрязнение ее механических частей. Особенно чувствительны к качеству работы форсунок моторы с непосредственным впрыском топлива, где эффективность сгорания напрямую зависит от точности распыления.
В таких двигателях загрязненные форсунки могут привести к появлению сажи в выхлопе. В то же время в двигателях с распределенным впрыском (во впускной коллектор) неисправные форсунки скорее вызовут потерю тяги, рывки при движении и неустойчивые холостые обороты, чем заметное дымление.
Скачай приложение бесплатно и получи 300₽ в подарок
Мы разработали мобильное приложение!
После регистрации в приложении мы дарим Вам подарок -
300 БОНУСОВ, которыми вы можете оплатить часть работ
- Кэшбек 5% от каждого заказ-наряда
- Удобное оформление онлайн-заявки на запись с выбором удобного автотехцентра
- Актуальные анонсы о проводимых акциях и персональных предложениях
Установите приложение за 2 простых действия:
Отдельной распространенной причиной черного дыма из выхлопной трубы являются проблемы с системой зажигания. Пропуски воспламенения из-за неисправных свечей, проводов или катушек приводят к неполному сгоранию топлива.
Особую опасность представляет позднее или раннее зажигание, когда топливная смесь воспламеняется не от искры, а от перегретых деталей камеры сгорания. Этот процесс не только вызывает появление темного дыма, но и может быстро вывести двигатель из строя.
Особенности дымления дизельных двигателей
В отличие от бензиновых моторов черный дым из выхлопной трубы машины на дизеле в силу особенностей рабочего процесса действительно встречается чаще. Именно поэтому у современных дизельных машин присутствует специальный сажевый фильтр. Причина образования сажи объясняется принципиально иным способом воспламенения топлива и особенностями смесеобразования.
Даже полностью исправный современный дизель может кратковременно дымить черным дымом в двух характерных режимах: при холодном пуске (особенно в мороз) и при резком ускорении. Однако постоянное дымление или выбросы густых черных клубов при разгоне однозначно указывают на наличие неисправностей.
Основные причины дымления дизелей во многом аналогичны бензиновым двигателям, за исключением проблем с системой зажигания, которой в дизелях попросту нет.
Наиболее распространенная проблема — переобогащение топливной смеси, которое может происходить по двум причинам (как и в бензиновых движках): недостаток воздуха или избыток топлива. При этом в современных электронно-управляемых дизелях второй вариант встречается значительно чаще.
Старые моторы с механической системой подачи топлива в цилиндры мы сознательно не рассматриваем.
В «электронных» дизелях переобогащение смеси обычно вызывает неисправности датчиков системы управления или проблемы с исполнительными механизмами. Также к появлению черного дыма из выхлопной трубы причастно засорение или выход из строя сажевого фильтра.

В отличие от бензиновых моторов дизельные двигатели крайне требовательны к чистоте форсунок. Эффективность сгорания в них напрямую зависит от тонкости распыления топлива. Если форсунка загрязнена нагаром, топливо поступает в цилиндр крупными каплями, которые не успевают полностью сгореть. В результате появляется черный дым из выхлопной трубы (частицы сажи от неполного сгорания).
Когда форсунка окончательно выходит из строя и перестает распылять топливо, а просто льет его струей в цилиндр, ситуация становится еще серьезнее. В таком случае топливо вообще не воспламеняется, и в выхлопную систему попадает несгоревшая солярка. Дым при этом меняет цвет, он становится светлым, с голубоватым оттенком и сопровождается резким запахом дизельного топлива.
Конкретные неисправности, вызывающие черный дым из выхлопной трубы
Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о неполном сгорании топлива, в результате чего образуется сажа. К этому могут привести следующие неисправности.
Загрязненный воздушный фильтр
Если воздушный фильтр сильно забит пылью и грязью, в цилиндры поступает недостаточно воздуха. Это нарушает оптимальное соотношение топливовоздушной смеси, приводя к ее переобогащению и образованию сажи.
проблемы?
Оставьте номер
и мы проконсультируем
вас бесплатно!
Перезвоним в течение 1 минуты
Неисправные топливные форсунки
Идеальная работа форсунок обеспечивает мелкодисперсное равномерное распыление топлива в цилиндре. Если же они забиты или не закрываются вовремя, топливо впрыскивается неравномерно, следовательно, образуются зоны, куда будет поступать избыточное количество топлива. В таких участках оно сгорает не полностью, выделяя углеродные частицы, и так появляется черный выхлоп.
