- Необходимость наличия системы учета в автосервисе
- Оперативный учет
- Финансовый учет
- Учет трудового участия
- Складской учет
- Основные проблемы организации учета в автосервисе и способы их решения
- Разнообразие наименований товаров и сложность поиска необходимой детали
- Реализация учета через систему заказ-нарядов. Сквозной учет
- Планирование работы сотрудников
- Отсутствие консолидированного учета
- Программы, помогающие вести учет в автосервисе
- «АвтоДилер»
- iDirector
- Splus
- ZEN.CAR
- Control365
- Часто задаваемые вопросы об учете в автосервисе
- Каковы главные виды учета в автосервисе?
- Какова цель автоматизации учета в автосервисе?
- Какую программу выбрать для автосервиса?
- Каким должен быть бухгалтерский учет в автосервисе?
Зачем нужен? Учет в автосервисе позволяет владельцу оценивать рентабельность бизнеса и в случае необходимости вносить изменения в работу предприятия. Однако своевременное получение нужной информации помогает решать и другие задачи.
На что обратить внимание? В данном направлении деятельности существуют разные виды учета: оперативный, финансовый, трудовой, складской. Каждый из них имеет свои цели и характерные особенности.
Необходимость наличия системы учета в автосервисе
Современный мир — это жестокая конкуренция, поэтому от верно принятых решений часто зависит не только то, насколько будет процветать фирма, а даже сам факт ее существования. Одно из верных решений в бизнесе — вести учет для роста прибыли предприятия.
Также ведение учета в автосервисе решает и другие задачи:
- Информирование руководства предприятия о результатах его деятельности.
- Сбор статистики о доходах и расходах бизнеса в определенном направлении и вывод о прибыльности.
- Оперативный учёт результатов работы с отдельными поставщиками.
- Анализ результативности деятельности какого-либо подразделения предприятия.
Сбор, учет и анализ данных также необходимы, чтобы сделать выводы о прибыльности бизнеса, о нецелевых расходах. Это поможет скорректировать работу и определить общий вектор развития предприятия. Рассмотрим подробнее, какие направления учета могут быть в автосервисе.
Оперативный учет
Основная его цель — контролировать и регулировать хозяйственную деятельность автосервиса. Данные для него не нужно где-то запрашивать, все есть на рабочем месте. Менеджеры получают информацию о расходе и остатках имеющихся в наличии ресурсов, а также об оказанных услугах, а руководитель может контролировать, что происходит на его предприятии.
Оперативный учет начинается с открытия предприятия — это первичная документация, например, счета-фактуры, наряды на заказ и другие бумаги, необходимые для работы. Правильная организованная система документооборота — залог получения достоверной информации о хозяйственном и финансовом состоянии автосервиса.
Оперативный учет на СТО дает возможность:
- Осуществлять незамедлительный контроль деятельности отдела продаж, хозяйственного склада, ремонтного отдела, а также оценивать рекламные и маркетинговые кампании. Если автоматизировать эти процессы, настроив сводные отчеты, можно еще эффективнее управлять станцией техобслуживания.
- Эффективнее вести финансовый учет и составлять бухгалтерскую отчетность за счет организованного документооборота, включающего бланки первичной отчетности, заказы-наряды и другие бумаги.
- Формировать единую базу учета клиентов автосервиса — контактные данные, факты обращения в автосервис, история обслуживания автомобиля клиента. Эти данные важны для получения обратной связи, повышения качества сервиса и мотивации повторных продаж. Автосервису надо внедрить CRM-систему. Она поможет управлять взаимоотношениями с клиентами, фиксирует все их данные и отслеживает изменения в работе с ними.
Итак, оперативный учет — это, прежде всего, контроль повседневной деятельности СТО, определение соответствия бизнес-процессов качеству и сроку их выполнения. В его основе как финансовые, так и неденежные показатели, которые показывают эффективность управления автосервисом.
Финансовый учет
Следующий вид учета, важный для эффективной работы автосервиса — финансовый (бухгалтерский) учет. Его основная цель — отслеживать любые операции соответствующего плана на СТО и его экономическую деятельность.
Задачи финансового учета:
- Контроль состояния уставного капитала, использования всех активов автосервиса (материальных, финансовых и трудовых).
- Отслеживание и управление информацией, необходимой для проверки разными органами.
- Предотвращение отрицательных результатов деятельности автосервиса.
- Контроль выполнения утвержденных смет и нормативов предприятия.
- Оценка целесообразности хозяйственных операций СТО.
Именно с помощью бухгалтерского учета разрабатываются калькуляции стоимости работ, проводится оценка стоимости товарных остатков на складе компании.
Финансовый учет также необходим в случае взятия кредита на развитие бизнеса, проведения мероприятий по анализу инвестиционной привлекательности СТО и сдачи налоговой отчетности в соответствующие службы.
Учет трудового участия
Он, прежде всего, позволяет корректно рассчитывать заработную плату коллектива, а также анализировать эффективность деятельности его членов. Учет трудового участия формируется из расчетов норм времени занятости, а также из штатного расписания и графика персонала.
Он позволяет:
- Выявить уровень загрузки СТО. Это определяется по количеству свободных менеджеров и помогает определить максимальную нагрузку на автосервис. Такую информацию используют при формировании записи клиентов.
- Составить график деятельности специалистов автосервиса. Взяв за основу данные этого учета, составляется рабочий график, где отражены отпуска, отгулы, больничные и выходные каждого сотрудника. Это помогает сделать бизнес-процесс более рациональным, избегая переработки в пик нагрузки и отправляя в отпуск персонал во время спада спроса.
- Определить эффективность работы каждого специалиста СТО. Учет трудового участия в автосервисе существенно помогает управлять штатом, решать вопрос с премированием или увольнением, в случае сокращения кадров.
Итак, трудовой учет в автосервисе обязательно необходим для эффективной работы команды, что способствует повышению конкурентоспособности предприятия, укреплению позиций на рынке и улучшению качества оказываемых услуг.
Складской учет
Основная его цель — поддерживать порядок в запасах.
Задачи складского учета в автосервисе:
- Контроль остатков запчастей и материалов. Через систему управления автосервисом работники могут управлять наличием всего нужного на складе, а начальник — следить за честностью сотрудников, предупреждая кражи и реализацию неучтенного мимо кассы.
- Рациональное зонирование склада. Этот вид учета позволяет распределить все товары так, чтобы избежать захламления помещения, травматизма сотрудников, а также ускорить отгрузку заказов и упростить процесс инвентаризации.
- Систематизация данных. Благодаря складскому учету вся информация о товарах сгруппирована в каталогах, что экономит время, тем самым повышая качество обслуживания и привлекая новых клиентов.
Итак, правильно организованный складской учет в автосервисе позволяет решать несколько задач — увеличить эффективность труда рабочих, сократить потери времени и финансов, которые часто возникают при работе с автозапчастями.
Основные проблемы организации учета в автосервисе и способы их решения
Несмотря на то, что автосервис кажется очень простым бизнесом для ведения контроля, это совсем не так. Каждый клиент с момента обращения проходит через множество этапов и операций, связанных с обслуживанием автомобиля. Поэтому ведение учета для СТО — это объективная необходимость.
С какими проблемами сталкивается руководство автосервиса при осуществлении деятельности?
Разнообразие наименований товаров и сложность поиска необходимой детали
Даже сервисам, которые работают с одной автомобильной маркой, бывает сложно разобраться с большим количеством запчастей, а для занятых разными видами машин это практически непосильная задача. Зачастую одна небольшая деталь может иметь несколько типов и форм, в зависимости от модели машины. Это затрудняет не только поиск необходимой запчасти, но и их складской учет.
Как решить проблему? Лучшее – интеграция каталогов продавца и автосервиса, чтобы все данные о поставках на склад автоматически загружались в базу с верными артикулами и другими данными.
Реализация учета через систему заказ-нарядов. Сквозной учет
Автосервис представляет собой бизнес, в котором совмещены продажа товаров и оказание услуг. Сложность и в том, что нельзя определить полный ее объем сразу, при осмотре машины, часто закупать недостающие детали приходится уже в процессе работы над авто. Лучшее решение при ведении учета товаров и услуг — заказ-наряды, в которые можно добавлять информацию.
Также в автосервисах обязательно нужно вести историю обслуживания машины. Если у мастера есть данные о предыдущих проблемах, ему проще определиться с текущим ремонтом, что существенно сократит время работы с авто. При этом важно помнить, что учет нужно вести по VIN-коду, который у автомобиля не меняется, в отличие от владельцев и регистрационных номеров.
Планирование работы сотрудников
Запланировать занятость специалистов, особенно механиков, бывает невозможно. Ведь объем работ по автомобилю часто становится понятен только в процессе обслуживания. Для небольших автосервисов эта проблема не так актуальна, как для крупных, имеющих несколько сервисных пунктов. К тому же, может понадобиться помощь специалистов разного профиля и изначально не понятно, кого именно.
Как решить проблему? Лучший вариант – использование встроенного модуля календаря 1С либо интеграция сторонних виджетов. Эти программы, приложения помогут рационально планировать работу сотрудников, анализировать потребность в специалистах, бороться с простоями.
Отсутствие консолидированного учета
Данная проблема характерна для предприятий, у которых две учетные системы, бухгалтерская и управленческая. Это приносит много проблем. Возникают ошибки, расхождения в цифрах, что затрудняет эффективное управление предприятием.