Ошибки датчика расхода воздуха
Датчик расхода анализирует объем поступающего воздуха, помогая ЭБУ точно дозировать топливо. Если он работает некорректно, система впрыска может подавать слишком много горючего, что приводит к неполному сгоранию и сажеобразованию.
Неисправность клапана ЕГР
Система рециркуляции отработавших газов (ЕГР) снижает выброс оксида азота, подмешивая часть выхлопа во впуск. Если клапан заклинивает в открытом положении, в цилиндры попадает слишком много отработавших газов, что ухудшает горение смеси и провоцирует появление черного дыма.
Износ поршневых колец
Поршневые кольца предотвращают попадание масла в камеру сгорания. При их износе оно просачивается внутрь и течет прямо в камеру сгорания. Образуется густой черный дым с характерным маслянистым оттенком.

Накопление отложений в двигателе
Со временем в камере сгорания, на клапанах и форсунках скапливаются нагар и кокс. Эти отложения нарушают нормальное смесеобразование, снижают эффективность сгорания и способствуют выбросу сажи. У нового двигателя таких проблем не будет, но со временем на основных частях мотора накопятся продукты сгорания.
Особенно актуально это для двигателей с большим пробегом или при использовании некачественного топлива.
Действия при появлении черного дыма из выхлопной трубы
Если вы заметили черный дым из выхлопной трубы, лучше сразу же обратиться в сервис для точной диагностики. Однако перед этим можно провести несколько простых проверок.
- Используйте очиститель инжекторов. Снимите топливную рейку, очистите ее и добавьте в бензобак специальную присадку для очистки форсунок. После этого черный дым из выхлопной трубы машины на бензине может исчезнуть. Рекомендуется чистить форсунки каждые 60–70 тыс. км.
- Смените АЗС. Черный дым может появляться из-за некачественного топлива. Попробуйте заправиться на другой заправке.
- Замените воздушный и топливный фильтры.
- Проверьте форсунки и карбюратор.
- Проверьте компрессию. Низкая компрессия в цилиндрах (из-за износа поршневых колец или клапанов) ухудшает сгорание топлива. Сравните полученные значения с нормой для вашего двигателя.
- Скорректируйте стиль вождения. Резкие старты и торможения приводят к неполному сгоранию топлива. Плавный разгон и умеренные обороты помогают двигателю работать эффективнее.
Появление черного дыма из выхлопной трубы в единичном случае — это не повод для срочного ремонта. Такое может произойти из-за временных факторов вроде конденсации влаги, кратковременного сбоя датчиков или некачественной заправки. Однако если проблема приобретает постоянный характер, это сигнал для немедленной диагностики.
Особенно опасно игнорировать эту проблему, если она появляется систематически. Черный дым из выхлопной трубы в машине на бензине может привести к переливу топлива из-за неисправного насоса, что грозит гидроударом при недостатке кислорода в смеси.
Для дизельных моторов последствия могут быть еще более тяжелыми, вплоть до разрушения цилиндров из-за критических нагрузок на поршневую группу.
Часто задаваемые вопросы о черном дыме из выхлопной трубы
Как понять причину появления черного дыма?
Первым делом проверьте состояние свечей. Это надежный индикатор проблем с топливной смесью. Равномерный черный матовый налет на всех свечах свидетельствует о системном переливе топлива во всех цилиндрах.
Если же нагар присутствует только на некоторых свечах, это указывает на локальные проблемы: неисправность конкретных свечей, катушек зажигания, проводов или крышки трамблера.
Какая причина черного дыма у турбированных машин?
В моторах с турбонаддувом черный дым часто появляется из-за подсоса воздуха. Недостаток наддувочного воздуха приводит к тому, что смеси становится больше. Не только проверяйте впускной тракт, но и уделите особое внимание целостности интеркулера, патрубков и клапана вентиляции картера.
Какова причина появления черного дыма из выхлопной трубы у машины на дизеле?
Качество дизельного топлива — основной фактор появления черного дыма. Подобная проблема у дизелей встречается довольно часто. Топливо с низким цетановым числом (менее 48) хуже воспламеняется и сгорает не полностью, что сразу проявляется черным выхлопом.
После заправки некачественным ДТ можно заметить потерю мощности двигателя, увеличенный расход топлива, характерный черный шлейф за автомобилем и жесткую работу мотора.
Для точной диагностики рекомендуется сразу обратиться в специализированный сервис, где есть все необходимое оборудование для решения проблемы черного выхлопа.
Самостоятельная диагностика возможна лишь для первичной оценки состояния, тогда как точное определение причины требует профессионального подхода и специального оборудования. Особенно это важно для современных двигателей со сложными системами управления.
Источник изображения в шапке статьи: autovit.ro