Консолидированный учет поможет решить проблему. Он основан на понимании факта, что одна из систем должна быть доминирующей. Когда работник вносит данные в главную, они автоматом отражаются во второй. Помимо избегания ошибок, консолидированный учет еще и существенно сокращает время занятости операторов.
Кроме вышеупомянутых проблем, у каждого отдельно взятого автосервиса могут быть и другие, присущие только данной организации. Выявить их и предложить пути решения специалисты могут только после исследования бизнес-процессов и норм учета.
Программы, помогающие вести учет в автосервисе
Автоматизированный учет в автосервисе, организованный с помощью онлайн-приложений и специальных программ, в том числе и бесплатных, не только сделает проще процесс управления предприятием и его финансами, но и ускорит оформление различных документов, тем самым повысив эффективность деятельности СТО.
Примеры популярных программ для автоматизации бизнеса:
«АвтоДилер»
Профессиональная программа, разработанная специально для автосервиса. Есть настольная и облачная версии. Что умеет программа:
- Рассчитывает стоимость ремонта: заказ-наряд, нормы времени, запчасти.
- Настраивает CRM: история ремонтов, запись на обслуживание, план задач для менеджера.
- Помогает организовать продажу запчастей: каталог оригиналов и аналогов, оценка по 60 поставщикам, складской учет.
- Проводит аналитику, расчет зарплаты, учет денежных средств, экспорт в 1С.
- Поможет настроить кассы, эквайринг, WhatsApp, телефонию.
iDirector
Данная онлайн-программа также разработана для автосервисов. Здесь в одном месте собраны полезные утилиты для эффективного руководства бизнесом: рабочий табель, бухгалтерия, универсальный календарь, клиентская база, заметки, заказ-наряды и другое. Есть интеграция с сайтом автосервиса.
Splus
Еще одна онлайн-программа для СТО. Что предлагают разработчики:
- Возможность просмотра истории заказ-нарядов и оплаты по клиентам, истории поступления и списания запчастей.
- Начисление и выдача зарплаты слесарям и мастерам-приемщикам.
- Расчет стоимости ремонта с использованием данных официального справочника нормативов времени от автопроизводителей, интегрированный с заказ-нарядом.
- Интеграцию с 50 крупнейшими поставщиками запчастей.
ZEN.CAR
Система управления автосервисом. Какие функции выполняет программа? Помогает управлять складом, планировать посты, записывать клиентов на ремонт, автоматизировать учет обслуживания. С помощью ZEN.CAR можно создавать заказ-наряд из карточек автомобиля и клиента, из журнала записи и загрузки постов, добавлять работы из каталога с нормами времени.
Control365
Облачная система для разных фирм, связанных с автобизнесом — автомоек, шиномонтажа, СТО.
Программа позволяет:
- Автоматизировать оформление заказов.
- Контролировать персонал.
- Вести учёт сопутствующей торговли.
- Привлекать и удерживать клиентов.
- Автоматизировать расчёт зарплаты.
- Формировать необходимые документы и отчётность.
Control365 работает на всех устройствах и дает возможность получать информацию онлайн из любой точки мира.
Часто задаваемые вопросы об учете в автосервисе
Каковы главные виды учета в автосервисе?
Для СТО основными являются следующие виды учета:
- Оперативный, с помощью которого можно контролировать хозяйственную деятельностью автосервиса.
- Трудовой учет, который позволяет анализировать время работы специалистов.
- Складской, который дает возможность держать под контролем все находящиеся на складе материалы.
- Финансовый (бухгалтерский) учет, с помощью которого можно отследить все денежные операции автосервиса и их результаты.
Какова цель автоматизации учета в автосервисе?
Основная — управлять предприятием наиболее эффективно и устранить недостатки организации. Автоматизация позволит лучше контролировать работу всех отделов, упрощает связь «поставщик-клиент», что в итоге приводит к росту конкурентоспособности и повышению прибыльности СТО.
Какую программу выбрать для автосервиса?
ПО довольно много, но есть несколько основных критериев выбора. Главный — это надежность, чтобы никакие данные не могли «утечь» или потеряться. Еще один — скорость, ведь чем быстрее работает автосервис, тем больше клиентов он успеет обслужить за рабочий день.
Каким должен быть бухгалтерский учет в автосервисе?
В техцентре он должен выполнять следующие функции:
- Учитывать уставной капитал сервиса и следить за его изменениями.
- Внимательно работать с денежными средствами.
- Разбираться в расчетных данных с поставщиками.
- Работать с основными имеющимися средствами и нематериальными активами.
Организация учета в автосервисе является обязательным условием для осуществления контроля хозяйственной деятельности техцентра и контроля за движением финансовых средств и материальных активов предприятия. При открытии СТО автоматизация учета автосервиса — одна из первых задач, которая должна быть решена для успешного развития компании.